Мобильные провайдеры наполнили телефоны

Рынок контент–услуг, являющихся львиной долей так называемых VAS (Value Added Services, дополнительных услуг мобильной связи) в России в настоящее время переживает настоящий бум. В 2004 году его объем составил около 300 MUSD, а в 2005 году, по мнению экспертов, объем рынка составит 500–600 MUSD, что сопоставимо с объемом рынка кинопроката.

По данным аналитического агентства Data Monitor Russia, в настоящее время мобильный контент приносит 5,6% доходов отрасли сотовой связи, доля дополнительных услуг в ARPU (средняя выручка с одного абонента) сотовых операторов составляет 12,5%. Всего на рынке контент–провайдеров работают около 250 компаний.

Степан Попов, генеральный директор ООО «Информ–мобил» уверен, что 2004 год стал переломным в истории рынка контент–провайдеров. «Началась структуризация рынка, которая характеризуется четким выделением первой десятки компаний–лидеров, процессом укрупнения, — считает он. — Произошли первые слияния и объединения, образования ассоциаций и альянсов». Основными тенденциями 2004 года стали рост и упорядочение контент–рынка. Об этом свидетельствует и увеличение инвестиций в рекламу, направленную на конечных пользователей услуг — абонентов сотовой связи. Борьба за пользователя стала ключевой задачей не только для сотовых операторов но и для контент–провайдеров.

Телефоны дешевеют

Специалисты компании Solvo International, другого крупного игрока на рынке контента, считают, что причинами успешности 2004 года для рынка стали смещение и смешение целевых аудиторий и ценовых сегментов рынка мобильных телефонов. Если даже два-три года назад функционально насыщенный смартфон был непозволительной роскошью для многих состоятельных людей, то сегодня такие аппараты можно встретить в руках учащихся младших и средних классов, студентов и людей невысокого достатка. Именно эта часть населения является основным потребителем сотовых развлечений.

Телевизор помог

Однако любая самая совершенная технология сейчас ничто без должной рекламы, и здесь также можно отметить серьёзный рост. На молодёжных и развлекательных каналах (MTV Russia, Муз-ТВ, СТС и др.) практически ни одна программа не обходится без «бегущей строки», предлагающей непосредственное участие в передаче и сопутствующий контент. Молодёжные и специализированные печатные издания значительную часть своих объёмов отдают под предложения мелодий, игр и заставок для телефонов, причём, с учётом специфики рынка, многие из этих предложений нацелены на владельцев телефонов предыдущих поколений (монофонические рингтоны, чёрно-белые заставки низкого разрешения).

Интернет отстает

Лидерами рынка мобильных развлечений являются «Инфон-медиа», Nikita, Jippii и "Информ-мобил". Стоит заметить, что под мобильными развлечениями сейчас понимаются в большей степени сервисы именно для телефонов. В первую очередь основными каналами распространения коммерческого мобильного контента можно считать прессу и телевидение (реклама на молодёжных и общегосударственных каналах), доля же Интернета и, тем более, WAP-сервисов в России представляется незначительной. В первом случае пользователь часто оказывается не достаточно компетентным, чтобы получить мелодию, картинку или игру без дополнительных затрат — через кабель или ИК–порт. Во втором — WAP не слишком популярен в России, для многих настройки телефона кажутся слишком сложными, а из–за разнообразия аппаратов операторы просто не успевают поддерживать актуальность базы настроек, высылаемых в виде SMS по запросу.

Рынок разбухает

Марина Кириленко, специалист по маркетингу ООО «Трафиклэнд» (разработка ПО и решений для предоставления VAS в сетях связи) отмечает, что если год назад контент–провайдеров было порядка 70–80, то к концу 2004 года их количество возросло в разы и достигло 200. «Наряду с этим операторы стали уделять больше внимания сфере дополнительных услуг, осознав, что это стопроцентно прибыльное вложение средств, — уверена она. — Рынок, сильно увеличившись в размерах, столкнулся с необходимостью самоупорядочения, и подтверждением этого является появление контент-агрегаторов, которые берут на себя как техническое, так и юридическое обеспечение дополнительных сервисов на сетях связи».

Корпоративщики ждут провайдеров

Аналитики уверены, что в количественном выражении рынок будет расти еще 2–3 года, после чего наступит стабилизация. С точки зрения развития рынка видится возможность попытки провайдеров выйти на корпоративный рынок, который в настоящее время в силу ряда причин явно обделен их вниманием. Однако, существующая модель рынка, при которой оператор сотовой связи получает до 50% от стоимости услуги, по мнению ряда аналитиков, тормозит развитие новых сложных услуг, для оказания которых, к примеру, требуется участие специализированных компаний, таких, как тотализатор или микро–платежи.

Молодежь впереди

Спрос не разные виды услуг, безусловно, дифференцирован у различных групп потребителей. Различаются потребители операторов, тарификация, а соответственно — неодинаков спрос у каждого из операторов не отдельные услуги. Различается популярность услуг и в регионах (например, сервисы для взрослых и анекдоты более востребованы в регионах, удаленных от центра; сезонность так же присутствует (зимой более активны абоненты большинства сервисов). Потребители контент-услуг достаточно молоды, но различные дополнительные услуги все же имеют свои возрастные группы пользователей. Так, логотипы и мелодии предпочитают люди от 14 до 30 лет, игры — 14–25 лет, азартные игры — 21–45 лет, развлечения — 14–35 лет, общение и знакомства — 14–30 лет, сервисы для взрослых — 18–45 лет, справочная информация — 14–45 лет, LBS — 14–35 лет, SIM-Media — 14–30 лет.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: