Подвергнут автоматизации. Дорожное движение анклава

В Калининграде начался первый этап по автоматизации системы управления дорожного движения. Власти города отдали предпочтение разработке минского научно-исследовательского центра «Агат». Внедрение АСУДД является одним из ключевых мероприятий «Городской программы 2006-2012 гг.», которую реализует администрация Калининграда. В ее рамках власти намерены урегулировать транспортный поток, обеспечить безопасность пешеходам и автомобилистам, а также повысить экологический показатель на улицах города.

По уровню автоматизации Калининградская область занимает ведущее место среди регионов СЗФО и входит в тройку самых мобилизованных субъектов РФ. Существующее планирование проезжих частей не справляется с автомобильным трафиком. Ситуация осложняется тем, что уровень плотности автомобильного потока продолжает расти, набирает обороты тенденция к переходу от общественного транспорта к личному. По данным администрации Калининграда, существующая дорожно-транспортная инфраструктура города рассчитана с учетом 100 автомобилей на 1 тыс. жителей, в то время как реальный уровень обеспечения составляет 379 машин на тот же показатель горожан.

С целью улучшения условий дорожного движения на городских улицах в прошлом году мэрия Калининграда разработала городскую программу «Повышение безопасности населения на дорогах г. Калининграда в 2006 – 2012 годах». Административная инициатива в дорожно-транспортном вопросе направлена на такие его аспекты, как организация управления дорожно-транспортным движением, повышение безопасности его участников (автомобилистов и пешеходов) и улучшение экологической обстановки городских улиц.

Одним из мероприятий городской программы является внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) на улицах Калининграда. Данный проект проводится администрацией города совместно с белорусским государственным научно-исследовательским центром «Агат», разработчиком одноименной АСУДД.

Государственное научно-производственное объединение «Агат» создавалось в 1969 году на базе Минского электромеханического завода как научно-исследовательский институт средств автоматизации (НИИСА). Первоначально предприятие было ориентировано на разработку наукоемких систем управления в сфере военного дела, таких как автоматизированная система управления войсками и др. На протяжении ряда лет НИИСА являлся одним из ведущих оборонных предприятий страны. Сегодня специализация «Агат» - это наукоемкие решения для автоматизации различных хозяйственных процессов. В числе продуктов предприятия - интегрированные информационные системы, системы автоматизации в сфере энергетики и транспортной сфере, продукты в области защиты информации и др.

В рамках дорожно-транспортного проекта Калининграда белорусским исследовательским институтом был разработан технический план на основе собственного решения АСУДД «Агат»:Управление движением транспортных и пешеходных потоков в городах». Специалистами со стороны института «Агат» также было приобретено все необходимое для проекта оборудование. Монтажные работы по установке оборудования ведутся местным государственным предприятием «Дортранссигнал».

Презентация системы «Агат» была проведена в Калининграде в конце июня. На сегодня начаты работы по автоматизации центральной части города. В течение 2007 года планируется подключение всех светофоров центральной части Калининграда. Основные магистрали города будут автоматизированы к 2009 году, а к 2012 году система «Агат» охватит весь город. Для этого необходимо реконструировать 27 старых и установить 16 новых светофоров.

Для функционирования АСУДД на улицах Калининграда устанавливаются специальные датчики, которые считывают количество машин на определённом участке. Эта информация будет передаваться в центр управления ГИБДД, а далее в обработанном виде - на табло и светофоры. Новая система позволит координировать длительность сигналов светофоров таким образом, чтобы автомобилисты могли передвигаться по улицам города в режиме «зеленой волны», двигаясь на зеленый свет и не останавливаясь на пешеходных переходах. Система рассчитана на регулирование до 120 светофорных объектов, однако пока планируется подключение 50 штук. «Электронное озеленение» дорог обещает снизить аварийность на 15%, загазованность - на 20%, а повышение проходимости увеличить до 30%. Сумма инвестиций, вложенных в проект, составляет 19 млн рублей.

Калининградские автомобилисты, опробовав новую систему на практике, высказали свое мнение на форуме официального сайта города - Kaliningrad.ru. Участники форума отнеслись к внедряемой в городе АСУДД скептически и отметили только недостатки новой системы. Главное недовольство вызвало то, что система не справляется с задачей по предупреждению пробок на дорогах. Участники согласились, что движение автомобиля с указанной на табло скоростью не исключает попадания в пробку.

В числе факторов, которые пока осложняют бесперебойное функционирование новой системы, – наличие нерегулируемых пешеходных переходов и недостаточное количество датчиков движения автомобилей, которых на сегодня приобретено только три.

В дальнейшем в рамках проекта по оптимизации дорожного движения администрация планирует строительство 70 дополнительных остановочных павильонов и размещение пешеходных ограждений на особо опасных участках улиц. Для повышения эксплуатационного срока разметка на автотрассах будет наноситься долговечным пластиком.

Отметим, что АСУДД «Агат» работает в Минске, где и располагается сам исследовательский институт. На сегодня автоматизированы 15 перекрестков центральной части города, а к концу 2008 года планируется внедрение модернизированной версии системы, которая позволит контролировать до 300 улиц белорусской столицы. Также готовится проектно-сметная документация для установки АСУДД в Барановичах.

Автор: Ирина Рыбченко.

Тематики: Интеграция, Оборудование, ПО, Регулирование, Безопасность

Ключевые слова: