Мошеннические схемы мигрируют в Прибалтику

Из-за особенностей вывода средств, полученных от телефонного мошенничества, сменилась география так называемых «колл-центров» мошенников. Теперь основная волна трафика для вызовов, чаще осуществляющихся посредством IP-телефонии, идет из прибалтийских стран. Впрочем, эксперты считают, что правительство уделяет проблеме достаточное внимание, а штрафы, выписанные недобросовестным операторам в последнее время, должны повлиять на ситуацию в лучшую сторону.

Число звонков от мошенников, поступивших посредством сотовой связи и интернета, выросло в десять раз, сообщили в «Информзащите», сравнивая данные по первым полугодиям 2022 и 2021 годов. Отмечается, что звонки идут из Германии и Польши, также несколько выросло количество звонков из Грузии. Эксперты сообщают, что с момента начала спецоперации организованные мошеннические «колл-центры» сместились к западу Украины и чаще начали использовать возможности интернет-телефонии. При этом трафик на осуществление такого рода звонков идет из стран Прибалтики.

Впрочем, мнение экспертов неоднозначно – другие оценивают, что трафик вырос в меньшей степени – несмотря на то, что количество звонков увеличивается ежегодно, мошенники уже использовали ранее IP-протоколы для таких звонков. Страну осуществления звонка в таком случае вычислить сложнее, однако с тем, что большая часть трафика направляется из Прибалтики, эксперты солидарны.

Cразу после начала военной операции наблюдался некоторый спад звонков от злоумышленников – за месяц они, по оценке центра круглосуточного реагирования на инциденты информационной безопасность Gert-Gib, сократились на 42%. Это было связано с затруднением вывода средств из-за прекращения функционирования зарубежных платежных систем на территории РФ. Первичное сокращение количества звонков также было связано с повышенной активностью банков в области пресечения голосового фрода. Также известно, что часть центров, из которых совершались нежелательные звонки, была разрушена, а часть их сотрудников в условиях военного времени была перенаправлена на выполнение других задач. Однако уже к лету активность мошенников вернулась к прежним объемам - процессы были перестроены и отлажены.

Из операторов «большой четверки» ситуацию прокомментировали только в «МТС», рассказав, что антифродовые меры позволили сократить количество звонков с начала года в разы, до минимума. Остальные операторы отказались ответить на запросы журналистов.

Правительство перманентно принимает меры по борьбе с мошенническими вызовами. Так, для контроля над подменой номеров, уже подключились Генпрокуратура и ФСБ, которые обязаны проверять исполнение операторами связи требований по пропуску трафика из-за рубежа. Согласно поправкам к закону «О связи», принятым в 2017 году, операторы обязаны передавать номер абонента в исходном виде при совершении голосовых вызовов, IP-телефонии и отправке SMS. Впервые за неисполнение данных обязательств на1 млн рублей был оштрафован французский оператор Orange Business Services в августе (сами штрафы за неисполнение обязательств были введены в конце 2021 год . В августе же появилась информация о выделенных Роскомнадзору на противодействие мошенническим звонкам 1,88 млрд руб.  На эти средства должны быть созданы системы блокировки вызовов с подменных номеров, а также системы контроля за тем, как операторы проверяют достоверность абонентских данных.

Эксперты уверены, что со стороны правительства достаточно инициатив, чтобы создать единую систему давления на участников рынка, играющих не по правилам. В судебной практике уже есть эпизоды со штрафами, выписанными, помимо Orange, и небольшим провайдерам – от 200 до 600 тыс. рублей обязали выплатить «МТ Техно», «НТСИ Телеком», «Наука-связь» и «МТР-связь» в июле и августе.

Рубрики: Мобильная связь, Безопасность

Ключевые слова: мобильное мошенничество