В январе–сентябре 2019-го мобильный интернет-трафик в РФ составил 10,9 млрд Гб — это почти на 7% больше, чем за весь 2018 год. Об этом свидетельствует опубликованная Минкомсвязью статистика. За три квартала этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, мобильный интернет-трафик в России увеличился на 52%, следует из материалов ведомства.
Пока мобильного трафика в России меньше, чем фиксированного — за девять месяцев пользователи домашнего интернета прокачали более 33 млрд Гб. Но растет он не так быстро, как сотовый — за год объем данных увеличился на 18,5%.
По словам гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, оценки Минкомсвязи консервативны — скорее всего, рост мобильного трафика был даже больше. По его подсчетам, к концу этого года российский мобильный пользователь ежемесячно расходовал 10–11 Гб трафика, а год назад — 6–7 Гб. Одна из главных причин — увеличение зоны охвата и пропускной способности сетей 4G как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других регионах.
— Пользователь за единицу времени может скачивать значительно больше данных, чем в 3G. И абоненты охотно этим пользуются, наращивая потребление трафика и свои платежи операторам, — отмечает эксперт.
Ранее агентство Telecom Daily провело опрос, в ходе которого 74% респондентов заявили: в III квартале 2019-го их расходы на сотовую связь по сравнению с началом года увеличились на 10%. Опрошенные «Известиями» эксперты отметили, что основная причина роста расходов — в увеличивающемся объеме потребления услуг, в том числе мобильного интернета.
По итогам III квартала 2019 года потребление трафика на одного абонента «Билайн» выросло более чем на 50%, рассказывает представитель оператора Анна Айбашева. В связи с этим клиенты выбирают пакеты с большим наполнением данных, утверждает она.
Также Денис Кусков говорит о росте интереса к мобильному видео: сейчас это наиболее трафикоемкий вид контента. На рынке появляются новые стриминговые сервисы, люди всё чаще смотрят кино и ТВ на мобильных устройствах. Кроме того, около трети в общем трафике операторов сейчас занимает контент с YouTube, перечисляет эксперт.
Еще один стимул роста мобильного интернета — доступность услуг связи. Тарифы на нее c начала года выросли на 10–12%, но всё равно остаются одними из самых низких в мире, отмечает Денис Кусков. По его словам, люди не считают потраченные гигабайты, а лишние 100 рублей в месяц в виде абонентской платы не преграда для роста трафика.
Прежде всего это связано с увеличением потребления видеоконтента, который становится всё более популярен благодаря развитию ОТТ-сервисов — например, онлайн-кинотеатров и YouTube, согласен аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Это основной драйвер роста, так как видео — весьма «тяжелый» контент, отмечает он. Кроме того, трафик увеличивается за счет большего проникновения смартфонов в ряде регионов, а также роста спроса на пакетные тарифы среди абонентов мобильной связи, добавляет эксперт.
По данным МТС, доля пользователей смартфонов в абонентской базе компании в III квартале 2019 года составила 73,3%. А пользователей мобильного интернета — достигала 62,2%.
Интернет-трафик на смартфонах в III квартале 2019 года по сравнению с тем же периодом 2018-го вырос более чем на 50%, рассказывает представитель МТС Алексей Меркутов. Он связывает это с ростом популярности видео и стриминговых сервисов, а также объемов видеоконтента в социальных медиа и мессенджерах.
Еще одна причина роста трафика, по словам Максима Савватина, — увеличение спроса на мобильную связь в корпоративном сегменте: раньше бизнес по большей части пользовался фиксированной.
Средний ежемесячный трафик на абонента «Мегафона» в III квартале 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018-го вырос на 31,7% — до 11,9 Гб. А средний ежемесячный счет на одного пользователя услуг передачи данных снизился на 1,9% — до 260 рублей. Как следует из отчета компании, причина этого в маркетинговых инициативах по привлечению новых абонентов, в том числе во включении в пакеты дополнительного интернет-трафика.
В III квартале нынешнего года объем интернет-трафика в сети Tele2 увеличился вдвое по сравнению с январем–сентябрем 2018-го, говорит представитель компании Ольга Галушина. При этом количество активных пользователей мобильного интернета за этот период выросло год к году на 47,4%. Этому способствует высокая динамика строительства сетей 4G, распространение смартфонов с поддержкой связи четвертого поколения, развитие онлайн-сервисов и изменение структуры потребления услуг, отмечает Ольга Галушина.
Валерий Кодачигов
Анастасия Гаврилюк