Российский Intel подвел итоги

Вчера, 15 февраля, в Москве корпорация Intel объявила об итогах своей деятельности в России за 2004 год. Основными направлениями развития компании в РФ стали продвижение беспроводных технологий передачи данных и собственных серверных решений. При этом свои инвестиции Intel сосредоточила в сегментах научных исследований и маркетинга.

Региональный директор Intel в СНГ Иэн Дрю начал пресс-конференцию с объявления общих итогов корпорации. По сравнению с предыдущим годом, доходы корпорации выросли на 13,5%, что позволило Intel добиться наивысшего уровня прибыли за всю свою историю - $34,2 млрд. (предыдущий рекорд годовой прибыли Intel – $33,7 млрд. был установлен в 2000 году.). Максимальной за всю историю корпорации оказалась и прибыль за 4-й квартал - $9,6 млрд., на 13% больше аналогичного показателя за 3-й квартал и на 10% больше по сравнению с тем же периодом 2003 г. При этом чистая прибыль Intel в 2004 г. составила $7,5 млрд., что превысило аналогичный показатель за 2003 г. на 34%. Все это, по словам Иэна Дрю, стало возможным благодаря рекордным объемам поставок процессоров, наборов микросхем, системных плат и устройств для беспроводной связи. Intel в 2004 году израсходовала $3,8 млрд. на расширение и модернизацию своих производственных мощностей. А на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы корпорация потратила $4,7 млрд. (как ожидается, в наступившем году затраты Intel на исследования и разработки составят приблизительно $5,2 млрд.).

Как отметил Иэн Дрю, руководство Intel продолжает рассматривать Россию и другие страны СНГ в качестве одного из ключевых рынков, в связи с чем в 2004 году деятельность корпорации здесь приобрела еще больший размах. В результате значительно выросли показатели корпорации как в корпоративном сегменте, так и среди решений для малых предприятий и частных пользователей.

Корпоративное направление представлено в основном серверными решениями Intel. В 2004 году серверный сегмент компьютерного рынка в России рос опережающими темпами (21%) по сравнению со среднестатическими показателями для всего региона EMEA (12%). Отметим, что по прогнозам корпорации, в 2005 году рост рынка серверов в России несколько снизится и составит 19%.  Рыночная доля серверов на базе архитектуры Intel составила 93,5% в единицах поставленных систем или 57% - в стоимостном выражении. Наиболее значительными достижениями, а также перспективными направлениями в данном сегменте Иэн Дрю назвал продвижение в России решений на базе процессоров Itanium 2 и на основе 64-битной архитектуры. Доля серверных решений на базе 64-битной архитектуры Intel в 2004 году составила 23%. В настоящее время в России и ряде других стран СНГ в стадии реализации находится свыше 120 крупномасштабных проектов по внедрению высокопроизводительных серверных систем на базе процессора Intel Itanium 2.  Более 65 из этих проектов уже завершены при участии 18 системных интеграторов в организациях, которые принадлежат к числу 200 крупнейших компаний России и Украины и расположены в 21 городе на территории бывшего СНГ. Правда, 60% таких решений установлено в Москве. Среди компаний, официально объявивших о внедрении систем на этой платформе – «Росгидромет», Институт вычислительной математики Российской академии наук, компании-производители и дистрибьюторы «АвтоВАЗ», «Вимм-Билль-Данн», «Морон», телекоммуникационные компании «МегаФон» и «ПетерСтар.

На рынке частных пользователей Intel продвигал в прошедшем году в основном решения беспроводной передачи данных, а также другие мобильные технологии. На протяжении 2004 г. Intel еще активнее, чем прежде, форсировала развитие технологий мобильных вычислений и беспроводного доступа в СНГ. «Корпорация тесно сотрудничала с производителями мобильных ПК и сервис-провайдерами беспроводного доступа в Интернет, выступила одним из инициаторов и «брэнд-спонсоров» крупных проектов по развитию хот-спотов (например, «Яndex Wi-Fi»), способствовала более глубокому проникновению беспроводных и мобильных технологий в корпоративном сегменте, организовала в различных городах стран СНГ «Дни мобильных технологий», а также передвижные выставки «Карнавалы цифровых технологий» и «Цифровое путешествие Intel», в рамках которых демонстрировались  преимущества таких технологий для конечных пользователей», - отметил Иэн Дрю. В результате, по данным исследовательской компании Dataquest, в 2004 г. произошло удвоение российского рынка мобильных ПК: рост продаж за год составил 100%, что более чем втрое превысило аналогичный средний показатель для стран Западной Европы. При этом доля ноутбуков в общем объеме продаж ПК на российском рынке возросла с 7,6% в 2003 г. до 13,7% к концу 2004 г. В наступившем году, по оценкам Dataquest, объем продаж ноутбуков в России приблизится к 1 миллиону штук, а в 2008 году, по прогнозу аналитического агентства J’son & Partners, превысит отметку 1,78 млн. устройств.

При этом доля ноутбуков на базе архитектуры Intel на конец 2004 г. в России составила около 92%, причем треть ноутбуков с архитектурой Intel, проданных в стране в прошлом году, были произведены на базе технологии Intel Centrino для мобильных ПК (как прокомментировал Иэн Дрю, это - один из наиболее высоких показателей по всему региону EMEA). Налицо и ширящаяся тенденция к росту объема услуг беспроводного доступа в Интернет: по данным J’son & Partners, сегодня в России в 8 раз больше, чем в 2002 году, продается ноутбуков с поддержкой технологии беспроводной связи Wi-Fi. В свою очередь, ширящееся распространение технологии Intel Centrino для мобильных ПК и появление интегрированных возможностей беспроводной связи стимулирует развитие инфраструктуры общественных точек беспроводного доступа (хот-спотов). По данным J’son & Partners, на конец 2004 года в России официально было развернуто свыше 200 хот-спотов, а к 2008 году этот показатель может вырасти до 1250-1500 точек доступа, пользоваться которыми на регулярной основе будут 25-30 тыс. человек. При этом бизнес-пользователи составят более половины – 55%.

По словам Иэна Дрю, рост продаж в области ноутбуков в 2004 году обеспечивали в основном малые и средние предприятия, а также частные пользователи. Лишь четвертый квартал был ознаменован значительным приростом в секторе крупных предприятий. Комментируя данные J’son & Partners о количестве хот-спотов, Иэн Дрю подчеркнул, что указаны лишь зарегистрированные точки доступа, тогда как в реальности их может быть в десятки раз больше. Он отметил, что WiFi-доступ широко используется в корпоративных сетях. «В частности, корпорация Cisco реализует сейчас множество проектов в России в области создания корпоративных WiFi-сетей. Развертывание таких сетей требует много времени и серьезных работ в области обеспечения безопасности, однако у Cisco уже есть внедренные проекты», - добавил г-н Дрю.

Касаясь общего рынка домашних компьютеров, Иэн Дрю заявил, что этот сегмент пока менее развит, чем в других странах Европы. По его словам, Intel продвигает одновременно со своими настольными и мобильными решениями широкополосный доступ в Интернет. Именно на рост продаж ПК, распространение беспроводных технологий и соответствующего ПО и были направлены многие маркетинговые программы корпорации в ушедшем году.

Свою маркетинговую деятельность Intel сконцентрировал в России на нескольких направлениях. Одно из них – традиционные программы для местных производителей компьютеров. Количество участников этих программ выросло в 1,5 раза за год и составило более 6400 предприятий на начало 2005 года. Кроме того, корпорация проводила несколько мероприятий по всей России, основной целью которых было донесение до конечных пользователей преимуществ современных технологий. Также следует отметить состоявшийся в России в четвертый раз форум Intel для разработчиков (IDF), прошедший в Москве, Киеве и Новосибирске. Как сообщил Иэн Дрю, в будущем году возможно проведение такого форума и в Петербурге. Правда, он сразу оговорился, что это – всего лишь неофициальное предположение.

Одним из основных аспектов развития корпорации в 2004 году стало значительное расширение ее штата в России. В России в прошедшем году был создан центр маркетинговых программ Intel в Нижнем Новгороде. На данный момент в нем работает более 40 человек, а уже к 2006 году их количество планируется довести до 100 специалистов. В прошлом год штат российских сотрудников Intel, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, более чем удвоился, превысив 1 тысячу человек. В результате российское подразделение исследований и разработок стало крупнейшим за пределами США научно-исследовательским центром Intel, причем исследования и разработки корпорация теперь проводит сразу в пяти городах РФ: Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петербурге, Сарове. Напомним, в Петербурге летом была открыта петербургская научно-исследовательская лаборатория Intel, которая насчитывает 49 специалистов и занимается изучением и разработкой среды для программного обеспечения следующего поколения. Эта лаборатория является частью российского комплекса подобных учреждений. А 2 ноября в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) открылась новая учебно-исследовательская лаборатория системного программирования, созданная при поддержке корпорации Intel.

На 2005 год в планах корпорации в России – продвигать мобильные и беспроводные технологии и новые серверные решения, а также расширять кадровый состав своих центров в России. В рамках этой программы состоялось тестирование технологии Wi Max, на развитие которой в России Intel делает высокую ставку. В 2005 году корпорация активизируется и в направлении продвижения новой версии Centrino, в частности, на телевидении пройдет реклама ноутбуков на базе этой технологии.

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Рынок ПК, Маркетинг, Оборудование, Финансы

Ключевые слова: