Прежде чем «просто выключить телефон», надо хорошо подумать

Большинство средств массовой информации и представителей сотовый операторов единодушны в своем отношении к акции «Просто выключи телефон». Мнение последних приведены в настоящей публикации, и оно совпадает с редакционной позицией ИАА «Сотовик». Мы специально не стали уделять особого внимания освещению данного события, дабы косвенно не подогревать к нему интереса аудитории. Вкратце редакционную позицию можно сформулировать следующим образом.

На наш взгляд, данная акция не имеет под собой каких-либо серьезных экономических или маркетинговых причин, которые могли бы оправдать столь жесткую потребительскую реакцию. Более того, эту акцию скорее уместно рассматривать в разрезе социо-культурном, нежели экономическом. Сотовая связь уже давно стала важным элементом повседневной жизни современного человека, тем самым автоматически превратившись в достаточно сильный раздражитель, который может провоцировать порой диаметрально противоположное отношение, от восхищения до возмущения. В самой идее этой акции угадывается изрядная доля извечного русского анархизма: русский человек трактует то, от чего его жизнь или его быт в значительной степени зависит, как то, что ему навязано извне некой злой волей и против чего ему нужно противостоять. При этом, чем крупнее организации, навязавшие ему свою «злую» волю, тем широкой русской душе лучше. На мелочи она не разменивается. Если возвращаться к рыночным реалиям, то проблемы, обсуждаемые в рамках этой акции, с одной стороны, вовсе не уникальны для России, а с другой, прекрасно известны операторам и над ними идет постоянная работа. Проблемы с качеством связи знакомы и западному потребителю, также как и недовольство стоимостью сотовых услуг. В любом случае здесь Россия является частью мирового рынка, и для нас также характерна высокая конкуренция, или тирания выбора, говоря языком современных маркетинговых теорий. Так что потребитель может выбирать и голосовать «за» или «против» своим отключением или, напротив, выбором услуг того или иного оператора.

Вот что думают по поводу акции «Просто выключи телефон» представители операторов сотовой связи:

Андрей Брагинский, директор по внешним связям ОАО «МТС»:

"В первой половине года были популярны акции типа Flash Mob, когда люди в определенный момент собираются вместе и выполняют какие-нибудь абсурдные действия. Теперь, кажется, в мире набирают популярность акции протеста против сотовых операторов. Мы рассматриваем эти мероприятия как имеющие одну природу – люди развлекаются.

На самом деле понятно, что сотовая связь стала совершенно необходимым атрибутом современной жизни и отказаться от нее даже на пару часов будет непросто. К тому же именно 1-2 сентября бывает одна из самых высоких нагрузок на сеть за год – дети идут в школу, люди возвращаются из отпусков и т.д. Маловероятно, что в такой день люди могут позволить себе оказаться без связи.

Что же касается сути акции: организаторы призывают к дальнейшему улучшению качества работы сетей и абонентского обслуживания. С большинством тезисов нельзя не согласиться – для МТС постоянным приоритетом являются повышение качества связи и уровня абонентского сервиса, расширение ассортимента тарифных предложений и услуг. Некоторые требования, например, о передаче телефонного номера в собственность абонента, трудновыполнимы с технической и организационной точек зрения. Такие вопросы не могут решаться на митингах".

Михаил Умаров, директор службы по связям с общественностью ОАО «ВымпелКом»:

«Мы открыты к диалогу с нашими клиентами и активно сотрудничаем не только на словах, но и на деле с различными сообществами. Среди них, например, "Общество потребителей мобильной связи" (cells.ru) и Siemens-club. И если у организаторов акции есть конкретные пожелания к работе операторов, то мы готовы их обсуждать. Те тезисы, которые были озвучены на сегодня, являются довольно общими.

Организаторы акции говорят о высоких ценах, низком качестве и плохом сервисе сотовых сетей. Но эти высказывания не подтверждаются фактами. Во-первых, тарифы в России одни из самых низких в мире, как на голосовую связь, так и на дополнительные услуги. Каждый месяц в стране подключается около 3 млн. новых абонентов, что говорит о доступности услуг мобильной связи для населения. По качеству российские сети сегодня не уступают, а порой и превосходят европейский или американский уровень. Например, наша сеть в Московском регионе - не только самая крупная городская сеть в России, но и одна из крупнейших в мире. Только в июне в сети Би Лайн GSM по Росссии установлена 471 базовая станция, что является мировым рекордом строительства. Мы постоянно расширяем территорию обслуживания и оптимизируем работу сети "Би Лайн" там, где уже существует покрытие. И, наконец, исследования показывают, что абоненты "Би Лайн" удовлетворены нашим обслуживанием».

Александр Маношкин, ведущий специалист по рекламе и связям с общественностью ОАО «Московская сотовая связь»:

«Не думаю, что планируемая акция по отключению мобильных телефонов будет с энтузиазмом воспринята большинством пользователей услуг сотовой связи. Ведь первые дни сентября – это начало школьного сезона, оживление деловой активности, многие планируют к этому моменту возвращение из отпуска. Вряд ли абоненты могут позволить себе оказаться без связи. Организаторам акции не удастся превратить ее в экономический рычаг давления на операторов мобильной связи и причинить, как некоторые надеются, серьезный материальный ущерб сотовым компаниям.

Надо заметить, что качество услуг, предоставляемых российскими сотовыми компаниями, зачастую выше, чем в сетях операторов в развитых зарубежных странах, а тарифы находятся на вполне сопоставимом уровне. Как правило, у сотовых операторов ведется планомерная работа с обращениями абонентов, поступающих в ходе личных визитов, по электронной почте, звонков в справочно-информационную службу, на постоянной основе осуществляется мониторинг работы сети, проводятся оперативные мероприятия по ее оптимизации.

Над реализацией ряда предложений, высказанных организаторами акции, сотовые операторы уже работают на протяжении определенного времени. Но некоторые требования, такие как, например, передача телефонного номера в собственность абонента сегодня технически и организационно трудно выполнимы, и не могут решаться во время одномоментных акций».

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг