Контент-провайдеры задумались о будущем

В минувшую пятницу, 3 декабря, в Петербурге завершилась двухдневная конференция Mobile VAS Conference ("Дополнительные услуги мобильной связи"). В последний день участники поделились своими взглядами на дальнейшее развитие отрасли. По завершению мероприятия стало понятно, что оно вряд ли станет последним собранием игроков этого рынка.

Во второй день конференции участники обсудили вопросы, касающиеся технологий и услуг, рассмотрели одно из новейших направлений рынка - мобильный маркетинг, а также мобильные предложения для корпоративных клиентов. Выступления были отведены и для одной из наиболее острых тем в отрасли: легальности продажи контента и проблем интеллектуальной собственности.

Как отметили докладчики, сейчас одними из наиболее перспективных мобильных сервисов являются интерактивные услуги, связанные со средствами массовой информации, например, телевидением. Как одна из альтернатив традиционным SMS-сервисам была озвучена возможность использования так называемых IVR-сервисов (услуг, основанных на голосовых платформах). По словам генерального директора компании "Телеклик" Дмитрия Балтрукова, сегодня во многих радио- и телепередачах можно увидеть предложения воспользоваться теми или иными SMS-сервисам, как правило, это голосования и опросы. Но по статистике доля владельцев мобильных телефонов, умеющих посылать SMS-сообщения, едва дотягивает до 25%, поэтому IVR-сервисы, где абонент получает все указания голосом, могут стать одним из путей для повышения уровня интерактивности участия абонентов в ТВ и радиопрограммах.

Сегодня для удобства работы между операторами сотовой связи и контент-провайдерами создаются различные программы, включающие мобильные приложения. Об одной из таких программ - beepartner - рассказал начальник отдела по взаимодействию с бизнес-партнерами компании "Вымпелком" Евгений Круглов. Компания предлагает сейчас единые условия входа для контент-провайдеров. Для того, чтобы продавать свои услуги в сети оператора, контент-провайдер должен организовать канал до Москвы, где расположена специальная техническая площадка, но при этом ему становятся доступны все регионы действия "Би Лайн GSM". Инициатива запуска этого проекта исходила от компании Telenor - такие схемы были запущены и в других дочерних компаниях, входящих в Telenor Group, например, в украинском "Киевстаре". Сама идея появилась в середине 2002, а первые провайдеры были подключены к программе в начале 2003 и им была предоставлена возможность оказания своих услуг на территории Московского и Центрального регионов, обслуживаемых "Би Лайн GSM". К февралю 2004 эта схема была распространена также и на региональные рынки. Услуги контент-провайдеров представлены на портале "БиОнЛайн". Сегодня этот бренд используется также для продвижения оператором своих собственных интерактивных сервисов, контента, и т.д. Евгений Круглов сделал акцент на том, что игроки должны работать на рынке, исходя не из желания получить мгновенную прибыль, а из нацеленности на долгую перспективу и последовательного развития бизнеса. В этом плане компания "ВымпелКом" предъявляет определенные требования к своим партнерам. Одно из главных - соблюдение законов РФ, соблюдение правил согласования контента, который предоставляет компания "ВымпелКом". В последнем случае, речь идет о строгом выполнении правил договора. По словам Евгения Круглова, среди запрещенных видов услуг являются - оплата услуг других компаний, оплата сервисов, получение пин-кодов и так далее. Оператор останавливает предоставление услуг такого рода, поскольку их выполнение не входит в его полномочия.

Что касается мобильной связи, то как одна из ближайших ее перспектив был рассмотрен стандарт третьего поколения CDMA-2000, который сейчас широко распространен за границей, и активно развивается в России, и возможности предоставлять на его основе допуслуги. Правда, как заметил менеджер по новым продуктам и услугам оператора "Скайлинк" (который развивает данный стандарт в стране), Сергей Езык, рассматривая спектр дополнительных услуг в существующих сетях третьего поколения, можно сделать вывод о том, что они вряд ли будут сильно отличаться от набора для сетей второго поколения.

Одним из наиболее перспективных сервисов на сегодняшний момент является мобильный маркетинг или SMS-поддержка брендов. Эффективность мобильного маркетинга подтверждается тем, что ни один из видов рекламы, к которой также относится этот вид маркетинга, не подразумевает такой серьезной отдачи от возможностей обратной связи. В своей работе SMS-решения используют сегодня такие компании, как "Браво", "Тинькофф", Contex, Daewoo, Samsung Electronics, MCDonalds, "Москва Эфес". По данным компании I-Free, которая недавно открыла в Москве свое отделение, которое будет заниматься именно мобильным маркетингом, потенциальная отдача от этого сервиса достаточно велика: по статистике около 90% текстовых сообщений, приходящих абонентам, прочитываются, а около 40% абонентов участвуют в предлагаемых акциях. В то же время существует немало барьеров, которые мешают быстрому развитию мобильного маркетинга. Как уточнила менеджер по партнерским программам компании I-Free Екатерина Анненкова, среди них, например, существующие модели деления выручки, отсутствие у операторов связи стандартизованных предложений для контент-провайдеров, низкая информированность рынка.

Одной из последних обсуждаемых тем на конференции стали защита и продажа интеллектуальной собственности, которые являются одной из самых острых проблем, существующих ныне на рынке. Начальник отдела авторского права компании "Интеллект-консалтинг" Ирина Тулубьева сообщила, что в этом году произошли некоторые изменения в российском законе об авторском праве и смежных правах. Так, в частности, был установлен срок правовладения, который один для всех иностранных правообладателей (79 лет со дня смерти), а для отечественных варьируется в каждом конкретном случае. Кроме того, с 1 сентября 2006 года вступит в силу положение закона о праве на последующее распространение записи с формулировкой "доведение до всеобщего сведения", что урегулирует права на распространение информации через Интернет. Ирина Тулубьева рекомендовала контент-провайдерам более тщательно подходить к проверке всей необходимой информации о правах на интеллектуальную собственность, а для этого она рекомендовала каждой компании, занимающейся распространением контента, иметь в своей структуре юридическую службу.

Конференцию завершили круглые столы по проблеме защиты прав и итогам мероприятия. По мнению Евгения Круглова, проблема с правами могла бы быть решена более эффективно, если бы существовала единая организация, контролирующая все вопросы, касающиеся передачи прав на распространение интеллектуальной собственности. В других странах подобные организации работают достаточно эффективно.

Круглый стол, посвященный итогам конференции, показал, что участников рынка больше всего сейчас беспокоит то, как он изменится в ближайшем будущем, и как добиться эффективного решения существующих на нем проблем. Главные тенденции последнего времени - уменьшение количества игроков, инициация процессов слияния и поглощения одних компаний другими, зависимость контент-провайдеров от развития операторами сотовой связи своих технологий, объединение усилий игроков, включая создание ассоциаций, и т.д.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг