Бесконечная битва. За Интернет

Развитие петербургского рынка интернет-провайдинга в минувшем году проходило активно и стремительно. Этот рынок является одним из самых конкурентных, поскольку присутствуют на нем около 40 компаний и при этом их число постоянно увеличивается. В целом, за прошедший год на лидирующих местах остались прежние участники, но остальные компании тоже смогли укрепить свои позиции.

Одними из основных тенденций развития, как отмечают специалисты, стали увеличение рынка интернет-карт на 20% по отношению к прошлому году и новый виток снижения цен. В частности, высокая конкуренция способствовала тому, что ведущие игроки рынка, такие, например, как "Зебра Телеком" и "ПетерСтар", снизили цены на свои тарифы. При этом тройка лидеров практически не изменилась. По оценкам наблюдателей рынка, первое место занимает сейчас компания "Вэб Плас", на втором - интернет-провайдер "РОЛ" (компания "Голден Телеком"), а третье место смогла занять компания "ПетерСтар", которая благодаря своей политике стала в этом году существенно ближе к рынку интернет-карт. Также выбиться в лидеры смогла компания ПТС, предложение которой "Интернет в кредит" произвело настоящий фурор на петербургском рынке интернет-провайдинга.

Кроме того, год ознаменовался и некоторыми другими тенденциями. "Одним из первых основных событий года можно назвать череду крупных слияний и поглощений, перекроивших не только телекоммуникационную карту Санкт-Петербурга, и Москвы, но и всей России", - отмечает генеральный директор компании "Зебра Телеком Санкт-Петербург" Андрей Кузьмин, - "Среди них можно назвать присоединение к себе ряда ведущих питерских операторов компанией "ПетерСтар", создание крупного телекоммуникационного холдинга "Голден Телеком" и появление на базе четырех московских компаний единого оператора "Комстар-Объединенные Телесистемы", который сразу же объявил планы по региональной экспансии.

Также важной тенденцией стал выход сразу нескольких питерских операторов на московский рынок предоплаченных карт - это "ПетерСтар", "Вэб Плас" и "Виатон". Андрей Кузьмин видит в этом аналогичную тенденцию питерской экспансии московских операторов, проходившей в 2002 году. Еще одной важной тенденцией прошлого года стала региональная активизация крупных столичных операторов, таких как "Голден Телеком", "Межрегиональный Транзит Телеком" и Equant. "В перспективе такое движение должно создать серьезную конкуренцию национальному оператору дальней связи "Ростелеком", - считает Андрей Кузьмин.

Одной из серьезных тенденций года явилось развитие Wi-Fi, и беспроводного доступа в Интернет, считает и.о. руководителя отдела маркетинга компании "Петерлинк" Алексей Семенов,. Также Алексей Семенов отмечает в череде петербургских событий старт безлимитной услуги широкополосного доступа в Интернет ADSL для частных лиц. Еще один аспект развития рынка выделяет руководитель отдела маркетинга и рекламы компании "ЛАНК Телеком" Екатерина Дементей. "На корпоративном сегменте в 2004 году у нас отмечен активный рост крупных клиентов, которые берут по несколько десятков линий", - замечает она.

Ведущие игроки рынка положительно оценивают итоги своей работы в минувшем году. "Ключевое событие, которое отличает 2004 год от предыдущего - это выход на новый для нас сегмент рынка связи - телефонизация новостроек", - говорит Екатерина Дементей. По итогам года оборот компании "ЛАНК Телеком" увеличился на 42% и на 20% выросло количество активаций карт, а количество корпоративных клиентов увеличилось в 2 раза.
В планах компании на будущий год - усилить позиции на корпоративном рынке и увеличить долю доходов от корпоративных пользователей в общем объеме доходов и кроме того выпустить интернет карты без регистрации, а также продолжать развитие собственной сети. На данный момент доля компании на рынке карт связи составляет 6%, а в корпоративном сегменте - от 2% до 4%.

Коммерческий директор компании Matrix Network Solutions Ольга Мокина характеризует прошедший год как период перемен для своей компании. "Летом мы перешли на новую схему тарификации для пользователей нашей IP-сети, что позволило существенно снизить цены на трафик. Нашему примеру были вынуждены последовать большинство наших конкурентов. По dial up было проведено несколько маркетинговых акций, направленных на увеличение спроса на наши интернет-карты. В целом, год выдался удачным, даже, в какой-то степени, переломным", - говорит она.

Как рассказывает PR-менеджер компании "Веб Плас" Светлана Берегулина, основными событиями в 2004 году стали выход на рынок безлимитных тарифов с предложением ADSL - $33 в месяц, выход на московский рынок в ноябре, а также запуск WiFi в декабре. По словам Светланы Берегулиной, одним из планов на будущий год будет увеличение количества подключений к ADSL приблизительно до 15 тыс.

Компания "Зебра Телеком" выделила в своей маркетинговой стратегии в этом году особое внимание к работе с молодежью, поскольку молодые люди составляют около 29% всех пользователей компании. Флагманом направления стала программа, запущенная для владельцев международных студенческих удостоверений ISIC весной этого года - при его оформлении студент получает бесплатное приложение "ISIC@ZEBRA" с балансом $0,01, который можно пополнить универсальной карточкой "Зебра Телеком СПб". Регистрация на сайте оператора даёт владельцу карты возможность участвовать в специальных бонус-акциях; в частности получать скидку в 10% на звонки и доступ в Интернет. За время действия программы выдано более 10 тыс. таких карт. Помимо постоянной скидки, компания "Зебра Телеком СПб" постоянно проводит дополнительные промо-акции для привлечения новых и поддержания лояльности активных пользователей. В их числе - бонус в размере 1 единицы при запуске акции, 5 часов бесплатного Интернет в сентябре этого года, специальные скидки в 25% на звонки по России в октябре и месяц специальных студенческих тарифов на доступ в Интернет в ноябре. Каждая акция сопровождается значительным ростом интереса к программе и ростом голосового и Интернет трафика. Так, по итогам октябрьской акции (скидка 25% на звонки по России), количество активированных и пополненных карт "ISIC@ZEBRA" увеличилось в 2 раза, а объём голосового трафика по картам "ISIC@ZEBRA" вырос более чем в 3,5 раза. За ноябрь месяц (максимальная скидка от обычного тарифа "Зебра Телеком СПб" составляла 45%) Интернет - трафик по картам "ISIC@ZEBRA" вырос в 2 раза.

Также в декабре компанией было объявлено о начале тестирования в Интернет-центре "Зебра" новой коммерческой услуги - "Широкополосный доступ в Интернет по Wi-Fi". Новая услуга является дополнительным сервисом для пользователей универсальных карт "Зебра Телеком СПб". Еще одна программа "Зебра Телеком" связана с созданием совместных продуктов с сотовыми дилерами: сейчас в этом списке "Телефорум", "Связар" и West Telecom, "Техносвязь". Последним шагом здесь стал запуск совместных карт с Интернет-магазином Metroshop.ru. "На ближайшее будущее намечено дальнейшее наращивание мощности петербургского узла связи. Кроме того, планируется расширение спектра дополнительных услуг, предлагаемых по картам компании: введение web-почты, голосовых почтовых ящиков, расширение игрового контента.", - говорит Андрей Кузьмин, - "Также в планах компании - предоставление в Петербурге услуг традиционной телефонии и доступа в Интернет по выделенным линиям. В настоящее время компания "Зебра Телеком СПб" получает соответствующие лицензии".

Дилерским рынком заинтересовались и другие компании - это, в частности, "Голден Телеком", который сотрудничает с "Евросетью", и "ПетерСтар", который на днаях заключил аналогичное соглашение с MetroWeb.ru.

По словам Алексея Семенова, основными событиями года для компании "Петерлинк" стали запуск новой услуги IP-телефонии и выпуск телефонных карт номиналами 200 и 500 единиц, а также выпуск новой интернет-карты "Домашняя". Кроме того, интернет-студия "Петерлинк Веб" заключила государственный контракт с Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга на поддержку официального веб-сайта Администрации Санкт-Петербурга Gov.spb.ru на период до конца 2004 года. На 2005 год "Петерлинк" планирует выпуск новых интересных предложений по интернет-картам и развитие сервисов IP-телефонии. По мнению Алексея Семенова, 2005 год будет охарактеризован продолжением снижения цен на услуги, началом перехода к flate-rate тарифы на карточном рынке, развитием широкополосного доступа для частных лиц, а также началом конкуренции технологий на рынке широкополосного доступа (WiMAX, ADSL, ETTH, FTTH, через сети кабельного телевидения).

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Финансы