«ПетерСтар» будет осваивать. То, что наработал

Вчера, 27 апреля, крупнейший петербургский альтернативный оператор связи «ПетерСтар» подвел итоги за 2004 год и обрисовал планы на ближайшее будущее. Как заявило руководство компании, никаких сенсаций ждать не приходится – «ПетерСтар» займется укреплением того бизнеса и тех направлений, которые у него сложились за прошлый год. Правда, и это не тривиальная задача.

Компания «ПетерСтар» создана в 1993 году. Оператор специализируется на предоставлении полного спектра телекоммуникационных услуг для корпоративных клиентов и частных лиц. Основной доход ему генерируют бизнес-абоненты. «ПетерСтар» обслуживает сейчас более 100 тыс. телефонных линий, общая протяженность его сети превысила 2,2 тыс. км. На данный момент акционерами компании являются холдинг «Телекоминвест» (29%) и американская корпорация Metromedia International Group (MIG), между которыми (включая некоторые другие фирмы) подписан предварительный договор о продаже акций. Завершение сделки запланировано на III квартал этого года.

Как отметил в своем выступлении генеральный директор компании «ПетерСтар» Виктор Кореш, развитие компании в 2004 году происходило по двум основным векторам – это укрепление позиций компании в регионах, включая Северо-Запад и Москву, и модернизация сети в Петербурге. Общий оборот «ПетерСтара» за 2004 год составил $79 млн. Из них на бизнес-телефонию пришлось $41 млн, телематические услуги и передачу данных – $20,6 млн, услуги для операторов – $8,2 млн, продажу оборудования и другое – $2,5 млн. Также компания огласила доходы, полученные с частных абонентов Васильевского острова, которых "ПетерСтар" обслуживает по государственным тарифам – $6,6 млн. Размер чистой прибыли не изменился по сравнению с прошлым годом: за 2004 год, равно как и 2003 год, оператор получил $12,3 млн, при том что оборот вырос с $65,6 млн до $79 млн. Как отметил финансовый директор ЗАО «ПетерСтар» Артур Акопьян, на это повлияло несколько факторов, включая, в частности, повышение тарифов со стороны ОАО «Северо-Западный Телеком», чьими услугами «ПетерСтар» продолжает пользоваться, и активную инвестиционную программу оператора. В прошлом году он вложил $22 млн (в 2003-м этот показатель равнялся $19,5 млн), из них $7 млн ушло на регионы.

Напомним, что свою экспансию на Северо-Запад компания начала в марте 2004 года с приобретения ОАО «Псковская городская телефонная сеть». Завершился этот процесс за отчетный период в феврале этого года, когда был приобретен калининградский оператор «Телеком Западное Пароходство» (переговоры с его владельцами начались еще осенью прошлого года, см. выпуск новостей от 9 февраля 2005). В 2004 году компания также приобрела мурманского оператора «Аспол-Диамант Мурманск» (см. выпуск новостей от 3 июля 2004). На рынки Петрозаводска и Новгорода компания вышла самостоятельно, без приобретения сторонних активов. Тем не менее во всех этих городах она развивает ту же бизнес-модель, которая отработана в Петербурге – это предоставление услуг как на корпоративном рынке, так и на частном. На последнем «ПетерСтар» продвигает карты доступа в Интернет и IP-телефонии, как мультисервисные, так и простые пакеты.

Напомним, что в марте прошлого года компания объявила, что готова потратить на региональную экспансию $10,5. Понадобилось меньше. По оценке Артура Акопьяна, помимо указанных выше $7 млн, компания вложила в регионы еще до $2 млн. По его данным, сейчас на долю региональных подразделений компании «ПетерСтар» в общем обороте приходится около $4 млн, или чуть менее 5%. При этом, например, оборот «Аспол-Диаманта» за прошлый год составил около $2 млн. Такой дисбаланс объясняется тем, что в отчетности «ПетерСтара» доход «дочек» указывается с момента совершения сделки. Поэтому в этом году доля региональных проектов в общем доходе оператора может вырасти до 10%.

Одним из основных достижений в Петербурге Виктор Кореш назвал повышение уровня цифровизации сети (сейчас она составляет уже около 95%), и тот факт, что сейчас в более 90% случаев компания оказывает услуги самостоятельно – на базе своей сети, не прибегая к услугам внешних поставщиков, в основном СЗТ. В Петербурге основные инвестиции пошли в сеть – было проложено более 400 км оптического и медного кабеля, установлено 4 узла на базе Cisco 10720, емкость сети была расширена на 500 портов Е-1, а пропускная способность ее фрагментов – колец «Северное» и «Южное» - до уровня STM-16.

Что касается динамики продаж услуг, то здесь, по словам коммерческого директора ЗАО "ПетерСтар" Стивена Гарднера, рост был по всем сегментам. В частности, по передаче данных компания преодолела показатель в 2 тыс. подключений в год, и из них около 500 пришлось на широкополосные услуги (10/100 Мбит/с). За 2004 год компания организовала 12,2 тыс. новых телефонных подключений для бизнес-клиентов, что на 36% больше, чем в 2003 году. Что касается доступа в Интернет, то, как сообщил начальник отдела телематических служб «ПетерСтара» Петр Акульшин, активная клиентская база карточных пользователей выросла за прошлый год в пять раз – до 100 тыс. К концу года суммарный объем интернет-трафика в сети оператора достиг $87,6 Терабайт в месяц, а трафик коммутируемого доступа составил более 78 млн минут.

Пока представители «ПетерСтара» не конкретизируют точные планы по развитию компании. «Наша ближайшая задача на этот год – последовательно развиваться, осваивать те направления, которые развивались и в прошлом году. Не стоит ждать от нас особых сенсаций», - посоветовал Виктор Кореш. По его словам, базовые финансовые параметры останутся примерно на том же уровне. Таким образом, можно ожидать, что на регионы вновь уйдет около $10 млн. Но компания пока не раскрывает карты по отношению к потенциально интересным для нее активам. Единственное, с чем она точно определилась, – «ПетерСтар» собирается получить лицензию на зоновую телефонную связь. Как отмечают аналитики, такое спокойствие понятно, и скорее всего оно продлится до момента совершения сделки по продаже акций.

Прокомментировать итоги работы компании за год  в различных сегментах  рынка spbIT.ru попросил специалистов «ПетерСтар».

О развитии услуг доступа в Интернет на массовом рынке корреспонденту spbIT.ru рассказал начальник отдела телематических служб компании «ПетерСтар» Петр Акульшин.

- Петр, уточните, пожалуйста, сколько "ПетерСтар" заработал на рынке доступа в Интернет? Благодаря чему такой рост по карточному направлению?

 - В прошлом году общий оборот по телематическим услугам составил более $20 млн, из них  $4 млн пришлось на dial-up. Надо отметить, что хотя прибыль от услуг телефонной связи является главным источником доходов для компании, все отчетливее проявляется тенденция в сторону увеличения доли передачи данных и Интернета. Кроме того, из более чем $20 млн около 10% мы получили за то, что наши заказчики превысили ограниченный договорами трафик. Это также говорит о все более возрастающей потребности рынка в данных услугах.

Что касается столь стремительного роста продаж карт, то я бы выделил две основные причины: свои дивиденды принесла агрессивная маркетинговая и рекламная политика, которая позволила нам практически утроить сбыт услуг. Кроме того, еще 25% роста нам дали продукты поглощенных компаний BCL и ComSet. Карты IP-телефонии, продвигаемые под брендом BCL, демонстрируют хоть и небольшой, но устойчивый рост. Что касается марки ComSet, то его продажи утроились с момента закрытия сделки. Когда нам досталась эта компания, мы пересмотрели ее тарифную политику и из множества предложений оставили только два «народных» - карты ComSet Light, и «ComSet Ночной», на которые приходился наибольший спрос. Здесь свою роль сыграла и наша дилерская сеть, куда попали указанные карты, она насчитывает около 3 тыс. точек продаж. Поэтому в  наших планах пока нет сворачивания этих брендов.

 - Как вы планируете развивать услуги широкополосного доступа ADSL?

 - Мы предоставляем данную услугу с использованием нашей номерной емкости на Васильевском острове, где готовы предоставить каналы емкостью до 4 Мбит/с. Как известно, у нас сейчас уже заключены договоры на оснащение телекоммуникационными услугами около 2 тыс. квартир в разных районах города. В этом сегменте мы планируем предоставлять весь комплекс услуг, включая и ADSL.

