Петербург становится «умнее». Обзор рынка фиксированного ШПД для B2C за 2018 год

Петербуржцам повезло: город практически опутан сетью интернет-кабелей, и практически в каждом доме у жителей есть выбор из трех-четырех провайдеров. К традиционному набору услуг (телефония, Интернет и ТВ) ведущие игроки добавляют новые цифровые сервисы вроде «умного» дома и видеонаблюдения. Огорчает только одно – повышение цен. Впрочем, при желании подобрать наиболее оптимальный по стоимости тариф все-таки можно.

Растите вширь

Как свидетельствует ГК «ФИНАМ», по итогам 2018 года Петербург сохраняет отрыв от Москвы по уровню проникновения Интернета. Уже 88-89% домохозяйств имеют здесь доступ к Сети (84% – широкополосный), в то время как Москве – только 83%. В 2019 году уровень проникновения Интернета в Петербурге превысит 90%, широкополосного доступа – 85%.

 

Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ»

Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ»

 

«Предпосылки для роста, безусловно, есть, хотя расти операторы будут скорее вширь, чем вглубь. Недавно Росстат обнародовал данные, согласно которым 35,9% петербуржцев используют Интернет для заказа товаров и услуг. В 2019 году этот показатель вырастет до 38-40%.  Неудивителен всеобщий интерес к рынку электронной коммерции, в том числе и со стороны телекоммуникационных операторов. Анонсированные в этом году партнёрства Alibaba, Mail.ru и «МегаФона» с одной стороны и «Яндекса» и Сбербанка с другой, претендующие на построение крупнейших российских маркетплейсов, будут, начиная со наступающего года, и в течение всего следующего десятилетия, определять скорость развития российской электронной коммерции», – комментирует аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын,

С другой стороны, по данным агентства «Рустелеком», прибыль петербургских операторов связи от услуги доступа в Интернет по итогам 9 месяцев 2018 года уменьшилась более чем на 1%, не говоря уже об услуге местной телефонной связи. Чтобы остаться в плюсе, операторы должны работать над внедрением дополнительных сервисов на своих сетях – чем они и занимаются более-менее успешно.

Рост тарифов – пожалуй, главный тренд уходящего года, который затронул, по большому счету, основную долю петербургских абонентов. Только в декабре об изменении тарифных сеток сообщили такие провайдеры, как «Ростелеком», «Дом.ru», SkyNet и другие. Причем для «Дом.ru» это даже не второе повышение за год: агрессивная политика демпинга явно сменилась на политику «закручивания тарифных гаек».

На сегодняшний день федеральные операторы, безусловные лидеры петербургского рынка «Ростелеком» и «Дом.ru» подключают абонентов к сети не менее чем за 500 руб/мес. Провайдеры, следующие за ними на большом расстоянии, вроде «Эт Хоум» и SkyNet, сохраняют демократичные тарифы от 400 рублей.

Высокие цены частично компенсируются дополнительными преимуществами: например,  клиенты «Дом.ru» могут выходить в сеть на скорости до 300 Мбит/с и до 500 Мбит/c, а тариф «Игровой» «Ростелекома» предусматривает скорость до 800 Мбит/с.

M&A

В 2018 году продолжились интеграционные процессы внутри структур «ЭР-Телеком Холдинг»: летом ООО «Директ-Телеком» (бренд «ТЕЛРОС Телеком») окончательно слился с «ВЕСТ КОЛЛ СПб». Кроме того, чуть раньше исчез с рынка бренд InterZet – эта сеть также была поглощена «ЭР-Телекомом».

Из событий в жизни петербургских провайдеров «второго эшелона» отметим продолжение серии приобретений «Smart Home»: к нему присоединились сети ООО «Виартком» (бренд Viartcom, Приморский, Красносельский, Кировский и Фрунзенский районы) и ООО «ВЕСТ-КОМ трейд» (домашняя сеть в Сестрорецке, Сертолово, Ломоносове и других городах).

Кроме того, эксперты замечают, что процессы M&A среди провайдеров «второго эшелона» в городе не прекращаются: в частности, на продажу выставлены активы компаний, которые сами раньше активно занимались поглощением.

Платное ТВ: предел достигнут?

Симптоматично, что, несмотря на отмену аналогового вещания ТВ (слухи об этом идут уже года три, но теперь уже точно), активностей операторов в области платного ТВ в текущем году было гораздо меньше, чем в предыдущем. Разве что запуск «телевидения будущего» Wink у «Ростелекома».

К слову, по данным «ТМТ Консалтинг», число абонентов платного ТВ в России по итогам 3 квартала 2018 года выросло всего на 0,5%. Похоже, что этот сегмент рынка достиг насыщения как по абонентской базе, так и по необходимому ей контенту. Немудрено: в сетке «Ростелекома» 266 ТВ-каналов, у «Дом.ru» и «Смотрешки» (поставщик ТВ-контента, предоставляющий сервис для «Эт Хоум» и других провайдеров) так же более 200.

