«Метроком» обратился к частникам. С помощью dial up

Сегодня, 7 апреля, в Петербурге начнутся продажи интернет-карт одного из крупнейших альтернативных операторов связи города – компании «Метроком». Это станет первым его опытом в данном направлении, несмотря на более чем 10-летнюю историю работы. Как считают наблюдатели рынка, выход столь крупного игрока, хоть и с такой значительной задержкой, может повлиять на устоявшуюся картину рынка.

Компания «Метроком» была образована в 1992 году с целью создания новой телекоммуникационной структуры для петербургского метрополитена. В 1993 году была введена в эксплуатацию оптико-волоконная сеть, протяженность которой сейчас достигает уже 1 тыс. км. Сейчас компания предоставляет услуги связи в основном корпоративным клиентам, частным лицам она предлагает услуги таксофонной сети и телефонных карт. По некоторым оценкам, оборот компании за 2004 год превысил $30 млн.

Выход на рынок карточного доступа в Интернет компания начинает с предложения почасовой карты доступа номиналом 10 часов и стоимостью 180 рублей. На первом этапе карты будут распространяться через кассы метрополитена. Как сообщили в компании, пока не планируется масштабной рекламной кампании и расширения дилерской сети. Однако после анализа результатов продажи первых партий планируется не только расширение дилерской сети, но и линейки карт. «Сейчас пользователю нужно предложить еще и дополнительные конкурентные преимущества. В «Метрокоме» таким преимуществом, например, будет являться возможность оценки скорости при доступе с какого-либо номера», - отметил в беседе с корреспондентом spbIT.ru коммерческий директор «Метрокома» Денис Смирнов. По его словам, компания позиционирует свои карты для пользователей, которые уже знакомы с их услугами, и не намеревается демпинговать. Для обслуживания карточных пользователей компания выделила модемный пул на 700 линий.

Сейчас на карточном рынке коммутируемого доступа в Интернет работает множество игроков, крупнейшие среди них - «Вэб Плас», «ПетерСтар», «ЛАНК Телеком», «РОЛ» и др. При этом практически все сегменты уже заняты – от низших ценовых категорий до наиболее дорогих, так что выход на рынок достаточно затруднен. Но, как отмечают наблюдатели рынка, «Метроком» имеет несколько преимуществ перед конкурентами. В частности, это уникальное место продаж, где поток потенциальных клиентов огромен – петербургский метрополитен в день обслуживает более 1 млн пассажиров. Притом в кассах метрополитена отсутствуют предложения конкурентов.

«Метроком» своим новым предложением фактически подвел черту под активизацией на карточном рынке доступа в Интернет крупных альтернативных операторов. Первым здесь в свое время проявила себя компания «Голден Телеком», которая продвигает на рынке марку РОЛ. В 2001 году компания купила одного из сильнейших на тот момент интернет-провайдеров «Ситилайн», а до этого она стала владельцем еще одного игрока – «Невалинк». В дальнейшем на этом рынке стал активно играть местный естественный монополист «Петербургская телефонная сеть» (филиал ОАО «Северо-Западный Телеком»). Напомним, что на рынке коммутируемого доступа «Петербургская телефонная сеть» присутствует достаточно давно. В частности, компания «Санкт-Петербургский телеграф», которая в 2001 году стала частью ПТС, вышла на рынок коммутируемого доступа в Интернет в октябре 1998 года, выпустив фирменные интернет-пакеты. Примерно в то же время услуги доступа в Интернет в кредит по коду 8-809-123-ХХХХХ запустил оператор «Санкт-Петербургский междугородный международный телефон», который затем превратился в узел ГММТТУ ПТС. Однако новая история этого провайдера началась летом 2002 года, когда он расширил свое кредитное предложение.

В 2001 году на частный рынок интернет-доступа вышел крупнейший альтернативный оператор Петербурга «ПетерСтар». Так как перед этим компания значительно повысила расценки на свои сетевые услуги для сторонних провайдеров, то ее старт на этом рынке произвел своего рода мини-революцию. Сейчас компания продвигает сразу несколько брендов. Первым из них стала мультисервисная карта, с помощью которой клиент получает доступ не только к Интернету, но и к телефонии и другим сервисам. Затем в предложении оператора появились часовые интернет-пакеты, которые стали основным продуктом «ПетерСтара». Кроме того, компания до сих пор продает карты под брендом поглощенной в прошлом году компании Comset.

В Петербурге работает еще один крупный альтернативный оператор связи – «Эквант». Сейчас он практически не интересуется частным рынком, и предлагает на нем лишь карту телефонии «Контакт», которая к тому же активно не продвигается.

Как и у «ПетерСтара» в свое время, до сегодняшнего дня опыт «Метрокома» на частном рынке ограничивался лишь продвижением предоплаченных телефонных карт. Однако игроки на рынке коммутируемого доступа серьезно оценивают перспективы нового игрока, хотя и отмечают, что на этот шаг компания пошла с опозданием. «То, что компания предлагает свои карты в недоступном для других производителей месте, - несомненное конкурентное преимущество. Но закрепление нового игрока на рынке будет зависеть от ее собственных амбиций, маркетинговых и рекламных затрат. Развитие нового вида услуг, тем более на столь насыщенном рынке, требует значительных вкладов в продвижение», - прокомментировала PR-менеджер компании «ПетерСтар» Алина Карпиченко. «Марка «Метрокома» пока не очень известна частному рынку. Кроме того, выход на рынок dial-up выглядит запоздавшим, особенно учитывая активное развитие домовых сетей и широкополосного доступа в Интернет. По нашим оценкам, срок жизни услуг коммутируемого доступа не столь велик и составляет два-три года, после чего он, конечно же, не исчезнет, но значительно сократится. Кроме того, ощутимого ценового преимущества компания не дает, что также может осложнить выход на сформировавшийся рынок», - отметила руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «ЛАНК Телеком» Екатерина Дементей. «Выход на рынок несколько задержался, но если в компании серьезно возьмутся за продвижение, у них есть шансы занять ощутимую долю – как крупный универсальный оператор «Метроком», несомненно, имеет возможность для маневра», - резюмирует PR-менеджер компании «Вэб Плас» Светлана Берегулина.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг