«Ростелеком»: ставка на цифровые решения сработала

«Ростелеком» положительно оценивает свою работу в условиях пандемии, но дает осторожные финансовые прогнозы на вторую половину года. На днях интегрированный провайдер цифровых услуг и решений объявил результаты деятельности за II квартал и I полугодие 2020 года по данным консолидированной отчетности по МСФО. В отчет были включены данные присоединенной к «Ростелекому» компании Tele2 Россия.

«Ростелеком», как и другие компании критически значимой для страны телеком-отрасли, не приостановил свою деятельность на период карантинных мероприятий и продолжил не только обеспечивать граждан, государство и бизнес традиционными услугами связи, но и создавать новые актуальные сервисы. Тем не менее в рамках антикризисных мер компания отложила ряд запланированных расходов, некоторые из них при благоприятных условиях будут проведены во второй половине года.

 

«Ростелеком»: ставка на цифровые решения сработала

 

Михаил Осеевский, президент ПАО «Ростелеком»Михаил Осеевский, президент ПАО «Ростелеком»

Сильные финансовые и операционные результаты второго квартала текущего года свидетельствуют о том, что компания успешно прошла сложные месяцы весны и начала лета — периода, когда люди и бизнес столкнулись с беспрецедентными вызовами, связанными с карантинными мероприятиями, повсеместным переходом в онлайн и высоким уровнем неопределенности в сфере экономики. Цифровая трансформация «Ростелекома» и ставка на цифровые услуги и решения обеспечили устойчивость и значительный потенциал развития выбранной бизнес-модели в текущих условиях. Безусловно своевременной стала консолидация мобильного бизнеса Tele2 Россия, благодаря которой мы стали по-настоящему интегрированным цифровым провайдером. Объединение не только увеличило уникальный портфель бизнесов, собранных в группе компаний «Ростелеком», но и дало широкие возможности для разработки и предложения новых цифровых сервисов и решений.

Все перечисленные выше факторы сказались на финансовых результатах деятельности «Ростелекома» в первом полугодии 2020 года и отразились на прогнозах на год. «Люди, государство и бизнес нуждаются в активных коммуникациях, и все те технологии, которые мы продвигали в последние годы, оказались сегодня чрезвычайно востребованы. Это отразилось на результатах нашей работы, серьезном росте операционных и финансовых показателей. Но главное – мы получили новых клиентов, желающих с нами работать и готовых активно внедрять наши решения в жизнь. Надеемся, что такая позитивная динамика продолжится до конца года, но при этом понимаем серьезность появления новых рисков», – заявил на пресс-конференции в режиме онлайн президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский.

Компания зафиксировала рост выручки, OIBDA и чистой прибыли во втором квартале текущего года на 13%, 15% и 32% соответственно. Глава «Ростелекома» отметил осторожную активизацию экономической деятельности корпоративных клиентов оператора и пожелал им полного восстановления и перехода к росту в ближайшие кварталы. Он также сообщил о планах «Ростелекома» к концу 2020 года представить обновленную стратегию развития компании, в которой будут скорректированы цели с учетом консолидации 100% долей Tele2 Россия и определены новые инициативы, способные создать акционерам дополнительную стоимость.

 

«Ростелеком»: ставка на цифровые решения сработала

 

Владимир Кириенко, первый вице-президент ПАО «Ростелеком», поддержал мысль о том, что возросшая необходимость в цифровых сервисах подтвердила актуальность проводимой в компании и стране цифровой трансформации. Рост выручки оператора стал возможным благодаря, в первую очередь, прорывному развитию цифровых сервисов (выручка от них – в т. ч. облачных услуг на базе дата-центров, решений в области кибербезопасности, видеонаблюдения и «Умного города», – увеличилась почти на 70%) и услуг мобильной связи. Напомним, «Ростелеком» завершил консолидацию 100% долей Tele2 Россия в марте 2020 года.

