Нет конверсии - нет бюджета

Зат­ра­ты бюд­же­та на про­веде­ние кон­версии ра­дио­час­тотно­го спек­тра в ин­те­ресах раз­ви­тия се­тей 5G в РФ в пе­риод с 2022 по 2024 гг. пла­нирует­ся сок­ра­тить на 484,1 млн руб. Об этом ска­зано в проек­те фе­дераль­но­го бюд­же­та на ука­зан­ный срок, ко­торый вне­сен в Гос­ду­му РФ.

"Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Информационная инфраструктура" обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований на проведение конверсии радиочастотного спектра в интересах развития сетей 5G/IMT-2020 в Российской Федерации, в 2022 г. на 319,8 млн руб., в 2024 г. на 164,3 млн руб.", - сказано в пояснительной записке к законопроекту № 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.", которое внесло на рассмотрение в Госдуму правительство РФ.

Представитель пресс-службы Tele2 отметил, что обязательным условием для развития 5G является выделение новых частот – использование текущего спектра, задействованного под технологию 4G, не решит проблемы с нагрузкой на сети. "Мировой опыт показывает, что самым правильным для коммерческого запуска сетей пятого поколения является использование диапазона 3,4-3,8 ГГц – оптимального с точки зрения покрытия, проникающей способности и капитальных затрат на строительство. Высокий спектр частот (миллиметровый диапазон 27 ГГц) может быть дополнительным для создания сверхвысокой емкости в местах критически большого скопления трафика (стадионы, торговые центры, концертные площадки). Отрасли жизненно необходима программа конверсии диапазона 3,4-3,8 ГГц, пока ее нет – сокращение средств в бюджете большой роли не играет", - уверены в Tele2.

Однако сокращение издержек предусмотрено на три года, и, вероятно, это означает, что в ближайшие три года программа конверсии диапазона 3,4-3,8 ГГц не появится, а после станет не нужна. В "МегаФоне" и "Ростелекоме" воздержались от комментариев, в МТС и "Билайн" не ответили на запрос ComNews.

Генеральный директор ООО "Спектрум Менеджмент" Игорь Гурьянов согласен: самое главное, что план конверсии РЧС так и не был утвержден президентом. "Вероятнее всего это связано с тем, что не был согласован, что обещал сделать к концу 2020 г. бывший заместитель министра, а ныне – генеральный директор НИИРа (Российский научно-исследовательский институт радио им. М.И. Кривошеева). Поэтому не понятно, как связаны суммы в бюджете и их сокращение с планами по реализации этого плана конверсии РЧС и конкретными результатами и их сроками конверсии РЧС".

Сокращение бюджета по мнению Игоря Гурьянова может быть вызвано необходимостью финансирования более приоритетных направлений. "О сроках и перспективах выделения диапазона 3,4-3,8 ГГц в отсутствии утвержденного плана конверсии РЧС возможно будет говорить только при наличии решения ГКРЧ (Государственная комиссия по радиочастотам) на проведение соответствующих исследований по высвобождению этого диапазона или его части в городах-миллионниках. И Москва была бы очень подходящим городом для старта таких исследований", - отметил Игорь Гурьянов.

Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи Сергей Ефимов сделал вывод: в бюджете РФ на трехлетний период расходы на конверсию радиочастотного спектра с перспективой выделения "золотого диапазона" 3,4-3,8 ГГц для развития сетей 5G в ближайшие годы не заложены. "Значит и перспективы нулевые. Не видны и расходы на развитие спутниковых систем для обеспечения гражданской связи. Программа "Цифровая экономика", похоже, все больше ориентирована на усиление контроля за гражданами по примеру КНР. Растут расходы и на усиление контроля, надзора и на создание системы технического перехвата управления силовиками и чиновниками операторскими сетями связи. Несмотря на то, что в нормативно-технических документах подробно изложены технические аспекты построения этой системы и внедрениях ее в сети операторов, почему-то до сих пор не проработан основной вопрос, какой орган государственного управления, при каких условиях подает команду на перехват управления? Как должен проходить обратный процесс? Если исходить из конституционных норм, то этот вопрос законодательной власти, без права делегирования этого исполнительным властям", - говорит Сергей Ефимов.

"Кроме этого, в бюджете увеличиваются расходы на содержание государственных вещательных каналов, хотелось бы, чтобы было больше развивающего и познавательного контента. Помимо прочего в бюджете РФ строка доходов "Резерв универсального обслуживания" оставлена в неизменном виде на все три года, а ведь доходы в отрасли падают, значит и эти сборы упадут из-за того, что даже внутренний трафик по России проходит через западные ОТТ-сервисы. Нужно менять экономическую модель оказания голосовых услуг, уменьшить стоимость международной терминации трафика. Тогда вырастет и объем услуг и доходы. Можно отметить, что в бюджете заложены расходы на создание центров цифрового образования детей, детских технопарков "Кванториум", развитие цифровой образовательной среды, что должно положительно сказаться и на отрасли связи в перспективе", - прокомментировал Сергей Ефимов.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: 5G, регулирование, сотовая связь