Круглый стол. Для ИТ-директоров

Недавно петербургским клубом ИТ-директоров SPb CIO Club совместно с компаниями «1С» и сообществом профессионалов розничной торговли Retailer был проведен круглый стол «Управление розничной торговлей в больших территориально распределенных сетях». Основными темами, которые обсуждались в его ходе, стало повышение эффективности бизнеса в отрасли ритейла путем его автоматизации и возможности, которые предлагают для этого представленные на рынке информационные системы, в первую очередь программные продукты на платформе «1С». Круглые столы станут новой формой работы SPb CIO Club и в дальнейшем будут проходить регулярно, как и традиционные заседания клуба.

31 мая состоялось очередное заседание SPb CIO Club, прошедшее в форме круглого стола, темой которого стало «Управление розничной торговлей в больших территориально распределенных сетях». Выбор темы повышения эффективности бизнеса в ретейле с помощью информационных технологий в качестве повестки дня круглого стола SPb CIO Club не случаен. Не секрет, что ретейл является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей, поэтому требования бизнеса к уровню используемых ИТ в рознице становятся с каждым днем всем выше, а сами технологии перестают быть конкурентным преимуществом компаний и становятся факторами, в обязательном порядке необходимыми для выживания на высоко конкурентном рынке.

Долгое время наиболее популярными решениями в торговле были решения на базе программной платформы «1С», однако, по мнению экспертов, они становятся чересчур простыми для укрупняющегося бизнеса. В то же время, «тяжелые» системы от таких вендоров, как, например, SAP и Oracle, доступны только крупнейшим игрокам рынка в первую очередь в силу своей высокой стоимости. Промежуточным звеном этой цепи являются решения на базе линейки Microsoft Dynamics (системы NAV и AX, ранее Navision и Axapta). В Петербурге в отрасли торговли на их базе автоматизировано достаточно большое количество компаний, два интегратора, «КОРУС Консалтинг» и Columbus IT, продвигают на базе Axapta собственные отраслевые решения для ретейла.

Небольшое преимущество, во всяком случае - с точки зрения количества внедрений, пока остается за «1С» как за решением, изначально адаптированным для российского бизнеса с соответствующей функциональностью и ценовой политикой. Однако, как показывает опрос, проведенный Союзом российских ИТ-директоров, при всей доступности и популярности этих продуктов остается целый ряд практических вопросов по внедрению прикладных решений «1С» для сетевых розничных сетей, которые и обсудили собравшиеся на заседание CIO и представители 1С:Франчайзи.

Круглый стол начался с презентации проекта автоматизации бизнеса сети бытовой техники и электроники «Эксперт», с которой выступил директор по консалтингу «Эксперт» Сергей Белец. Сеть «Эксперт» работает по системе франчайзи во многих регионах страны. Проект создания единой информационной системы (ЕИС) был инициирован головным офисом компании 2 года назад. Основной задачей проекта являлось создание конкурентных преимуществ для партнеров. В основу решения положена система Microsoft Dynamics AX, на базе которой автоматизирована деятельность головного офиса, а также система «1С» версии 8.0, использующаяся в магазинах «Эксперт» в качестве фронт-офисной системы со стандартным набором функций. Выбор последней был обусловлен, прежде всего, соотношением цена/качество. Ключевые инновации и изменения ЕИС инициируются головным офисом компании в тесном контакте с партнерами, за функционированием системы на местах следят программисты.

В ходе своего доклада Сергей Белец озвучил основные плюсы и минусы использования ПО от «1С». Так, по его словам, существенным недостатком стал тот факт, что при переходе на версию 8.1 в ней обнаружились такие функциональные участки, которые в версии 8.0 компании пришлось разрабатывать самостоятельно. «1С»: Франчайзи, с которым сотрудничал «Эксперт», своевременно не сообщил заказчикам о планируемых обновлениях новой версии, тогда как эта информация позволила бы существенно снизить издержки на доработку системы на этапе ее внедрения.

В качестве положительной стороны использования этого ПО Сергей Белец назвал доступность специалистов по «1С» и их консультаций, что позволило организовать поддержку системы на местах. По результатам доклада Сергея Белеца проблема информированности между «1С» и франчайзи компании была вынесена на обсуждение собравшихся. Как отметили представители компании «1С:Рарус», франчайзи получают достаточную информацию на партнерских семинарах, а перечень обновлений системы появился одновременно с бета-версией 8.1, поэтому в случае компании «Эксперт», речь идет о недоработках конкретного франчайзи, а не общей тенденции.Тем не менее, ИТ-директора согласились с утверждением, что порой компетенция 1С:Франчайзи является невысокой. При реализации конкретных проектов мнение франчайзи имеет статистический вес: многие приглашают в качестве консультантов сразу несколько фирм и на основе их совокупных рекомендаций пытаются найти единственно верное решение.

Полемику среди собравшихся вызвал также вопрос о том, насколько актуальны для ретейла отраслевые решения. ИТ-специалисты торговых компаний отметили высокую скорость изменения бизнес-процессов в рознице, которые порой меняются быстрее, чем их успевают описать и автоматизировать. Одним из узких мест при автоматизации ретейла является большое количество оригинальных маркетинговых акций, которые нужно переложить на язык системы, что в рамках готовых решений едва ли представляется возможным. Мнения представителей интеграторов в отношении того, какая часть решения может выступить базовой, а какая потребует индивидуальной доработки, разошлись значительно. Так, «Софт-Маркетом» (1С:Франчайзи) на допрограммирование отведено порядка 5-10 % готового решения, тогда как «1С:Рарус» - до 30-40%, последняя цифра была расценена как наиболее соответствующая действительности.

Следующим на заседании взял слово генеральный директор «Софт-Маркет» Тимофей Червяков, который рассказал об имеющихся в портфеле компании отраслевых решениях для розницы. ИТ-компания «Софт-Маркет» работает на рынке с 1994 года, имеет все партнерские статусы «1С», а также ее дочерней компании «Астор ВЦ», специализирующейся на автоматизации розничных и оптовых торговых компаний, а также отраслей общепита и развлечений. Всего на базе решений «Астор ВЦ» автоматизировано боле 200 сетей в России и странах СНГ, из наиболее крупных - сеть супермаркетов «Патэрсон» (96 магазинов).

Его выступление продолжил руководитель отдела продаж «Софт-Маркет» Роман Быковский, он подробно остановился на задачах автоматизации розницы и проблемах выбора систем. Роман Быковский отметил, что очень мало заказчиков в действительности имеют достаточное представление о возможностях информационных систем и могут грамотно сформулировать задачи проекта. Тогда как, по его мнению, основных задач две: это минимизация человеческого фактора и повышение контроля и управляемости бизнеса. Он также заявил, что для компаний любых отраслей 90% бизнес-процессов являются типовыми, 7-8 % - специализированными и только 2-3% уникальными и неповторимыми. Это утверждение встретило возражение представителей ретейла: они отметили, что иногда эти 2-3 % могут являться критическими для всего бизнеса, поэтому при их автоматизации необходимо быть крайне осторожными.

Также рассказал об услугах и продуктах компании «1С:Рарус» руководитель отдела автоматизации предприятий продовольственной розничной торговли Сергей Горьков «1С:Рарус» занимается автоматизацией розницы с 2001 года, за это время завершено более 400 проектов, преимущественно в супермаркетах. Типовой продукт компании – система «Рарус: Торговый комплекс. Продовольственные товары». В качестве примера внедрения был приведен проект в компании «Вестер», федеральной мультиформатной сети, развивающей 17 продуктовых направлений, головной офис которой расположен в Калининграде. Проект реализуется с 2006 года на базе упомянутой системы от «1С:Рарус», а также «1С:Предприятие 8.0» и Set Retail. В ходе проекта в единую информационную сеть объединены 45 объектов в 8 регионах.

Принципиальным в ходе обсуждения стал вопрос, насколько вообще важна информационная система для развития компании в рознице. Здесь, как отметило большинство собравшихся, преимуществом является не система, а место расположения магазина, ассортиментная политика и логистика. Среди других вопросов, которые были затронуты в ходе обсуждения – обучение пользователей, использование технологий штрихкодирования и RFID-меток для маркировки товара, преимущества, которые дает сертификация интегратора по ISO и др., компания Softline.

Подробности

Петербургский клуб ИТ-директоров предприятий Северо-Западного региона SPb CIO Club был создан в 2004 году. Основные цели клуба - создание платформы для обмена мнениями по актуальным проблемам использования ИТ, организация анонимного учета качества работы поставщиков, консультантов и разработчиков решений с целью формирования независимых рейтингов, выработка единых правил взаимодействия с крупными фирмами-поставщиками, консультантами и разработчиками и т. д. Сейчас он насчитывает более 200 участников. SPb CIO Club является членом сформировавшегося в прошлом году сообщества ИТ-клубов наряду с московским 4CIO.ru, екатеринбургским «Клубом профессионалов АСУ Урала» и клубом из Новосибирска. В феврале 2007 года I Съезд российских ИТ-директоров учредил первое в стране национальное цеховое объединение - Российский Союз ИТ-Директоров (СоДИТ), куда вошел и SPb CIO Club.

Автор: Анастасия Симакина.

Тематики: Интеграция, ПО, Кадры, Финансы

Ключевые слова: