Минкомсвязь хочет приравнять ПО к товарам для обороны и безопасности при госзакупках

Минкомсвязь высказалась против исключения ПО из списка товаров, подлежащих строгому отбору при проведении госзакупок для государственных и муниципальных нужд. Ранее такое предложение сделал Минпромторг. Соответствующее письмо с разъяснениями позиции Минкомсвязи направлено в адрес главы Минпромторга Дениса Мантурова.

Минкомсвязь высказалась против высказанного в июне предложения Минпромторга, где предложили провести реформу в сфере госзакупок и принять более щадящую форму процедуры отбора товаров на закупку. Согласно предложению Минпромторга, ограничение на участие в торгах на закупку только товаров российских производителей должно распространяться лишь на те товары, которые предназначены для целей обороны и безопасности. Из этого списка предложено исключить продукцию легпрома и автопрома, спецтехнику, трамвайные вагоны, мебель и ПО.

Позиция Минпромторга

Как стало известно в июле, вице-премьер Дмитрий Козак отдал распоряжение заменить действующее ограничение на госзакупки иностранных продуктов на другие способы поддержки отечественного производителя. Детали этого распоряжения разъяснили в пресс-службе Минпромторга. Речь идет о том, что «в остальных случаях» следует применять механизм «третий лишний» и ценовые преференции.

На сегодняшний день по определенным группам товаров, в том числе на ПО, действует прямой запрет на участие иностранной продукции в госзакупках, если в торгах участвуют отечественные аналоги. Механизм «третий лишний» делает этот запрет более гибким. Он устанавливает запрет на участие товаров от иностранных производителей только в том случае, если в торгах принимают участие как минимум два других товара производителей из России или стран Евразийского экономического союза. Этот механизм уже опробирован и работает при закупках определённых товаров, например лекарств.

Вторая форма либерализации госторгов, предложенная Минпромторгом, состоит в использовании ценовых преференций. Сейчас она составляет 15% для российской продукции при госзакупках. По мнению Минпромторга, это позволит установить «единый подход к импортозамещению по всем сегментам рынка, унифицировать порядок подтверждения страны происхождения продукции и требования к процедурам закупки такой продукции».

Позиция Минкомсвязи

Однако в Минкомсвязи считают, что внедрение ценовых преференций и правила «третий лишний» в отношении закупок российского софта для государственных и муниципальных нужд может грозить проблемами для российских разработчиков. В ведомстве опасаются не только демпинга со стороны иностранных конкурентов, но также то, тчо российские производители софта не смогут предложить широкого набора однотипных программных продуктов, чтобы на равных конкурировать в торгах по новым правилам, не пропуская к участию иностранные компании.

Поэтому Минкомсвязь предложила исключить закупки ПО из перечня процедур для нового режима ограничений при госзакупках. Соответствующее письмо министра связи РФ Константина Носкова было отправлено, по данным российских СМИ, в адрес главы Минпромторга Дениса Мантурова.

Мнение представителей разработчиков ПО

Свое мнение о необходимости исключения ПО из списка разрешенных товаров для новых правил закупки Минкомсвязь подкрепляет статистикой. Согласно объявленным ею данным, с 2016 по 2018 год доля отечественного ПО в госзакупках выросла с 25% до 65%.

В то же время в конце июня стало известно из данных, обнародованных Ассоциацией разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт», что общая сумма госзакупок иностранного офисного ПО с начала 2019 года превысила 515 млн руб. Согласно оценкам, это «в десятки раз больше» закупок отечественных аналогов. В Минкомсвязи подтвердили эти данные, отметив, что доля зарубежных операционных систем в федеральных органах исполнительной власти составляет 96%, а офисных пакетов — 89,7%.

Наталья Касперская, председатель правления АРПП, заявила, что механизм ценовой преференции будет неработающим для существующей ситуации. По мнению Касперской, иностранный производитель может не придерживаться рыночных правил ценообразования и вводить демпинговые цены, «вплоть до нуля», с целью «захватить заказчика». Такие возможности им дает более широкий рынок сбыта, в отличие от российских разработчиков, которые не имеют пока широкого канала для продажи своих разработок.

По мнению Касперской, смена существующих на сегодняшний момент правил импортозамещения для поддержки российского ПО может привести к торможению этого процесса и негативно сказаться на цифровизации страны.

Рубрики: ПО, Регулирование

Ключевые слова: программное обеспечение, регулирование, госзакупки, Минкомсвязь