Оборудование для спутниковых сетей связи под угрозой

Пос­ле трех с по­лови­ной лет ожи­дания, в треть­ем чте­нии при­нят за­коноп­роект, пре­дус­матри­ваю­щий воз­можность вво­за або­нент­ских тер­ми­налов и спут­ни­ковых сис­тем свя­зи толь­ко опе­рато­рами свя­зи, имею­щи­ми ли­цен­зию на пре­дос­тавле­ние ус­луг под­вижной спут­ни­ковой свя­зи и экс­плуа­ти­рую­щи­ми эти се­ти свя­зи. Дан­ный до­кумент лоб­би­рует ин­те­ресы че­тырех рос­сий­ских сер­вис-про­вай­де­ров, ко­торые, в слу­чае вве­дения сан­кций, не смо­гут за­купать обо­рудо­вание.

Проект Федерального закона № 586665-7 "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "О связи" предлагает закрепить положение, предусматривающее возможность ввоза абонентских терминалов подвижной спутниковой и фиксированной спутниковой службы и абонентских наземных станций, находящихся в движении и работающих в спутниковых системах, только операторами связи, имеющими лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой связи и эксплуатирующими сети связи, введенные в эксплуатацию в установленном порядке.

На четыре глобальных сети мобильных спутниковых оператора есть четыре сервис-провайдера в России. Для сети Inmarsat это ФГУП "Морсвязьспутник", для Globalstar - АО "Глобалтел" (дочка АО "РТКомм.РУ"), для Iridium - ООО "Иридиум Коммьюникешенс", а для сети Thuraya - ЗАО "Джи Ти Эн Ти" (GTNT). Первые две компании де-факто государственные ("РТКомм" на 100% принадлежит "Ростелекому"). В "Иридиум Коммьюникешенс" государству в лице ФГУП "Морсвязьстпутник" принадлежит 16% долей. "Джи Ти Эн Ти" является полностью частной компанией.

Директор по продажам ST Engineering iDirect (один из трех крупнейших в мире производителей оборудования для сетей спутниковой связи) Никита Демиденко считает, что данный закон явно преследует интересы определенной группы лиц. "К сожалению, честно конкурировать на рынке не все могут. Поэтому и появляются законы, ограничивающие права работы на рынке связи. Данный закон лоббировать начали давно, и одна из компаний, которая его продвигала – ЗАО "Джи Ти Эн Ти" (гендиректор Игорь Остапчук). Ранее данная компания занималась перепродажей услуг низколетных космических аппаратов типа Globalsatar и Iridium. Но пытаясь создать монополию для себя на рынке "низколетов", они одновременно пытаются взять под контроль и службу подвижной связи в области VSAT. Ни к чему хорошему данный закон привести не сможет и результатом будут завышенные цены у монополистов и отсутствие спроса (из-за цены) у потребителей", - уверен он.

В "Джи Ти Эн Ти", так же как и трех остальных российских сервис-провайдерах, на вопросы корреспондента ComNews не ответили.

Пресс-служба ГП КС (Федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь") сообщила ComNews, что на бизнесе ГП КС принятие закона никак не скажется.

Акционер АО "Ка-Интернет" Сергей Пехтерев отметил, что история этого документа началась три года назад с понятного материального интереса российских операторов, представляющих в России четырех основных мировых спутниковых операторов подвижной связи (Inmarsat, Iridium, Globalstar и Thuraya). "Они страдали от параллельного (тогда это называлось "серым") импорта спутниковых "трубок", и хотели взять весь их импорт (и конечно ценообразование) в свои руки. Для "проходимости" проекта был добавлен момент о безопасности, дабы все ввозимые трубки были зарегистрированы установленным порядком, а их владельцы идентифицированы, - поясняет он. - Понятно, что такая попытка четырех операторов нашла мало поддержки в отрасли, писались письма в разные инстанции, были выступления в СМИ и т.д., но законодательная элита медленно двигалась и совершенно неожиданно разродилась третьим чтением именно в самый неподходящий момент, когда на большую часть западного высокотехнологичного оборудования (и даже бытовой электроники) наложены запреты на продажу в Россию, и у нас правительство и президент думают о том, как побыстрее наладить параллельный импорт, который новопринятый закон как раз запрещает".

По словам Сергея Пехтерева, практически все спутниковое оборудование, используемое в России производится в недружественных странах, которые меряются между собой - кто больше наложит на Россию санкций. "Для спутниковых терминалов класса VSAT четыре из пяти основных поставщиков оборудования в Россию (они из США и ЕС) уже прекратили поставки в Россию, компания из Израиля официально не прекратила, но пока не поставляет, пытаясь разобраться в новых санкциях и запретах, чтобы самой не попасть под раздачу. Южнокорейские производители спутниковых морских антенн тоже после 24 февраля пока не спешат отгружать оборудование по уже заключенным и оплаченным контрактам. Для спутниковых телефонов сети Globalstar, этот закон правда, уже никак не помешает, ибо сервис Globalstar в России его американский оператор просто выключил. Надеюсь, что сервис Inmarsat (Великобритания) и Iridium (США) нам не отключат, но есть опасность персональных санкций для российских компаний, которые являются у нас операторами этих сервисов, что закроет им возможность приобретения нового оборудования", - говорит Сергей Пехтерев.

"Ужесточение правил ввоза наземного оборудования спутниковой связи именно сейчас выглядит особенно странно. Россия находится под санкциями Министерства торговли и Госдепартамента США, поэтому импорт спутникового оборудования и без того сильно затруднен, - рассуждает источник, не понаслышке знающий детали ввоза космической техники в страну. - Санкции распространяются на всех производителей - не только на американский Hughes и сингапурско-американский ST Engineering iDirect, но и на израильский Gilat. И прямые, и обходные пути его отправки в РФ сведены на нет. И пока запрет на поставки в Россию не снимут, ничего не произойдет". Источник напомнил, что и до ввода западных санкций любой производитель оборудования спутниковой связи требовал сообщить страну и его конечного потребителя.

Член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова считает, что законопроект № 586665-7 в части уточнения обязанностей операторов связи был предложен и принят по соображениям национальной безопасности и для пресечения деятельности "бумажных" (номинальных) операторов связи. "Положения законопроекта пресекают получение лицензии недобросовестными лицами, не имеющим намерение на ведение деятельности, а получающими лицензии лишь для целей соответствия условиям торгов или госзакупок. Так называемые "бумажные" операторы связи. Поиск таких номинальных операторов требует проведения оперативных мероприятий, что чрезмерно нагружает службу. Положения законопроекта потребуют от операторов подтверждать фактическую деятельность ежегодным отчетом. - пояснила она. - При отсутствии которого или при представлении недостоверных сведений лицензия на оказание услуг связи будет отозвана. Форма отчета о деятельности оператора связи, состав сведений, обязательных к указанию в отчете, срок и порядок его представления устанавливаются правительством РФ. Добросовестным действующим отечественным операторам принятие закона проблем не создает".

Мария Спиридонова отметила, что законопроект претерпел серьезные изменения и в первоначальной редакции в 2018 г. предполагал лишь регулирование ввоза абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы. В итоговой редакции этот пункт был исключен.

Член комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин пояснил, что в проекте учтены все замечания, а также внесены дополнения, которые приобрели особенную актуальность в свете жестких вызовов со стороны недружественного международного сообщества. "Речь идет о поправках, которые позволят добиться структурного порядка в сегменте операторов связи. В настоящий момент законодательство позволяет любому юридическому лицу получить лицензию на оказание услуг связи, чем воспользовались многие недобросовестные организации, которые получали лицензию на такую деятельность, но не вели ее", - пояснил он.

Член комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин напомнил, что еще в 2016 г. была утверждена Доктрина информационной безопасности РФ, которая предполагает снижение зависимости от зарубежных информационных ресурсов и технологий и импортозамещение в области спутниковой связи и интернета. "Еще тогда в числе приоритетных направлений было обозначено развитие отечественной космической индустрии, технологий контроля над работой спутников и функционирования Рунета. В соответствии с этой установкой разрабатываются специальные правительственные программы, и концепция данного законопроекта ориентирована исключительно на решение задач подобного рода", - сказал парламентарий.

Юлия Мель­ни­кова

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, спутниковая связь, телекоммуникационное оборудование