Операторы цифровых сервисов и цифровой эко-среды

Светлана Шамзон, заместитель директора макрорегионального филиала «Северо-Запад» - директор по работе с массовым сегментом ПАО «Ростелеком»

Светлана Шамзон, заместитель директора макрорегионального филиала «Северо-Запад» - директор по работе с массовым сегментом ПАО «Ростелеком»

 

«Ростелеком» ориентируется на создание цифровой эко-среды для каждого абонента. В рамках реализации этой стратегии мы запустили услуги по безопасности – видеонаблюдение. Это не продажа камеры, а услуга под ключ, когда за 300 р. в месяц вы получаете и оборудование и хранение и управление на смартфон. Мы запустили умный домофон, запустили сервисы по страхованию, обучению, телемедицине. Наша компания обеспечивает безопасность клиентов в сети», – говорит заместитель директора макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» - директор по работе с массовым сегментом Светлана Шамзон.

Действительно, число облачных сервисов, доступных для подключения петербургским абонентам, в 2018 году увеличилось. В частности, интерес представляют услуги по безопасности – например комплект «Умный дом», обзор которого есть на SPbIT.ru. В рамках проекта «Умный город» оператор готов обеспечить городскую инфраструктуру интеллектуальными остановками и другим оборудованием.

«ЭР-Телеком» сообщил о нескольких инфраструктурных проектах, реализованных в уходящем году. Один из самых масштабных – размещение в многоквартирных жилых домах «умных домофонов», которые представляют собой современные антивандальные панели, оснащенные камерами видеонаблюдения и управляемые со смартфона с помощью мобильного приложения «Умный Дом.ru», с семидневным архивом записей. Кроме того, при установке такого оборудования компания обеспечивает открытую бесплатную зону Wi-Fi на придомовых территориях. Оборудование уже установлено более чем в 4 000 парадных в семи районах города, а к 2020 году количество парадных должно достичь 8 532. 

Осенью совместно с ГУП «Ленсвет» «ЭР-Телеком» начал тестирование «Умных светильников», расположенных на Васильевском острове. Пилот будет проходить в течении 6 месяцев. Уже сегодня можно сказать, что замена обычных городских светильников на предлагаемое нами решение позволит обеспечить экономию электроэнергии и эксплуатационных затрат более чем на 50%.

Несколько проблем сервисов типа «умного дома» подмечают эксперты рынка. Во-первых, видеонаблюдение и «умные» домофоны – впрочем, как и PON – удовольствие прежде всего для жителей новостроек. Оператору выгоднее и проще заключить договор об услугах связи с застройщиком на этапе возведения здания, чем договариваться с управляющими компаниями старого фонда. Тем более, что новые высотные «муравейники» и «хрущевки» 80-х – это две огромных разницы в плане проникновения.

Вторая проблема данных сервисов – в соотношении их стоимости и функционала. Например, услуга облачного охранного видеонаблюдения без функции оповещения органов реагирования практически бессмысленна. В то же время, за 20-50 рублей в месяц она была бы более востребована, чем за 300.

 

Роман Кравцов, генеральный директор АО «Компания ТрансТелеКом»

Роман Кравцов, генеральный директор АО «Компания ТрансТелеКом»

 

«В настоящее время мы участвуем в уникальном по масштабу проекте по созданию единой транспортной карты – универсального платежного инструмента и проездного документа пассажира РЖД. Компания ТрансТелеКом отвечает за технологические процессы при создании нового продукта, обеспечивающие возможность хранения баланса на самой карте, что позволит ей пользоваться в режиме отсутствия доступа к сети Интернет. При проведении Чемпионата мира по футболу мы организовали бесплатный Wi-Fi на вокзалах во всех регионах проведения матчей. К старту главного футбольного события компания ТрансТелеКом также реализовала возможность авторизации в Wi-Fi сетях на железнодорожных вокзалах городов-организаторов по номеру проездного документа. Отныне авторизоваться по номеру проездного документа можно за четыре часа до отправления поезда и в течение четырех часов после прибытия на вокзал. Услуга продолжила работу и после завершения Чемпионата и по-прежнему доступна пассажирам и гостям на вокзалах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов», – дополнил картину развития отрасли генеральный директор АО «Компания ТрансТелеКом» Роман Кравцов.

«В будушем году продолжится консолидация рынка и рост ARPU как у текущей базы абонентов, так и в продажах. Операторы продолжат разрабатывать персонифицированные продукты и внедрять клиентоориентированный подход. Будет набирать обороты цифровая трансформация бизнеса, в которой будет увеличиваться доля онлайн-продаж и онлайн-самообслуживания. Возрастет потребление «тяжелого» контента, как в Интернете, так и в ТВ (IPTV, онлайн-кинотеатры и т.д.), что потребует дополнительной модернизации сетей, расширения пропускной способности и повышения стабильности их работы. Операторы начнут больше инвестировать в развитие IoT, проектов «Умный город» и «Умный дом», искать выход в смежные отрасли (онлайн-образование, страхование, финансовые сервисы, электронную коммерцию и др.)», – дают прогноз представители «ЭР-Телеком».

Рубрики: Интернет

Ключевые слова: Интернет-провайдеры, доступ в Интернет, широкополосный доступ, Ростелеком, ЭР Телеком, ТТК