ФАС возбудила дело против «Яндекса» из-за «колдунщиков»

Ведомство считает, что действия «Яндекса» в отношении сторонних сервисов в своей поисковой системе чреваты дискриминацией конкурентов на рынке. В «Яндексе» заявили, что не согласны с обвинением.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против «Яндекса», сообщается на сайте ведомства.

«Антимонопольный орган исследует возможные антиконкурентные практики по продвижению сервисов группы ООО «Яндекс» в поисковой выдаче, а также оценит последствия, к которым привели (могли привести) такие практики», — заявили в регуляторе. Если со стороны компании выявят нарушения, ей грозит штраф.

В феврале ФАС вынесла «Яндексу» предупреждение, заявив, что он занимается дискриминацией в поисковой выдаче ссылок на компании, которые не входят в его цифровую экосистему. Как утверждало ведомство, «Яндекс» в своей поисковой выдаче предоставляет преимущество собственным сервисам, в том числе «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Медиасервис» и «Кинопоиску», которые появлялись в так называемых колдунщиках — интерактивных виджетах, которые показываются на странице с результатами поиска.

Регулятор счел, что действия «Яндекса» могут привести к созданию дискриминационных условий на рынке. ФАС обязала компанию до 1 апреля предоставить «равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы», в том числе для конкурентов, однако предупреждение не было исполнено, заявили в ведомстве.

От «Яндекса» также потребовали полностью раскрыть свой механизм продвижения ссылок и привлечения внимания пользователей, в том числе с помощью «колдунщиков», и предоставить сторонним компаниям возможность пользоваться такими механизмами.

В пресс-службе «Яндекса» заявили РБК, что не согласны с обвинением в ограничении конкуренции и готовы отстаивать свою позицию. «Обогащенные ответы на поиске — это мировая практика, все поисковики дают расширенные ответы пользователям. Свыше 30 тыс. компаний уже бесплатно используют нашу технологию обогащенных ответов. Более того, мы уже расширяем доступные технологии обогащенного ответа для наших партнеров», — сообщила компания.

В феврале представитель «Яндекса» заявил, что считает неправильными части требований регулятора, поскольку их выполнение ухудшит качество поиска для пользователей и положение самой компании по сравнению с конкурентами.

В компании подчеркнули, что у сервисов «Яндекса» перед конкурентами нет никаких приоритетов, «показ основан на конкретной и прозрачной метрике полезности для пользователей», и «Яндекс» готов ее аудировать и открыто про нее рассказывать.

Конкуренты «Яндекса», в том числе сервисы Avito, «Туту.ру», ЦИАН, Ivi и 2ГИС, направили в ФАС жалобу на компанию из-за использования «колдунщиков» летом 2020 года. Обращение они объяснили тем, что позиция «Яндекса» исключила переговорный способ разрешения конфликта. В 2019 году на «Яндекс» из-за поисковой выдачи жаловался «Кассир.ру», ФАС пообещала проанализировать конфликт.

Наталия Анисимова, Владислав Скобелев

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: Яндекс, ФАС