Российские отели нашли замену Booking и Airbnb

Отели стали сотрудничать с российскими сервисами онлайн–бронирования после ухода Booking.com и Airbnb. Но одновременно начали развивать новые каналы продаж.

С уходом конкурентов крупные отечественные сервисы бронирования получили возможность более активного развития.

Импортозаместились

По данным Bnovo, в 2021 году около 80% всех онлайн–бронирований приходилось на Booking.com (77%) и Airbnb (3%). После того как они покинули российский рынок, произошло перераспределение трафика между отечественными онлайн–тревел–агентствами (ОТА), однако объёмы бронирований не упали. В топ сервисов по итогам лета 2022 года входят Ostrovok с долей продаж среди всех каналов 41,6%, 101Hotels (13,7%), "Яндекс.Путешествия" (12,7%), Bronevik (7,1%), "Суточно.ру" (7,1%), OneTwoTrip (3,6%), Tvil (3,3%). Данные по Петербургу отличаются: в регионе лидирует Ostrovok (46,4%), затем следуют "Суточно.ру" (21,4%), 101Hotels (11,4%), Bronevik (4,7%), Tvil (4,2%).

Представители российских сервисов бронирования рассказывают, что с ними стали сотрудничать большее количество отелей. Например, директор по развитию и коммуникациям Tvil.ru Оксана Шустикова говорит, что после ухода Booking и Аirbnb платформа привлекла дополнительно 50% от числа имеющихся средств размещения, собранных за 12 лет работы. География бронирования тоже изменилась. Раньше на Tvil.ru закономерно лидировал юг страны. Сейчас два основных лидера — Москва и Петербург. "Несмотря на рост цен, число желающих отдыхать в России не уменьшается. По среднему чеку видно, что к нам пришёл более искушённый турист. Мы адаптировались к этим изменениям и работаем теперь с отелями большей звёздности и дорогими курортами", — поделилась Оксана Шустикова.

Руководитель отельного направления сервиса OneTwoTrip Денис Дроздовский отмечает, что количество заявок на работу по прямым контрактам с сервисом выросло в десятки раз ― владельцы жилья стараются подключаться ко всем возможным онлайн–площадкам. В "Яндекс.Путешествиях" говорят, что самый значимый рост числа запросов от отелей на подключение происходил в феврале–марте. С того момента число объектов с прямым подключением к сервису удвоилось и продолжает расти.

Тенденцию подтверждает и опыт онлайн–сервиса краткосрочной аренды жилья "Суточно.ру". По словам его владельца Юрия Кузнецова, с марта на сервисе зарегистрировалось более 2 млн новых пользователей, количество бронирований также кратно выросло.

Не тот сервис

Пока, однако, российским площадкам не удаётся приблизиться к показателям, которые ранее фиксировались у лидеров рынка. Независимый директор по развитию KravtGroup Ангелина Самадова отмечает, что рынок агрегаторов для отельеров с уходом IT–гиганта стал несколько честнее: ушла политика навязывания сервисов, в условиях которой все долгое время работали. Доля бронирований отелей через российские букинг–сервисы растёт, но заместить полный объём и функционал пока не удалось. "Российский IT–продукт плохо справлялся с возросшей нагрузкой и не показывал должного уровня сервиса в обслуживании отельеров, поэтому претендовать на такую же высокую комиссию не мог, а отели выдавали для них всё меньше номеров. В первые месяцы отельеры могли неделями ждать обработки своих технических вопросов от российских сервисов онлайн–бронирования. На самих ресурсах функционал гостя и отеля серьёзно ограничен. В целом спрос в большинстве своём ушёл на официальные сайты отелей, к турагентам и туроператорам и уже по остаточному принципу поделился по другим каналам", — подчёркивает она. Ангелина Самадова добавляет, что процесс развития отечественных решений всё же идёт.

В дальнейшем популярность отечественных решений будет расти, уверены эксперты. Генеральный директор "МТС Travel" Вадим Мельников полагает, что ждать возобновления работы иностранных систем бронирования стоит в перспективе 3–5 лет, и этого срока достаточно, чтобы построить отечественные удобные и надёжные продукты. Для развития travel–направления МТС летом этого года купили за 4 млрд рублей сервис Bronevik.com, база которого насчитывает 50 тыс. отелей, гостиниц и других объектов размещения.

"В перспективе 3 лет мы рассчитываем построить не просто платформу бронирования отелей, но и полноценную экосистему организации путешествий, где можно будет также приобрести билеты на транспорт, подыскать гида и экскурсию, заказать трансфер и билеты на концерты и другие развлечения", — говорит он.

Сами за себя

Владельцы петербургских отелей стали обращать большее внимание на продвижение в Сети. Ушедшие мировые площадки были широко известны, а российские продукты пока не очень, поэтому люди стали чаще обращаться за номерами напрямую в гостиницы.
По данным Bnovo, каждый третий объект размещения в целом по России летом получал прямые бронирования (с сайта, соцсетей, геосервисов и онлайн–карт). Доля бронирований через сайты отелей составила 31,8% от общего объёма онлайн–продаж, включая продажи на OTA. Фактически прямые бронирования выросли в 3 раза по сравнению с 2021 годом (10,5%).

Некоторые отельеры сэкономили на прямых продажах. "Гостиничный бизнес в России быстро подхватил тренд на продажи без посредников. В 2022 году большинство собственников отелей оптимизировали сайты, установили модуль бронирования, сделали их более продающими и привлекательными", — отмечают в пресс–службе Bnovo. В KravtGroup по ключевым городским отелям доля бронирований через официальные сайты достигает 80%.

Как рассказал "ДП" Андрей Богданов, директор по маркетингу управляющей компании High Season (отели River Palace, Lahta Plaza, Trezzini Palace), сейчас в сети доля прямых бронирований превышает долю ОТА более чем в 2 раза. Многих отельеров уход международных компаний подтолкнул к инвестициям в сайты, дополнительным расходам на отделы продаж и маркетинга.
По мнению Богданова, эта тенденция пойдёт рынку на пользу: стоимость привлечения гостя при грамотном подходе к маркетингу и продажам ниже, чем комиссия крупного OTA. "Мы увеличили бюджеты на продвижение в Сети, запустили проекты по модернизации сайтов, стали внимательнее подходить к аналитике. Получив больший объём прямых бронирований, мы направили средства, которые ранее тратили на комиссии, на развитие маркетинга. Сейчас сайты наших отелей — основной инструмент онлайн–продаж индивидуального сегмента", — говорит он.

По мнению Оксаны Шустиковой, собственные сайты отелей могут быть информативны, но гость не всегда сразу понимает, что его интересует именно это средство размещения. Преимущество сервиса бронирования в том, что он предлагает человеку установить фильтры и выдаёт список гостиниц, опираясь на конкретный запрос.

Дарья Дмитриева

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Web

Ключевые слова: веб-сервис, электронная торговля