Июль показал плюс. По сотовым подключениям в Петербурге

Вопреки ожиданиям, июль 2007 года в Северной столице оказался неожиданно результативным как для дилерских сетей, так и для операторов сотовой связи. Так, «Ультре» удалось по количеству продаж стартовых контрактов вернуться на третье место среди сетей Петербурга. МТС же смогли занять первое место среди других игроков рынка по подключениям, сместив с места лидера «Билайн».

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России в июле 2007 года достигло 161,8 млн, увеличившись на 1,53 млн с июня 2007 года. Напомним, что прирост в июне составил 1,75 млн, в мае – 1,73 млн, апреле - 1,74 млн, в марте - 1,58 млн. Таким образом, июльский показатель уровня прироста несколько снизился по сравнению с предыдущими тремя месяцами. Уровень проникновения сотовой связи в России возрос в июле до 111,4 %, тогда как в июне он составлял 110,4 % , в мае - 109,2 %, в апреле - 108 %, в марте - 106,8 %, увеличившись, таким образом, еще на 1,0 % за месяц, что также ниже уровня увеличения за предыдущие месяцы.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец июля 2007 года составил 28,255 млн и 9,290 млн соответственно (на конец июня - 28,094 млн и 9,083 млн, на конец мая - 27,765 млн и 9,102 млн, на конец апреля - 27,531 млн и 8,984 млн, на конец марта – 27,352 млн и 8,844 млн соответственно). Проникновение же составило 166,4 % (Москва) и 146,5 % (Петербург) (показатели июня - 165,4 % и 143,2 %, мая - 163,5 % и 143,6 %, апреля - 162,1 % и 141,7 %, марта – 161,2 % и 139,5 % соответственно). Таким образом, в Москве наблюдается прирост абонентской базы на 161 тыс., соответственно вырос и уровень проникновения – на 1,0 %, что выше показателей весенних месяцев (июнь - 329 тыс. и 1,9 %, май – 234 тыс. и 1,4 %, апрель - 179 тыс. и 0,9 %, март - 251 тыс. и 1,6 %). Таким образом, эти показатели по Москве ниже аналогичных показателей предыдущих двух месяцев по этому же региону.

В Петербурге и объем абонентской базы, и уровень проникновения в отличие от июня 2007 года увеличились: на 207 тыс. и 3,3 %. Напомним, что в июне эти показатели уменьшились – на 19 тыс. и 0,4 % соответственно. В предыдущие же несколько месяцев в Петербурге наблюдался прирост абонентской базы, однако не столь значительный, как в июле 2007 года, уменьшение же происходило в феврале и январе текущего года. Таким образом, для Северной столицы июль этого года стал рекордным месяцем по увеличению абонентской базы и уровня проникновения.

В июле 2007 года чистый прирост абонентской базы в России, по данным аналитиков распределился следующим образом: «МегаФон» получил 40,0 %, «ВымпелКом» - 11,7 %, а МТС – 12,6 %; оставшиеся 35,6 % приходятся на долю остальных операторов. Отметим, что июль можно назвать успешным для «МегаФона»: доля этого оператора в общем приросте выросла довольно значительно – на 14,0 % по сравнению с июньским показателем. При этом рекордных январских показателей в июле «МегаФону» не удалось достигнуть: тогда они составляли 54,7 %. Продолжается тенденция к снижению доли в приросте другого оператора «большой тройки» - «Билайн»: в июле его доля снизилась еще на 0,9 %. Несколько снизил долю прироста по сравнению с июнем и МТС – на 17,7 %. При этом доля этого оператора в июльском приросте ниже какмайского, так и апрельского показателей. Напомним, что в июне прирост распределялся таким образом: «МегаФон» получил 26,0 %, «ВымпелКом» - 13,6 %, а МТС – 30,3 %; оставшиеся 30,1 % приходятся на долю остальных операторов. В июле, как и в предыдущие месяцы 2007 года, продолжилась тенденция, согласно которой значительная доля прироста принадлежит небольшим региональным игрокам, при этом в июле, как и в июне, этот показатель увеличился.

В итоге к концу июня 2007 года абонентская база операторов «большой тройки» в России выглядела так (по данным AC&M Consulting, в скобках даны показатели июня и мая): количество абонентов МТС по России составляет 52,873 млн (52,679 млн и 52,149 млн), «ВымпелКом» - 49,773 млн (49,594 млн и 49,355 млн), «МегаФон» - 32,749 млн (32,136 млн и 31,680 млн).

Рынок России в июле 2007 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 32,7 % (показатель снизился на 0,2 %), «ВымпелКом» контролирует 30,8 % (снижение на 0,1 %), «МегаФон» занимает 20,2 % (увеличение на 0,1 %), остальные операторы владеют 16,3 % (увеличение доли на 0,2 %). Таким образом, в июле, как и в июне и мае, наблюдается некоторая стагнация рынка: показатели если и меняются, то незначительно.

