Wi-Fi-поезд. Будет курсировать между Петербургом и Москвой

«Октябрьская железная дорога» пошла на эксперимент по установке хот-спота Wi-Fi на одном из своих регулярных поездов сообщением Петербург - Москва – «Невском экспрессе». Особенность проекта – в качестве поставщиков внешнего канала в Интернет используются сотовые сети.

Первый скоростной поезд «Невский экспресс», построенный Тверским вагоностроительным заводом (ТВЗ), был введен в эксплуатацию в июне 2001 года. Однако через два года при эксплуатации поезда были выявлены некоторые недостатки, после чего экспресс был отправлен на доработку в ТВЗ. Он возобновил движение в 2004 году. Сейчас скоростной поезд №165/166 «Невский экспресс» курсирует по понедельникам, средам и пятницам. Он отправляется из Петербурга в 6.45 утра и прибывает в Москву в 11.30 (время в пути 4.45), время отбытия обратно – 19.00. По своим техническим характеристикам «Невский экспресс» мало отличается от всем известного «ЭР-200», имеет примерно такое же время в пути и также позиционируется в основном для бизнес-аудитории.

Хот-спот сейчас организован только в одном – головном – вагоне «Невского экспресса», и его услуги предоставляются пока на бесплатной основе. Сейчас ведется изучение спроса на эту услугу беспроводного доступа (в частности, всем пользователям предлагается заполнить специальную анкету) – тестовый период продлится до 20 июля. Для организации этого эксперимента железнодорожники прибегли к помощи сторонней компании – ОАО «Скандинавский дом» (торговая марка RayCom Wireless), основная специализация которой – системная интеграция в области беспроводной связи и поставка телекоммуникационного оборудования. Среди партнеров компании такие марки, как Powerwave Technologies, Skymasts Antennas, NK Cables, Acome, Teracom Components, Roxtex AB, Huber+Suhner, EG Сellular Components, RAD Data Communications и др. Среди российских заказчиков RayCom Wireless в основном мобильные операторы – «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» («Билайн»), «МегаФон», СМАРТС, «Теле2», «Скай Линк».

Подробности проекта пока не раскрываются ни со стороны интегратора, ни «ОЖД». Известно лишь, что в качестве внешних каналов используются сотовые сети, причем сразу трех операторов «большой тройки» - «МегаФона», МТС, «Билайна» (для каждого из них настроена своя аппаратура).  «Данный хот-спот – это эксперимент, поэтому о каких-то перспективах развития услуг Wi-Fi даже в этом, отдельно взятом поезде говорить пока рано», - сообщили в петербургском офисе RayCom Wireless, чьи специалисты непосредственно курируют этот хот-спот. Как, в свою очередь, прокомментировали представители «ОЖД», «Невский экспресс» относится к поездам повышенной комфортности, которым предпочитают пользоваться в основном бизнесмены, и запуск услуг беспроводного доступа является еще одним шагом по предоставлению дополнительного сервиса. «В последнее время количество владельцев ноутбуков, которых мы наблюдаем в поездах бизнес-класса, стремительно растет. Соответственно, можно ожидать, что услуги Wi-Fi будут востребованы. Если спрос окажется на должном уровне, то возможно рассмотрение вопроса и об оснащении Wi-Fi всех вагонов «Невского экспресса». Вопрос о стоимости услуги, и, в принципе, будет ли она платной, тоже пока не решен», - сообщили в «ОЖД».

Опрошенные корреспондентом spbIT.ru сотовые операторы «МегаФон» и МТС сообщили, что они в курсе этого эксперимента и обмениваются данными с его организаторами, но также ожидают данных по окончании тестирования. В целом наблюдатели рынка считают, что такие услуги в поездах бизнес-класса будут востребованы, но может подкачать техническая составляющая – сотовые сети не могут обеспечить большую пропускную способность (максимальная скорость передачи данных в технологии GPRS, напомним, достигает 171,2 кбит/с; правда, за счет увеличенного количества каналов у оборудования, используемого в «Невском экспрессе», полоса пропускания от каждого оператора увеличена до 230 кбит/с). «Все, кто регулярно ездит на таких поездах, несомненно, отметили большое количество пользователей ноутбуков на них. Поэтому запуск услуг Wi-Fi – логичный шаг. Вопрос здесь заключается больше не в спросе, а возможности обеспечить качество услуги», - прокомментировала директор по маркетингу и коммерции беспроводного оператора «РадиоНет» Татьяна Бобровская (напомним, что этот оператор развивает сеть публичных хот-спотов под маркой WiFiMix, см., например, выпуск новостей от 3 мая 2007 г.).

«Можем отметить, что в 2006 году наша компания проводила полевые испытания на маршруте следования поездов Москва - Санкт-Петербург, по результатам которых услуга «Мобильный Интернет» продемонстрировала стабильную работу на всем протяжении пути. С технической точки зрения эксперимент в «Невском экспрессе» интересен. На практике же очевидно, что скорость доступа в Интернет будет несравнимо ниже, чем в обычных точках доступа Wi-Fi, так как будет зависеть от скорости внешних каналов GPRS», - сообщили в пресс-службе «МегаФона Северо-Запад» (сейчас сеть хот-спотов этого оператора активно развивается в Петербурге, см., например, выпуск новостей от 22 июня 2007 г.).

«Это очень хорошая ниша, особенно учитывая аудиторию, которая ездит в поездах типа «Невский экспресс». Можно прогнозировать, что спрос на услугу будет большой и далее будет расти ввиду даже такого простого факта, что в Петербурге все больше открывается офисов московских компаний, следовательно, железнодорожный трафик между двумя столицами будет увеличиваться с каждым годом», - считает руководитель PR-службы компании «Вэб Плас» Виктория Кулибанова (эта компания вышла на городской рынок Wi-Fi в начале этого года, см. выпуск новостей от 16 февраля 2007 г.).

«Доступ к мобильному Интернету есть везде, где присутствует голосовая связь «Билайн», а это практически на всем протяжении железнодорожного пути. С нашей точки зрения, предоставление доступа к Wi-Fi носит в большей степени имиджевый характер. Даже несмотря на аудиторию, предпочитающую использовать «Невский экспресс» для бизнес-поездок, пользователей ноутбуков во время движения пока не так много, чтобы обеспечить массовость услуги. На наш взгляд, наиболее востребованные места пользования мобильным Интернетом – залы ожидания вокзалов и аэропортов. Именно по такому пути идет «Билайн», развивая свою сеть хот-спотов пока в крупнейших аэропортах России. В дальнейшем мы намерены присутствовать и на железнодорожных вокзалах», - отметила пресс-секретарь Северо-Западного филиала ОАО «ВымпелКом» Евгения Алешко (в Петербурге хот-споты «Билайна» появились в Пулково этой весной, см. выпуск новостей от 13 апреля 2007 г.; кроме того, проект также стартовал в Приволжье, см. выпуск новостей nn.ict-online.ru от 18 мая 2007 г.).

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование