Абоненты 10-летней выдержки. У Северо-Западного "МегаФона"

Петербургские сотовые операторы уделяют все более пристальное внимание поддержанию неформальных отношений с клиентами, и повышению, таким образом, их лояльности. На днях Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон" провел специальную акцию для своих первых абонентов, подключенных в самом начале работы этого оператора 10 лет назад. Другие крупные сотовые компании, работающие на рынке столь долго, по-разному относятся к участию своих клиентов в юбилеях.

Напомним, что сеть компании "Северо-Западный GSM", на основе которой создан Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон", стартовала в декабре 1994 года. За первый месяц работы оператор подключил 250 абонентов. На прошлой неделе компания созвала первых из них на неформальную встречу в Музее связи, где им были вручены памятные подарки, а также освещены некоторые вехи истории развития компании. Мероприятие провели топ-менеджеры оператора, чей стаж работы в компании также исчисляется 10 годами - это директор департамента новых технологий и услуг Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Денис Ночевнов, руководитель центра обслуживания абонентов, заместитель коммерческого директора Татьяна Петухова, а также коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Николай Деменчук (7 лет работы). Всего было собрано около двадцати "10-летних" абонентов. Наблюдатели рынка рассматривают такой шаг как еще одно мероприятие, направленное на повышение лояльности клиентов, тем более, что собранная аудитория была представлена в основном корпоративными и VIP-клиентами. Данное событие произошло в преддверии подключения 4-хмиллионого абонента компании на Северо-Западе - на момент подготовки материала количество подписчиков оператора превышало 3,99 млн.

Рынок, на который тогда вышел "Северо-Западный GSM", представлял собой обратную картину того, что мы видим сейчас - это дороговизна связи, ограниченный выбор моделей и допуслуг и т.д. Сеть этого оператора на первом этапе состояла из 13 базовых станций, которые фактически покрывали небольшой фрагмент центра города в районе Невского проспекта. Новый игрок появился на рынке, где уже работало два конкурента - это "Дельта Телеком" и "Санкт-Петербург Телеком" (в дальнейшем FORA Communications). Как показал опыт того времени, "Северо-Западному GSM" пришлось конкурировать в основном с "Дельтой",  чьими услугами пользовалась основная масса "тяжелых" клиентов. При этом, абоненты предпочитали пользоваться двумя телефонами от обоих конкурентов. NMT-оператор сначала долгое время не обращал внимание на деятельность нового игрока. Примечательно, что как показал небольшой опрос первых абонентов "Северо-Западного GSM", сейчас большинство из них пользуются в качестве второй "трубки" "Скайлинк", который, напомним, принадлежит "Дельте Телеком". Как отметил один из абонентов "МегаФона", стандарт GSM был в новинку для России, что и определило основной круг первых клиентов оператора - по большей части это были люди, активно ездящие за границу и знакомые с этой технологией.

В 1995 году компании удалось подключить 8 тыс. абонентов, что, по словам Николая Деменчука, в несколько раз превысило прогнозы. Следующий, 1996 год, стал переломным для компании с финансовой точки зрения - она впервые получила чистую прибыль и смогла привлечь крупный кредит от ЕБРР. В 1997 году оператор приступил к освоению территорий Северо-Запада.

Одним из интересных шагов GSM-игрока стал способ дистрибьюции своих услуг - вместо создания собственной торговой сети оператор решил пойти по пути привлечение независимых компаний-дилеров. В 1994 году "Северо-Западный GSM" начал с 10 партнерских точек, которые принадлежали пяти дилерским компаниям. Примечательно, что ни одна из них не дожила до сегодняшних дней в сотовом бизнесе - это были ACS, "ЛенСевер", "Ньютон", "Комптек" и "Сайлекс". Из старейших партнеров оператора ныне более-менее заметные игроки - "Телефорум" и "Сплаер". К идее создания собственных магазинов "МегаФон" вернулся в 2001 году, когда приступил к организации собственных центров обслуживания. Из телефонов в 1994 году были доступны модели - самая популярная - Nokia 2110 (цена на первом этапе - около $1400), Ericsson 193, и еще телефоны Nokia серии 20ХХ.

Что касается новых услуг, то на выставке "Норвеком-1995" "Северо-Западный GSM" представил оправку SMS-сообщений (отсылка производилась через SMS-центр финской Sonera), а также мобильный доступ в Интернет, чья скорость тогда была 9,6 кбит/с.

"Северо-Западный GSM" достаточно долго придерживался той тарифной политики, которую он объявил при старте. Напомним, что оператор предлагал всего один тариф, подключение к которому обходилось в $282 (цены приведены с учетом НДС), абонентская плата составляла $18 в месяц, минута разговора - $0,46. Показатель ARPU (средний доход с одного абонента) составлял тогда около $180. Изменения были сделаны в период августовского кризиса 1998 году, когда компания разбила абонплату согласно количеству дней в месяце и взимала ее только за те дни, когда абонент пользовался сотовой связью. В следующем году компания разделила линейку на "Простой" и "Деловой". Был также введен план с федеральной нумерацией "Универсальный". Но наиболее крупные изменения произошли в преддверии появления в Петербурге второго GSM-оператора - ОАО "Мобильные ТелеСистемы", когда "Северо-Западный GSM" объявил о новой маркетинговой политике, направленной на сегмент малоговорящих абонентов, тогда, в частности, появилась линейка "ЛАЙТ". К этому моменту абонентская база компании приближалась к 400 тыс. человек.

В России в прошлом году 10-летие справляли другие два оператора из числа участников "большой тройки" - в конце лета "ВымпелКом" ("Би Лайн GSM"), и осенью - "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). Они по различному подошли к вопросу участия абонентов в своих юбилеях. Так, "Би Лайн GSM" ограничился только внутрикорпоративным праздником. "Мы считаем, что юбилей - это событие скорее более важное для самой компании, ее сотрудников, нежели для абонентов. Для них в первую очередь интересны те предложения, которые оператор предлагает рынке", - отметил в беседе с корреспондентом spbIT.ru директор по связям с общественностью компании "ВымпелКом" Михаил Умаров. МТС же, наоборот, устроила для своих корпоративных и VIP-абонентов мюзикл "12 стульев" в московском Дворце Молодежи. При этом, компания предоставила первым своим 10 абонентам подключение к безлимитному тарифу и бесплатный трафик. Что касается регионов, то, как прокомментировали в пресс-службе МТС, в основном такие задачи решаются на местах. Напомним, что если говорить о Северо-Западе, то МТС здесь недавно тоже собрали некоторых своих абонентов на неформальную встречу, которая объединила активных участников форума. Это произошло впервые за все время работы компании здесь (см. выпуск новостей от 17 декабря 2004 г.).

Третий оператор Москвы - "Соник Дуо" ("МегаФон-Москва") недавно тоже справлял свой юбилей - 3-летие. Компания не стала делать отдельных мероприятий для абонентов, хотя в корпоративном празднике участвовал абонент, сделавший первый коммерческий звонок в сети этого оператора - Владимир Шароватов, который фактически стал визитной карточкой оператора. Однако, как отметил советник гендиректора "МегаФон-Москва" Роман Проколов, во время юбилея у компании стартовал ряд акций для абонентов, в частности "Переходи на зеленый!", в рамках которой абоненты могут получить премию при привлечении новых клиентов. "Кроме того, наши клиенты получают бонусы за выслугу лет. В частности, если подписчик пользуется услугами компании более года, то он получают право на 15% скидку на абонентскую плату в соответствующих тарифах", - сообщил Роман Проколов.

Автор: Михаил Северов.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: