"Вэб плас" едва ли не работает "в минус"

Интернет-провайдер "Вэб плас", входящий в группу компаний "Телекоминвест", сообщил некоторые финрезультаты своей деятельности за прошлый год. Так, выручка компании выросла примерно на 40% - до $ 14 млн. Однако, как следует из бухгалтерских документов "Вэб пласа", чистая прибыль предприятия за 2004 год составила порядка $ 1,5 млн.

В целом, заявленное 40%-ное увеличение выручки соответствует прошлогоднему росту телекоммуникационного сектора. Андрей Ширенко, гендиректор "Вэб пласа", отказался сообщить чистую прибыль компании, отметив, что по этому показателю нельзя объективно судить о развитии предприятия. Однако, согласно бухгалтерским документам, за 9 месяцев 2004 года чистая прибыль "Вэб пласа" составила 30,3 млн. руб. Таким образом, можно предположить, что по итогам всего года этот показатель находился на уровне $ 1,5 млн.

Главной причиной такого положения дел является колоссальный объем расходов, которые несет Интернет-провайдер. В частности, за 3 квартала прошлого года себестоимость проданных товаров и услуг составила почти 240 млн. руб., тогда как оборот - менее 300 млн. руб.

Вместе с тем, из бухотчета следует, что за 9 месяцев 2004 года выручка "Вэб пласа", по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, увеличилась менее чем на 20%. Впрочем, не исключено, что в последнем квартале компании удалось каким-то образом радикально переломить ситуацию. Обнадеживает, что расходы Интернет-провайдера год к году растут более медленными, нежели оборот, темпами. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, себестоимость товаров и услуг увеличилась "всего лишь" на 10%.

Очевидно, что заметную роль в структуре затрат "Вэб пласа" играют расходы на строительство и эксплуатацию ADSL-сети, которую "Вэб плас" развивает с весны 2000 года. Технология ADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line - "асимметричная цифровая абонентская линия") подразумевает использование для доступа в Интернет обычной телефонной линии.

Во-первых, компании приходится инвестировать значительные средства в дооборудование городских АТС специальными ADSL-концентраторами. Во-вторых, Интернет-провайдер ежемесячно платит "Северо-Западному телекому" (СЗТ) за размещение своего ADSL-оборудования на телефонных станциях. В-третьих, "Вэб плас" делает межоператорские отчисления на обслуживание транспортной сети, которая лежит в основе его ADSL-проекта.

Кроме того, колоссальные расходы "Вэб пласа" самым непосредственным образом связаны с длинными сроками окупаемости многих проектов, реализуемых компанией. Как рассказал господин Ширенко, широко разрекламированный проект "Клонирование телефонов" (базирующийся на технологии "Телефония по xDSL"), к примеру, имеет 3-летний срок окупаемости. Сейчас Интернет-провайдер запустил в эксплуатацию новый проект - онлайновую многопользовательскую игру "Пентакор". По словам директора по развитию "Вэб пласа" Сергея Житинского, куратора этого проекта, затраты на "Пентакор" окупятся через 2 года.

Между тем, как сообщалось в прошлом номере "Дела", даже в "социально ориентированном" СЗТ 3-летние сроки окупаемости считаются неразумными. В телефонной компании "ПетерСтар", реализующей амбициозную программу регионального развития, ожидают возврат капвложений в создание узлов в областных центрах не позднее, чем через 1,5 года. Один из руководителей "Метрокома" в неофициальной беседе сообщил, что при реализации инвестпроектов предприятие рассчитывает вернуть вложенные средства в течение 1-2 лет.

Также "Вэб плас" исповедует мультибрендинговую рыночную стратегию, тогда как "голиафы" телекоммуникационного сектора постепенно переходят к интегрированному маркетингу. Использование единого бренда более эффективно с точки зрения затрат, поскольку два и более брендов неизменно приводят к увеличению расходов на промоушн и рекламу.

В этом году "Вэб плас" планирует поднять выручку на 60% - до $ 22,4 млн. Как пояснил Андрей Ширенко, для достижения таких показателей Интернет-провайдер намерен увеличить количество ADSL-пользователей с нынешних 12 000 до 32 000. В настоящее время примерно 2/3 ADSL-клиентов являются физическими лицами. По всей видимости, чтобы привлечь 20 000 новых ADSL-пользователей, "Вэб пласу" придется активизироваться в корпоративном секторе, где уже сейчас наблюдается достаточно жесткая конкуренция.

Рубрики: Интернет, Финансы, Web