Дума во втором чтении одобрила проекты о рекламе в Рунете и «приземлении»

Госдума одобрила во втором, решающем чтении законопроекты, которые обяжут площадки информировать обо всех рекламных кампаниях в Рунете, позволят измерять аудиторию ключевых сайтов и «приземлят» в России иностранные компании.

Госдума в среду, 16 июня, приняла во втором чтении три законопроекта, призванных, по замыслу их авторов, сделать Рунет более прозрачным: «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе» (автор — депутат фракции ЛДПР Сергей Жигарев), «О внесении изменений в закон «О СМИ» и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (автор — единоросс Антон Горелкин) и «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории РФ» (авторы — группа депутатов во главе с единороссом Александром Хинштейном). Соответствующая информация по итогам голосования опубликована в Системе обеспечения законодательной деятельности.

Все три законопроекта были внесены в Госдуму в мае этого года. Инициатива Жигарева предполагает установление контроля над всей рекламой, размещаемой в российском сегменте интернета. Горелкин предложил ввести обязательный подсчет всей аудитории Рунета. Третий законопроект, в частности, допускает запрет размещать рекламу и принимать платежи зарубежным соцсетям с ежедневной аудиторией в РФ от 500 тыс. человек, если они не открыли в России официальное представительство.

Все рекламные сообщения в интернете должны будут помечаться соответствующим образом, следует из текста первого законопроекта, принятого во втором чтении. Рекламодатели и площадки должны передавать сведения обо всех проведенных рекламных кампаниях Роскомнадзору — напрямую или через выбранного оператора системы учета.

Сейчас в России нет системы, которая собирала бы всю информацию о рекламе в интернете. При этом именно интернет уже несколько лет является крупнейшим медиа по привлекаемым рекламным бюджетам: в 2020 году, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, общий доход интернет-площадок от рекламы достиг 253 млрд руб., в то время как телеканалов — только 169 млрд руб. При этом значительная часть доходов, к примеру, интернет-блогеров от рекламы находится в серой зоне.

Аудиторию Рунета также на данный момент в обязательном порядке никто не считает: исследовательская компания Mediascope делает это по собственной инициативе, при этом ранее с измерителем отказывались сотрудничать «ВКонтакте» и «Яндекс». Инициатива депутата Горелкина предполагает создание уполномоченного Роскомнадзором измерителя, сотрудничать с которым будут обязаны все крупные площадки.

Третий законопроект предусматривает так называемое приземление зарубежных интернет-ресурсов в России, среди которых — Facebook и Twitter. Все эти иностранные компании, по замыслу депутатов, должны будут открыть в России свои представительства, которые, как следует из текста законопроекта, будут представлять их интересы и отвечать за деятельность, в том числе в судах. Те компании, которые воспротивятся закону, не смогут как распространять рекламу о самом интернет-ресурсе, так и выступать в качестве площадки для рекламодателей из России. Предусмотрен в законопроекте и запрет для таких сервисов принимать платежи от россиян.

Все три законопроекта реализуемы, соглашались ранее эксперты, опрошенные РБК. Но есть сложности: такие платформы, как Google или Facebook, позволяют запускать кампании для разных регионов из любой точки мира, необязательно из России; сторонний мониторинг рекламных сообщений практически невозможен, а создание технологической платформы, через которую рекламодатели смогут сами делиться данными, очень трудозатратно.

Елизавета Ефимович

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: регулирование, Рунет