Максут Шадаев предложил операторам рекламу вместо денег

Гла­ва Мин­цифры Мак­сут Ша­даев пред­ло­жил опе­рато­рам свя­зи воз­ме­щать зат­ра­ты на бес­плат­ный дос­туп к со­ци­аль­но зна­чимым сай­там за счет раз­ме­щения рек­ла­мы. Опе­рато­ры счи­тают, что эта ини­циа­ти­ва не­реа­ли­зуе­ма тех­ни­чес­ки, и пред­ла­гают зак­ре­пить схе­му ком­пенса­ции зат­рат опе­рато­ров на за­коно­датель­ном уров­не.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев в ходе заседания Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи сказал, что бесплатный доступ к социально значимым сайтам для операторов будет монетизироваться за счет рекламы.

"Мы исходим из поручения президента РФ обеспечить бесплатный доступ к социальным сайтам. Под социально значимыми мы понимаем не только сайты государственных органов власти, а также социальные сети, мессенджеры, поиск, электронную почту, облачное хранение файлов, услуги и сервисы, связанные с образованием, здравоохранением, то есть это то, на что приходится в нашем понимании 20% трафика мобильного интернета и фиксированного. Мы исходим их того, что это не будет серьезной нагрузкой для операторов. Они смогут дополнительно монетизировать такой трафик через размещение рекламы. У нас есть кейс в московском метро, где бесплатный интернет предоставляется за счет рекламы. Мы не должны допустить, чтобы в итоге за это заплатило население, чтобы тарифы возросли", - отметил Максут Шадаев.

Tele2 не согласен с оценкой интернет-трафика, который будет приходиться на бесплатные сайты, а также не поддерживает перечень предполагаемых бесплатных сайтов. "Увеличение трафика на 20% – консервативная оценка, мы же прогнозируем его на уровне 40%. Размер недополученных доходов зависит от финального списка ресурсов, которые войдут в проект. Мы готовы сделать бесплатным доступ к государственным и муниципальным ресурсам, сайту "Госуслуги" и площадкам медучреждений, - комментирует представитель пресс-службы Tele2. - Идея, что социальные сайты могут стать площадкой для размещения рекламы, представляется малоперспективной и сложно реализуемой. Воплотить ее по сценарию Wi-Fi в метро технически невозможно. Сделать просмотр рекламы своего рода "ключом" для доступа к сайту нельзя, так как подключение к сети оператора непрерывно и не повторяет механику Wi-Fi-сессии (в начале которой включается ролик). Необходимость просматривать рекламу негативно скажется на качестве клиентского опыта и только вызовет раздражение посетителей госресурсов. Учитывая сложность такого сценария монетизации, мы настаиваем на том, что компенсация затрат операторов должна быть закреплена на законодательном уровне".

В ПАО "МегаФон" тоже не согласны со списком сайтов с бесплатным доступом. "Размещение операторами связи рекламы во время абонентской сессии невозможно, поскольку 90% трафика интернет-ресурсов передается по шифрованным протоколам, к которым операторы не имеют доступа. И эта цифра стремится к 100%. Попадание в перечень социально значимых ресурсов интернет-площадок, имеющих в основе своей деятельности коммерческую составляющую, противоречит изначальной идее проекта "Доступный интернет" и приведет к целому ряду стратегических угроз для инфраструктуры отрасли, - объясняет пресс-служба "МегаФона". - Мы считаем, что необходимо вернуться к изначальной задаче и предоставить бесплатный доступ именно к тем ресурсам, которые отвечают критерию социальной значимости: это, прежде всего, государственные интернет-сервисы (такие как "Госуслуги"), онлайн-представительства медицинских и общественных организаций социальной направленности".

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") согласен: потенциальные доходы от размещения такой рекламы являются незначительными и не смогут компенсировать многомиллиардные потери операторов. "Необходимо оценить техническую реализацию этого предложения и стоимость такого решения, поскольку врезка рекламы сопряжена с существенными техническими ограничениями из-за преобладающей доли шифрованного трафика на ресурсах. Кроме этого, возникает вопрос о том, кто из рекламодателей будет в принципе заинтересован в размещении такой рекламы, учитывая, что дополнительные препятствия при посещении ресурсов, относящихся к социально значимым, могут стать раздражающим фактором для потребителей", - рассказал представитель пресс-службы "Билайна" корреспонденту ComNews.

Представитель пресс-службы ПАО "МТС" подтверждает: оператор связи технически не может организовать показ рекламы перед сессией абонента, использующего "Доступный интернет" (до начала доступа к запрошенной абонентом странице), как это делается при использовании Wi-Fi в метро. "Потому что абонент, активировав SIM-карту, находится в сети оператора связи всегда. А в метро абонент всякий раз подключается в сеть заново. И реклама в метро показывается при подключении к сети связи в метро? – комментирует представитель пресс-службы МТС. - Размещение оператором связи рекламы во время абонентской сессии невозможно, поскольку 90% трафика интернет-ресурсов передается по шифрованным протоколам (HTTPS), владельцем сертификата шифрования является владелец интернет-ресурса. Оператор связи доступа к сертификату шифрования не имеет, а потому и не имеет технической возможности внедрить свою рекламу в шифрованный трафик. Большое количество рекламы вызывает недовольство абонентов, и вынуждает их пользоваться блокировщиками рекламы".

Генеральный директор Ассоциации ОТС (операторов телефонной связи) Сергей Ефимов напомнил, что интернет в метро предоставляют по WiFi оператор "МаксимаТелеком". "Могу предположить, что окупается это не только за счет рекламы. Вообще-то я не видел других моделей финансирования таких публичных сервисов. Допускаю, что определенные услуги внутри метро закупает и сам метрополитен, возможно и Московское Правительство", - говорит Сергей Ефимов.

Представитель "МаксимаТелеком" сообщил, что показ рекламы – одна из моделей, которая используется для монетизации сети. "Развитием этого направления и продажей digital-инвентаря занимается компания "Квант" - совместное предприятие "МаксимаТелеком" с "Газпром-Медиа Холдингом". Наша высокотехнологичная сеть в московском метрополитене также используется для развития цифровых сервисов для пассажиров и обеспечивает непрерывную работу ряда служебных систем, где требуется устойчивый и стабильный канал передачи данных. Например, на основе беспроводной сети "МаксимаТелеком" работает система информирования пассажиров с помощью экранов в вагонах поездов, в том числе при изменении в режиме работы транспорта, а также обеспечивается вещание телевизионного контента в режиме реального времени, - рассказывает представитель "МаксимаТелеком". - Еще одна модель монетизации Wi-Fi – партнерства в рамках создания конвергентных сетей, когда "МаксимаТелеком" управляет инфраструктурой партнеров и предоставляет сервис по авторизации и доступу для конечного пользователя. Такие проекты мы реализуем в Москве как единый оператор сети, а также управляем точками доступа в ряде регионов России".

Сергей Ефимов отметил, что доступ к социально значимым сайтам "бесплатно" это было пожелание президента РФ Владимира Путина. "Но реализация этого пожелания такова, что на нее государство не желает тратить бюджетные средства. А почему? Сколько лет государство предоставляло "льготы" на домашние телефоны из кармана компаний связи. Сколько было судов, пока не признали, что такая услуга должна компенсироваться гражданам непосредственно, а не перечисляться из бюджета операторам. Как только стали платить адресно, людям, все стало прозрачно и справедливо. Теперь эпоха прозрачной цифровой экономики. Стоимость операции по перечислению помощи непосредственно гражданину незначительна. Было бы логично компенсировать гражданину - владельцу точки доступа в интернет определенную сумму. Например 100 руб. в месяц. Операторы заложат это в тарифы и будут подавать сведения о пользователях в органы соцзащиты, как это делается за телефон. Просто и понятно. Почему-то госчиновники считают, что оператор деньги получает из воздуха. Сейчас сбор в резерв универсального обслуживания хотят сделать дополнительным налогом, собираемым ФНС (федеральной налоговой службой) с операторов. При этом, такие средства почти десять лет направлялись в "Ростелеком" на компенсацию затрат по содержанию 148 тыс. таксофонов, а это 14 млрд руб. в год, (т.е. на каждую телефонно-таксофонную линию по 100 тыс. руб. в год. Похоже, что никому в голову не пришло, что это оскорбительная сумма, когда за домашний телефон абонентская плата в год не более 5 тыс. рублей.) То есть государство очень щедро помогает "своему" "Ростелекому" обирать других операторов. Теперь этот фонд разделят "Ростелеком" и четыре сотовых оператора. То есть бедные снова будут финансировать процветание и без того богатых. Таким образом, собранные со всех операторов деньги в бюджет , включая и операторов МСП (малого и среднего предпринимательства), разделят самые богатые операторы. Значит предоставление доступа к социальным сайтам богатые будут делать за счет бюджета РФ, куда с них же деньги собрало государство. А вот бедные будут обязаны и оказать бесплатный доступ и заплатить еще "оброк" на универсальные услуги. Таким образом, очевидно: государство поддерживает аффилированных с ним операторов и разоряет независимых операторов. А ФАС (федеральная антимонопольная служба) не может действовать на государство как на монополиста", - делает выводы Сегрей Ефимов.

Он считает, что было бы справедливее выкупить у МСП сети и не издеваться ни над специалистами, ни над абонентами таких операторов. "А если государство говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, то нужно такому бизнесу давать заказы на работы и услуги (отдельно от крупнейших операторов). Когда-то разговор шел о 15% на заказы у предприятий МСП от общих расходов на услуги для госорганизаций. Тогда бы государство помогло сохранять рабочие места, а не действовать по известной формуле: "денег нет, но вы держитесь", - комментирует Сергей Ефимов.

"Операторам МСП не нужны подачки, это только видимость поддержки со стороны чиновников и самопиар. Нам, операторам, нужно реальное дело, мы хотим быть полезны стране. Именно тот, кто создает такие несправедливые и разорительные условия работы, провоцирует на справедливое возмущение и протесты. Именно несправедливость и бесперспективность приводит к оттоку наиболее способной молодежи к миграции в западный мир. Мы этого не хотим. Из рекламы погасить затраты не получится. Оказание рекламных услуг - это тоже весьма затратная сфера. Это реально делать из бюджета, например возмещая затраты из резерва универсального обслуживания. А можно проще, хоть и вменить операторам только доступ к десятку сайтов с госуслугами, но сами сборы в резерв универсального обслуживания отменить, заменив денежный оброк дополнительными услугами операторов, а не деньгами. И операторы, наверное, будут выделять часть ресурсов (каналов) на доступ к госсайтам", - подвел итог Сергей Ефимов.

Юлия Мель­ни­кова

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Регулирование, Web

Ключевые слова: регулирование, операторы связи, Рунет, Минкомсвязь