В Петербурге в июле 2007 года наблюдалось увеличение совокупной абонентской базы на 207 тыс. абонентов (чистый прирост). Что касается прироста абонентской базы отдельных операторов в Северной столице, то в июне МТС показали значительный прирост – 23 %, что не является рекордным показателем за текущий год (максимальным за последнее время был показатель предыдущего месяца – 28 %). Напомним, что для МТС май стал первым месяцем в этом году, когда был показан положительный прирост. «Скай Линк» показал положительные результаты: 2 %, однако они не столь значительны, как в предыдущие два месяца (12 % в июне и 5,9 % в мае против 0,6 % в апреле и 1,3 % в марте). Также положительный прирост в июле продемонстрировал «МегаФон» - 9 %. Наиболее значительный прирост в июле продемонстрировал «ВымпелКом» - 44 %. Напомним, что в последнее время наблюдалось снижение показателей этого оператора: если в феврале доля его прироста составляла 95,6 %, в марте – 63,5 %, а в апреле – 48 %, то в мае доля прироста стала еще меньше – 28,2 %, а в июне прирост был отрицательным. Tele2 – наоборот – снижает показатель прироста: если в июне он составил 60 %, то в июле снизился до 22 %. Отметим, что до этого максимальные показатели были у Tele2 в январе этого года (46,2 %), тогда как в феврале произошел резкий спад – до 2,2 %, после чего наблюдалось постепенное увеличение (5,3 % в марте, 19,2 % в апреле и 29,5 % в мае).

Интересно, что, по данным ОАО «Мобильные ТелеСистемы», количество абонентов МТС в Петербурге и Ленобласти с 30 июня 2007 года увеличилось на столько же, на сколько и с 31 июля 2006 года, т.е. за год. Так, и на 31 июля 2006 года, и на 30 июня 2007 года количество абонентов в Петербурге и Ленинградской области составляло 2,61 млн. На 31 июля 2007 года – 2,66 млн. Таким образом, увеличение составило 0,05 млн и 1,8 % как за месяц, так и за год.

Доли петербургского рынка в результате распределились по итогам июля так: «МегаФон» занимает 34,0 % (показатель снизился на 0,5 %), МТС – 28,6 % (уменьшение на 0,2 %), «Билайн» - 24,7 % (увеличение на 0,5 %), а Tele2 – 10,5 % (прирост – 0,3 %). «Скай Линк» владеет 2,3 % рынка (показатель без изменений).

Количество проданных контрактов сотовых операторов по Петербургу и Ленинградской области в июле 2007 года, по оценкам spbIT.ru, составляет около 302 тыс. стартовых контрактов, что выше не только всех предыдущих месяцев года, но и декабря 2006 года, когда наблюдался сезонный всплеск покупательской активности. Интересно, что в июле предыдущего, 2006, года количество проданных контрактов составило 290 тыс. стартовых контрактов, однако при этом этот показатель был далеко не рекордным: он был ниже аналогичного показателя июня 2006 года (см. выпуск новостей от 31 августа 2006 г.).

На первое место среди дилеров по итогам июля (по данным spbIT.ru) вышла «Евросеть» (60,8 тыс. проданных контрактов, июньский показатель – 54,0 тыс., майский - 47,9 тыс.). На втором месте снова оказался «Связной» (46,0 тыс.). На третье место вернулась «Ультра», ранее пропускавшая вперед не только «Телефорум», но и Dиксис: в июля 2007 года «Ультре» удалось продать 32,6 тыс. стартовых контрактов. «Телефорум», таким образом, оказался на четвертом месте с 32,2 тыс. проданных контрактов. Далее – Dиксис, 30,3 тыс. За ними следуют с незначительным отрывом друг от друга «Цифроград» (17,2 тыс.) и «Беталинк» (15,9 тыс.).

При этом, как показывает результат оценочного анализа продаж ведущих дилерских сетей, лидером по новым подключениям в Северной столице в июле 2007 года впервые за долгое время стали МТС - на долю этого оператора пришлось 44,0 %. Напомним, что в прошлом месяце МТС вышли на второе место с показателем 24,5 %. «Билайн», в июне бывший лидером, в июле 2007 года опустился на второе место – 27,7 %. Отметим, что Tele2, как в июне и в мае, снизил долю по сравнению с предыдущим месяцем, однако более значительно – до 15,6 %. Далее идут «МегаФон» с 11,7 % (что на 4,5 % ниже результатов июня) и «Скай Линк», который привлек 1,0 %. Отметим, что эти данные не абсолютны и основаны на анализе результатов лишь крупнейших сетей без учета субдилеров и небольших дилерских сетей и одиночных салонов, а также офисов операторов.

Несмотря на такой значительный уровень продаж стартовых контрактов, июль 2007 года не запомнился большим количеством маркетинговых инициатив операторов сотовой связи.

В начале июля «Скай Линк» провел акцию по продвижению своих услуг, в рамках которой в двух сетях официальных дилеров оператора в Москве и Петербурге («Цифровой центр ИОН» и «Эльдорадо») предлагались турбо-комплекты для мобильного доступа в Интернет: каждый ноутбук Acer Aspire 5054WXMi укомплектовывался модемом «Скай Линк» AnyData ADU-E100A с поддержкой высокоскоростной мобильной передачи данных Sky Turbo (до 2,4 Мбит/с) и предоплаченным доступом в Интернет (см. выпуск дайджеста от 10 июля 2007 г.).

«МегаФон Северо-Запад» в первой половине июля также вывел на рынок несколько предложений, причем в большей степени для корпоративных абонентов (см. выпуск новостей от 12 июля 2007 г.). В частности, оператор запустил новый тарифный план «Командировочный», предназначенный для абонентов – юридических лиц. Его основная особенность – низкая стоимость вызовов во внутрисетевом роуминге. Также была запущена группа тарифных опций «География вызова», позволяющая пользоваться льготной тарификацией междугородных и международных вызовов. Кроме того, именно на этот сегмент ориентирована и новая услуга оператора PTT Unlimited, в рамках которой корпоративные клиенты получают неограниченный объем трафика в рамках услуги PTT.

Для абонентов – физических лиц предлагается группа опций «География общения». В ее рамках абонентам предоставляется скидка в размере 70 % на междугородные и международные исходящие вызовы по одному или нескольким (в зависимости от тарифного плана) направлениям в соответствии с предлагаемым оператором списком направлений. Это может быть один или несколько городов России (тарифная опция «Город общения»), одна или несколько стран мира (тарифная опция «Страна общения»). До 31 августа 2007 года тарифные опции «Город общения», «Страна общения» и «Город вызова» и «Страна вызова» предоставляются без абонентской платы. Кроме того, чуть позже «МегаФон Северо-Запад» предложил абонентам услугу «Ноль проблем», позволяющую принимать вызовы и SMS-сообщения при отсутствии средств на счете (см. выпуск новостей от 16 июля 2007 г.). Интересно, что во второй половине июля линейку услуг, доступных при нулевом балансе расширили и МТС, запустив услугу «Перезвони мне» (см. выпуск новостей от 30 июля 2007 г.).

Tele2 пошел другим путем и вместо вывода новых предложений открыл эксклюзивный салон продаж – в городе Выборг Ленинградской области (см. выпуск новостей от 18 июля 2007 г.). Также вопросом развития сети собственных салонов продолжили заниматься МТС. Кроме открытия эксклюзивных дилерских салонов в области оператором был создан в Северной столице центр обслуживания ключевых клиентов (см. выпуск новостей от 24 июля 2007 г.).

Оператор сотовой связи «МегаФон Северо-Запад» 16 июля 2007 года объявил о запуске нового временного вознаграждения в рамках федеральной программы «МегаФон-Бонус» - «30 минут бесплатной исходящей внутрисетевой связи». Это летнее предложение оператора: срок его действия закончится 16 августа 2007 года (см. выпуск новостей от 19 июля 2007 г.).

В самом конце июля «Билайн» вывел на рынок новый тарифный план, запуск которого был анонсирован еще весной текущего года. Тарифный план «Первый детский» ориентирован на детскую аудиторию (см. выпуск новостей от 31 июля 2007 г.). Его основная особенность – возможность совершать вызовы при минусовом балансе – до 30 рублей. В рамках данного тарифа стоимость исходящих вызовов на мобильные в «домашнем» регионе единая и составляет 2 рубля за минуту, на стационарные телефоны Петербурга и Ленинградской области – 3 рубля за минуту. Стоимость отправки SMS-сообщения составляет 1, 45 рубля, плата за 10 Кбайт данных при пользовании GPRS-WAP – 1,95 рубля. Кроме того, для тарифного плана «Первый детский» предусмотрена бонусная программа. В ее рамках за каждый местный входящий вызов абоненту начисляется бонус в размере 0,5 рубля. Максимальный размер бонуса в день – 2,5 рубля. Также абонентам данного тарифа без абонентской платы и платы за подключение предоставляется услуга «Любимый номер 5». В качестве «Любимого номера» могут быть выбраны номера ГТС Петербург и Ленинградской области, номера «Билайн» и номера других операторов сотовой связи (до 5-ти номеров). Смена «Любимого номера» обойдется в 15 рублей за каждый номер.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети