В России стартовал конкурс импакт-проектов для социальных предпринимателей

На территории Севкабель Порт прошла публичная встреча на тему «Может ли социальный проект быть прибыльным»? Мероприятие было организовано в преддверии старта конкурса импакт-проектов, который проводит фонд «Навстречу переменам» при поддержке мобильного оператора Tele2.

На встрече с потенциальными участниками конкурса эксперты рассказали о том, что такое социальное предпринимательство, чем оно отличается от благотворительности и обычного бизнеса, какие бизнес-модели и виды финансирования существуют на этом рынке, а известные социальные предприниматели Петербурга поделились своим опытом.

 

Юлия Варченко, исполнительный директор фонда «Навстречу переменам»

Юлия Варченко, исполнительный директор фонда «Навстречу переменам»

 

Юлия Варченко, исполнительный директор фонда «Навстречу переменам», сообщила, что с 1 июня открыт прием заявок на реализацию бизнес-стартапов, целью которых является поддержка детей и молодежи по всей России. 10 лучших инициатив войдут в программу профессионального развития «Инкубатор», получат персональную менторскую и финансовую поддержку. В этом году гранты в рамках конкурса «Навстречу импакт-стартапам» увеличены с 1,2 до 1,5 млн рублей.

Конкурсный отбор длится полгода: в течение июня фонд принимает заявки. После отбора примерно половина участников пройдет интервью и подготовит выступления, чтобы даже на этапе конкурса получить максимальную пользу и иметь возможность пересмотреть в процессе подачи заявок свои бизнес-модели. 14 декабря запланирован финал – очная защита заявок. Импакт-стартапу для участия в конкурсе должно быть не более 3 лет. Помимо идей также оцениваются лидерские и организаторские качества заявителей.

Одним из главных условий при рассмотрении работ является инновационность предлагаемого решения. Программа «Инкубатор» позволяет участникам получить поддержку экспертов, а также индивидуальное обучение, выстроенное с учетом особенностей каждого конкретного проекта. За 10 лет подопечные фонда «Навстречу переменам» реализовали 380 импакт-проектов, изменив к лучшему жизнь более 430 тысяч детей и подростков.

Бизнес-модели и успешные кейсы Петербурга

В ходе публичной встречи к.э.н., академический директор магистерской программы «Менеджмент» Высшей школы менеджмента СПбГУ Юлия Арай сообщила, что на протяжении 10 лет их школа сотрудничает с фондом, помогая составлять программы для участников. Предпринимательский подход, финансовая устойчивость за счет смешанных источников финансирования и вовлечение широкого круга заинтересованных сторон позволяет находить наиболее устойчивые решения.

 

Юлия Арай, к.э.н., академический директор магистерской программы «Менеджмент» Высшей школы менеджмента СПбГУ

Юлия Арай, к.э.н., академический директор магистерской программы «Менеджмент» Высшей школы менеджмента СПбГУ

 

Упрощенные схемы бизнес-моделей делится на три основные категории: модель посредника, помогающего благополучателям доводить товар до рынка; модель трудоустройства благополучателей, позволяющая им становиться сотрудниками; модель, при которой благополучатель выступает в роли потребителя, получая более дешевые или бесплатные услуги за счет пожертвований и грантов.

Опытом системной поддержки людей с аутизмом поделилась Юлия Зубцова, директор по социальному предпринимательству фонда «Антон тут рядом».Деятельность фонда начиналась с открытия мастерских для людей с аутизмом в качестве инструмента социализации и трудоустройства подопечных.

 

Юлия Зубцова, директор по социальному предпринимательству фонда «Антон тут рядом»

Юлия Зубцова, директор по социальному предпринимательству фонда «Антон тут рядом»

 

Сегодня функционируют 12 инклюзивных мастерских, в которых обучаются и работают 120 человек, а продукция продается как на ярмарках, так и онлайн. Поначалу в интернет-магазине были только открытки, позже стали развиваться линейки мерча: худи, сумки, футболки, а также продукция, созданная людьми с аутизмом. Появляются заказы на корпоративные подарки, позволяющие не просто оказать внимание, но и поддержать социально незащищенных граждан.

Выручка фонда растет: за 2019 год она составила 4 млн рублей, в 2020 году – 10 млн рублей, в 2021 году – 13 млн рублей. У фонда более 500 благополучателей и, хотя основной графой финансирования по-прежнему остаются пожертвования, доля коммерческих доходов увеличивается.

«Инкубатор» фонда «Навстречу переменам» помог многим социальным предпринимателям в Петербурге, среди них – Надежда Самойлова, основательница детских центров «Светлый город», где детям помогают социализироваться и приобретать необходимые навыки.

 

Надежда Самойлова, основательница детских центров «Светлый город»

Надежда Самойлова, основательница детских центров «Светлый город»

 

Столкнувшись на личном опыте с подобной проблемой, Надежда решила открыть свой сад для детей с тяжелыми нарушениями развития. Уже на следующий день после идеи появилась группа в ВК, через месяц набралась группа выходного дня, а через полгода – открылся полноценный центр. 4 года из 8 лет, что существует «Светлый город», проекту оказывает помощь фонд «Навстречу переменам». В 2020 году детский центр одним из первых привлек импакт-инвестиции для развития проекта.

«Бизнес растет и развивается, я начала с садиков, а на данный момент могу назвать себя экспертом в сфере управления социальныхпроектов, связанным с инклюзией. Чтобы развиваться, мы с партнером создали IT-систему инклюзивной цифровой среды “Звезда ближе”, без которой было бы невозможно масштабироваться. Она позволяет в несколько раз сократить время, необходимое на управление организацией. Практически мгновенно система дает всю информацию для принятия качественных управленческих решений. В ней все, что нужно детскому центру: подробная информация о развитии детей, финансы, расписание и эффективность рекламы. Конечно, это способствовало открытию новых филиалов», – отметила Надежда Самойлова, озвучив цель открытия 120 садиков по всей стране.

Еще одни выпускники «Инкубатора» – Дарья Алейник и Наталья Кишаковская, основательницы центра для проведения спортивных и развивающих занятий для особенных детей и их семей – «Простор». Центр открылся в 2019 году, сегодня в нем работают 22 сотрудника и занимается более 1000 детей.

 

Дарья Алейник и Наталья Кишаковская, основательницы центра «Простор»

Дарья Алейник и Наталья Кишаковская, основательницы центра «Простор»

 

Центр оборудован скалодромом, батутами, полосой препятствий, веревочным парком, мягкой ямой с кубиками, а также зоной для катания на роликах, гироскутерах, велосипедах. Присутствуют кабинет психолога-дефектолога и кабинет социального ориентирования, где дети могут учиться самообслуживанию – готовке, глажке. Площадь помещений – 1200 кв. м.

Благодаря контекстной рекламе и «сарафанному радио» у группы центра уже более 3500 подписчиков.Занятия в центре платные и их стоимость ниже среднегородских цен. Кроме того, участие в конкурсе президентских грантов позволило четырежды получить гранты на дальнейшее развитие. Тренеры центра находятся на сдельной оплате, чтобы легче было рассчитывать самоокупаемость.

Дарья Алейник отметила положительный опыт цифровизации в своей работе: ведение клиентской базы идет в CRM-системе. Проведение анализа рынка позволило отдать предпочтение Yclients. Бухгалтерия – «облачная», что помогает команде быть мобильной в принятии управленческих решений.

 

Евгения Бессонова, руководитель отдела по связям с общественностью макрорегиона «Северо-Запад» Tele2

Евгения Бессонова, руководитель отдела по связям с общественностью макрорегиона «Северо-Запад» Tele2

 

Представитель телеком-индустрии – мобильный оператор Tele2 – на системной основе выступает стратегическим партнером фонда «Навстречу переменам». С момента основания фонда в 2012 году компания помогает развивать проекты импакт-предпринимателей, решающие социальные проблемы в сфере детства. Также более 600 сотрудников оператора из 50 регионов помогали отбирать лучшие импакт-проекты, оказывали им поддержку в качестве менторов и экспертов. В Tele2 уверены, что такое партнерство гораздо шире благотворительности и спонсорства и способствует устойчивости нашего общества.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: Tele2, Теле2, КСО