Третий квартал "Яндекса": поиск такси у маркета

Вы­руч­ка "Ян­декс" в III квар­та­ле 2021 г. сос­та­вила 91,3 млрд руб., из них бо­лее по­лови­ны - не от рек­ла­мы (53%). Ос­новной до­ход рас­пре­делил­ся меж­ду сег­мента­ми "Поиск и пор­тал" - 42,7 млрд руб. (при­рост +33% год к го­ду), "Так­си" - 34 млрд руб. (+84%) и "Мар­кет" - 8,7 млрд руб. (+25%). Наи­боль­ший при­рост про­демонс­три­рован в "Ме­диа" +143%. По срав­не­нию с ана­логич­ным вре­мен­ным про­межут­ком 2020 г. об­щая вы­руч­ка вы­рос­ла на 52%, но скор­ректи­рован­ная чис­тая при­быль ком­па­нии сос­та­вила лишь 1,34 млрд руб., на 82% мень­ше, чем го­дом ра­нее. Ис­хо­дя из те­кущих фи­нан­со­вых ре­зуль­та­тов, "Ян­декс" ожи­дает в этом го­ду вы­руч­ку на уров­не 340-350 млрд руб.

Выручка "Поиска и Портала" выросла на 33%, до 42,7 млрд рублей. Доля компании на российском поисковом рынке в третьем квартале 2021 года составила в среднем 59,3%. Доля поисковых запросов на Android-устройствах — 58,9%, на мобильные устройства в третьем квартале пришлось 66,2% поисковых запросов в "Яндексе".

Сегмент "Такси" (включает "Яндекс Go" и Uber, "Яндекс.Доставку" и b2b-сервисы, "Яндекс.Еду", "Яндекс.Лавку") принес 34 млрд рублей выручки, рост на 83%. Количество поездок на такси выросло на 44%. Выручка "Драйва" увеличилась на 28% и составила 3,5 млрд рублей.

Общий объем оборота товаров (GMV) "Маркета" вырос на 212% и составил 31,6 млрд рублей. GMV всего сегмента электронной коммерции (маркетплейс, "Лавка" и доставка продуктов в "Яндекс.Еде") — на 214%, до 41,8 млрд рублей. Количество активных покупателей на "Маркете" выросло на 95%, до 8,4 млн. Во II квартале было 7,1 млн.

Выручка "Медиасервисов" ("Кинопоиск", "Музыка", "Афиша", "Студия" и единая подписка "Плюс") выросла на 143%, до 4,3 млрд рублей. Количество подписчиков "Плюса" выросло на 102% год к году и составило 10,3 млн, на текущий момент — почти 10,6 млн.

Сервисы объявлений ("Авто.ру", "Яндекс.Недвижимость" и "Яндекс.Работа" и "Яндекс.Объявления") — выручка увеличилась на 31%, до 2,1 млрд рублей.
Доля фудтех-сервисов ("Еда" и "Лавка") в выручке "Яндекса" впервые достигла 10,8% от общей выручки. Выручка от "умных" устройств выросла на 160%, до 2,2 млрд рублей.

Исходя из текущих финансовых результатов, "Яндекс" ожидает в этом году выручку на уровне 340-350 млрд руб., причем прогноз повышен с 330–340 млрд руб. относительно предыдущего квартала.

Прогноз по росту выручки "Поиска и портала" повышен с 24–26% до 27–29%, что связано с целевым инвестированием в развитие поисковых и рекламных технологий, продуктов для МСБ, а также с инвестициями в рост доли поиска на устройствах на базе iOS. С учетом этих инвестиций ожидается, что рентабельность скорректированного показателя EBITDA "Поиска и портала" в 2021 г. превысит 48%. Прогноз роста общей валовой стоимости поездок сервиса онлайн-заказа такси в 2021 г. повышен с 60% до 65–70%.

Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанс" Александр Осин замечает, что "Яндекс" активно развивает новые направления - речь идет о "Маркете" - и расширяет свое присутствие на рынке такси. Выручка на этих сегментах увеличилась в III квартале на 83% и 214% и ее рост стал драйвером повышения показателя выручки компании за 9 месяцев до рекордных 245,8 млрд руб. Несколько улучшилась рентабельность бизнеса компании. С существенным запаздыванием она отыгрывает улучшение рыночных условий в 2021 году.

"Яндекс" показал чистую квартальную скорректированную прибыль в размере 1,3 млрд руб. Фундаментальной базой по-прежнему слабых показателей скорректированной чистой прибыли компании представляется низкий прирост доходов населения и невозможность на этом фоне для ориентированного на потребительский сегмент бизнеса "Яндекса" сформировать устойчивую положительную чистую маржу. По нашим базово-оптимистичным оценкам к концу года прирост индикативного, как представляется, для бизнес-модели "Яндекс" индекса реальных зарплат составит 3,4% при ускорении ИПЦ до 8% в среднем по сравнению с 4% во втором полугодии 2020 г. Это позволит компании завершить год с показателем чистой скорректированной прибыли на уровне 10 млрд руб.", - отмечает Александр Осин, и прогнозирует снижение прироста реальных зарплат до 1% - 3% в 2022 г.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отметил, что выручка "Яндекса" за 9 месяцев выросла на 68% и превысила 245 млрд руб., что равносильно всему российскому рынку интернет-рекламы за прошлый год (253 млрд руб.). По словам эксперта, это, в том числе, показывает, что "Яндекс" очень далеко вышел за пределы своего традиционного бизнеса и больше не является просто интернет-компанией и по итогам года может ожидать выручку свыше 340 млрд руб., т.е. уже на уровне сотового оператора "большой тройки".

"Яндекс" фокусируется на рынке электронной коммерции – крупнейшем и наиболее быстро растущем сегменте российской интернет-экономики. По совокупности проектов на данном направлении (оборот – почти 42 млрд руб. за квартал) компания уже входит в лидирующую российскую десятку, а при сохранении темпов прироста сможет войти и в пятерку. Компания ставит целью увеличение товарооборота своих маркетплейсов (GMV) в три раза. Акции "Яндекса" не являются дешевыми, и я ожидаю, что цена бумаги будет колебаться вблизи 6 тыс. руб.", - считает Леонид Делицын, по мнению которого именно экспансия "Яндекса" на рынке электронной коммерции приведет компанию к максимальному успеху.

Кроме того, по мнению аналитика "Фридом Финанс" Александра Осина, несмотря на высокую инфляцию и риски, связанные с ней, за счет наращивания активов более чем в два раза за последние три года, даже небольшой ожидаемый в среднесрочном периоде рост рентабельности окажет значимое влияние на финансовую статистику компании.

По прогнозу эксперта, по итогам 2022 года ожидается повышение объема выручки и чистой прибыли "Яндекса" до 412,6 млрд руб. и 20,4 млрд руб., причем оценки носят консервативный характер, что стало следствием слабой относительно рыночных прогнозов динамики финансовых показателей компании в текущем году.

Несмотря на неудачу "Яндекса" в реализации сделки по покупке банка "Тинькофф", Александр Осин говорит, что "Фридом Финанс" на основе моделей по-прежнему рассчитывает, что компания – за счет реализации других проектов - сохранит в 2022-2026 гг. текущие среднегодовые оценочные показатели прироста выручки и FCF к выручке на уровне 37,5% и 16,8%. Эксперт оценивает эти показатели как высокие, но они могут быть пересмотрены с понижением в случае отсутствия в среднесрочном периоде фактов, подтверждающих наличие у "Яндекса" значимых новых драйверов развития бизнеса. Для сравнения он приводит данные, согласно которым в 2008-2012 гг. и 2013-2020 гг. прирост выручки компании составлял 37% и 34,1%, а среднее оценочное соотношение свободного денежного потока к выручке равняется среднему значению данного показателя в 2009 – 2019 гг.

Аналитик "Фридом Финанс" отмечает, что, учитывая статистику рыночных мультипликаторов "Яндекса", первичное размещение 100% акций его дочерней компании, "Яндекс.Такси", возможно, позволит привлечь 300-500 млрд руб. при выручке данного сервиса за 12 месяцев, равной 95 млрд руб. На фоне ожидаемого сворачивания на рынке мер монетарного стимулирования, оценочная требуемая доходность инвестиций может возрасти, что уже отражается в политике регуляторов, в частности, на примере КНР, вопрос – в сроках. В следующем году риски для IPO "Яндекс.Такси" с учетом упомянутых выше факторов, по словам эксперта, возрастут.

"В рамках долгосрочных прогнозов ожидаем роста активов "Яндекса" к 2026 году в 6,5 раз, выручки в 4,2 раз, что, по представлениям, соответствует долгосрочным трендам соотношения данных показателей" - заключает Александр Осин.

Кон­стан­тин Ску­рат

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: Яндекс, выручка