Таким образом, в сегменте B2G/B2B рост выручки компании составил 27%, в B2O – 12% (за счет новых контрактов с зарубежными и российскими партнерами), в B2C – 5% (за счет продвижения услуг на ключевых для компании рынках ШПД и платного ТВ, а также услуг мобильной связи и конвергентных пакетов). Ожидаемо по-прежнему сокращаются доходы от услуг фиксированной телефонной связи (минус 10% за учетный период).

 

«Ростелеком»: ставка на цифровые решения сработала

 

Владимир Кириенко, первый вице-президент ПАО «Ростелеком»Владимир Кириенко, первый вице-президент ПАО «Ростелеком»

Во втором квартале 2020 года рост нашего бизнеса ускорился до 13%. Выручка прирастает двухзначными темпами благодаря расширению мобильного сегмента и стремительному росту доходов от цифровых сервисов. Некоторые из них, такие, как сервисы информационной безопасности, продолжают демонстрировать экспоненциальный рост: за отчетный квартал доходы по этому направлению выросли в 2,5 раза, в том числе за счет активного развития массовых сервисов кибербезопасности. Значительным спросом пользуются наши облачные сервисы, услуги дата-центров, смарт-решения в сфере управления городской инфраструктурой и цифрового государства. Растет популярность семейства цифровых сервисов «Ростелеком. Ключ» и конвергентных пакетов. За внушительным ростом стоит упорный труд нашей профессиональной команды и доверие клиентов, которое связано, прежде всего, с тем, как быстро компания умеет адаптироваться к изменению потребностей клиентов, своевременно предлагая удобные и эффективные сервисы.

Непосредственно услуги мобильной связи показали рост выручки примерно на 16% за счет привлечения новых абонентов и роста ARPU. Количество активных пользователей Tele2 и MVNO «Ростелекома» выросло практически на 30%, рост трафика составил 66%.

По словам генерального директора Теле2 Россия Сергея Эмдина, мобильный оператор в период угрозы коронавируса постарался предоставить клиентам такие продукты, которые позволят провести это сложное время с пользой, удобством и выгодой, причем запущены эти продукты в максимально короткий срок. Так, были реализованы упрощенное подключение SIM-карт Теле2 через портал госуслуг, саморегистрация через личный кабинет мобильного приложения «Мой Теле2», бесконтактная доставка SIM-карт в Московском регионе, оформление доставки с помощью Яндекс.Такси и дистанционная замена утерянных SIM-карт. Оператор также запустил тариф «Игровой» для геймеров (у «Ростелекома» подобный тариф для абонентов фиксированного ШПД существует уже давно – прим. ред.)

Интересной инициативой Теле2 стало диджитал-пространство «Дом по другим правилам» (dom.tele2.ru), где собраны все самые актуальные сервисы и контент, которыми могут воспользоваться клиенты любого оператора: кинозал, библиотека, записи тренировок и многое другое.

«Показатели Теле2 являются беспрецедентными не только в России, но и в мире, – заметил Сергей Эмдин. – Сегодня мы являемся самым быстро растущим оператором по выручке, причем показываем этот рост с 2015 года. За это время наша доля рынка достигла 16%».

 

«Ростелеком»: ставка на цифровые решения сработала

 

В розничном сегменте, как уже было сказано, «Ростелеком» подтвердил лидерство на рынке ШПД и платного ТВ, а также конвергентных предложений. Покрыв базовые потребности абонентов, компания на этой основе развивает дополнительные услуги, задача которых – повышение качества жизни и формирования нового пользовательского опыта.

В B2B и B2G повысился спрос на вычислительные мощности и услуги виртуального ЦОД «Ростелекома». В связи с этим оператор намеревается расширить сеть дата-центров: началось строительство московского ЦОД с новым для оператора уровнем надежности TIER4, ввод в эксплуатацию 2021-22 годы. В 2020 предстоит запуск двух дата-центров в Москве (на 1000 стоек), в Петербурге (на 800 стоек) и Новосибирске (на 300 стоек).

 

«Ростелеком»: ставка на цифровые решения сработала

 

«Ростелеком» помогает компаниям быстро и безболезненно акклиматизироваться в новой реальности. Так, запущено решение для быстрой организации удаленных рабочих мест, подходящее как для целой компании, так и для индивидуального сотрудника: в него входят услуга высокоскоростного Интернета и сервисы информационной безопасности, в том числе DLP-система. Разработан продукт по дистанционному контролю температуры сотрудников на основе тепловизоров, включающий оборудование, программное обеспечение и возможности интеграции с корпоративными системами заказчика.

Повышая качество услуг в операторском сегменте (B2O), «Ростелеком» приступил к строительству ВОЛС от западных до восточных границ России: проект TEA Next. Емкость нового ВОЛС составит 96 «темных волокон», часть из которых часть будет предоставлена международным операторам связи и глобальным OTT-команиям в качестве транзитного ресурса для связи Азии и Европы, а другая часть – российским операторам для связи на территории России. «Уникальность проекта состоит в том, что новая линия связи обеспечит транзитную систему, недоступную ни по одной из уже существующих наземных линий. При этом задержка распространения сигнала в новой магистрали будет соответствовать самым высоким стандартам: по маршруту Москва-Владивосток она не превысит 85 миллисекунд», – добавил Владимир Кириенко.

 

«Ростелеком»: ставка на цифровые решения сработала

 

Сергей Анохин, старший вице-президент — финансовый директор ПАО «Ростелеком»Сергей Анохин, старший вице-президент — финансовый директор ПАО «Ростелеком»

Мы уверенно прошли первую половину текущего года с точки финансовых показателей и реализации намеченных планов. Однако несмотря на заметное смягчение карантинных ограничений и первые признаки восстановления экономической активности, сохраняется значительная неопределенность в отношении дальнейшего развития пандемии и динамики макроэкономических показателей. Исходя из этого менеджмент придерживается консервативного взгляда на прогноз в части темпов роста за 2020 год, ожидая увеличения консолидированной выручки не менее чем на 5%, увеличения OIBDA не менее чем на 5%; СAPEX в пределах 100-110 млрд рублей (без учета реализации госпрограмм).

Старший вице-президент – финансовый директор ПАО «Ростелеком» Сергей Анохин еще раз акцентировал внимание на том, что 2-й квартал с точки зрения финансовых показателей для «Ростелекома» сложился благополучно. Этому способствовали хорошие операционные результаты, а также программа сдерживания затрат, разработанная и запущенная во втором квартале в условиях неопределенности экономической ситуации на фоне пандемии. Тем не менее, за первое полугодие затраты компании на средства индивидуальной защиты сотрудников, доплату и выплаты по больничным листам, дезинфекцию помещений составили около 700 млн рублей. Кроме того, компания потратила около 500 млн рублей на обновление ИТ- и сетевого оборудования: таким образом произошла ускоренная модернизация инфраструктуры, которая планировалась на 2020-21 годы.

«Учитывая устойчивость компании, продемонстрированную в первом полугодии на фоне волатильности экономики и развития пандемии, сохраняющуюся неопределенность ситуации во 2 полугодии, а также эффект отложенных затрат, мы осторожно подходим к прогнозам и подтверждаем ранее обозначенный прогноз роста выручки и OIBDA на уровне 5 и более процентов. С учетом консолидации Теле2 мы увеличиваем прогноз по капитальным затратам до уровня 100-110 млрд рублей, без учета государственных программ», – сказал Сергей Анохин. Он добавил, что по опыту предыдущих периодов экономической нестабильности наибольшее воздействие на экономическую активность и покупательскую способность населения и предприятий SMB  проявляется через 4-6 месяцев после пика – периода волатильности цен на нефть и курса рубля, а также наиболее жестких мер самоизоляции. Уточненные прогнозы с большей определенностью, компания рассчитывает дать после 3-го квартала 2020 года.

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Интеграция, Финансы

Ключевые слова: Ростелеком