- Как сейчас обстоят дела с выходом на рынок домашних сетей?

 - В этом сегменте основную ставку делаем на работу с партнерами и планируем использовать несколько вариантов сотрудничества. Это и созданные нами сети, обслуживание которых будет отдано на откуп другим компаниям, и сотрудничество с уже существующими игроками. Главная цель – наши услуги должны продвигаться исключительно под брендом «ПетерСтар», и, вне зависимости от расположения в городе, стоимость подключения и тарификация должны быть едины для всех. Сейчас мы находимся в завершающей стадии проведения переговоров с рядом домашних сетей Петербурга, которые являются нашими потенциальными партнерами. 

У нас есть опыт такой работы: в районе станции метро «Приморская» уже несколько лет сотрудничаем с оператором интерактивного КТВ «Катрина». Мы поставляем интернет-трафик, кроме того, абоненты этой сети могут расплатиться за услуги с помощью наших мультикарт. Так что к концу года планируем развернуть такую же активную деятельность на рынке домашних сетей, как когда-то в области карточных продуктов.

 - Ваши планы по региональному развитию?

 - Уже сейчас мы выводим на региональные рынки свой бренд, под которым продвигаются наши карты в Петербурге – это мультикарты и интернет-пакеты «Час желтой собаки». При этом мы не сворачиваем бренды купленных компаний, т.к. у них достаточно сильные позиции в своих городах. Из новых рынков наибольших успехов мы добились в Пскове, где уже занимаем около 25% карточного рынка. В ближайших планах – в конце мая начать продажу наших карт в Калининграде.


Менеджер по маркетингу Ян Столяр рассказал о развитии услуг компании на петербургском корпоративном рынке.

- Ян, какие основные тенденции в этом сегменте?

 - Рынок, несомненно, растет и развивается, и во многом это определяется общим подъемом экономики. Все больше предприятий по мере поступления инвестиций из мелких и средних превращаются в крупные. Соответственно меняются и их потребности в области телекоммуникационных услуг. Другая тенденция, которая не может не радовать, – бизнес становится более «цивилизованным», т.е. даже небольшие компании начинают все больше заботиться о качестве услуг. С другой стороны, операторы постоянно снижают цены. Поэтому, например, широкополосный доступ к Интернету на 10 Мбит/с сейчас становится нормой для таких заказчиков.

 - Какие инициативы «ПетерСтара» в прошлом году вы бы отметили?

 - В первую очередь – это наиболее востребованные мультисервисные услуги, которые включают в себя цифровую телефонию и широкополосный доступ в Интернет. Именно на этот сектор услуг сейчас приходится наибольший рост. Также я бы отметил и расширение спектра комплексных услуг. Если ранее, за фиксированную абонентскую плату «ПетерСтар» предлагал компаниям цифровой тракт плюс доступ в Интернет, то сейчас в аналогичный тариф будут включены оборудование и услуги по установке телефонных станций. Здесь мы намерены не останавливаться на достигнутом, и планируем сделать наши услуги максимально насыщенными.

 - Появляются ли, на ваш взгляд, новые ниши сбыта?

 - Скорей, я бы сказал так – новые старые ниши, например, бизнес-центры давно являются приманкой для любого оператора, но сейчас идет стремительное увеличение их количества. Из абсолютно новых вещей я бы выделил домашних абонентов, но это совсем другой рынок.

 - Что сделано за прошлый год, и какие у вас планы на этот?

- Период 2003–2004 гг. нашей компании был посвящен активному строительству собственных узлов связи по городу. В свое время мы часто прибегали к услугам местного телефонного монополиста для аренды, например, медного провода. Сейчас мы отходим от этой практики, т.к. количество точек присутствия «ПетерСтар», не связанных с ресурсами других операторов, растет. В частности, сейчас большое количество узлов связи у нас построено в бизнес-центрах, их около 200. На Васильевском острове мы располагаем собственной медной инфраструктурой, на базе которой работает ADSL. Помимо всего прочего, сейчас активно развивается наша оптоволоконная сеть, и затраты для клиентов на подключение по оптике  снижаются. Наконец, в компании идет активное развитие услуг абонентского радиодоступа, который также избавляет нас от зависимости от ресурсов других операторов. Результатом этой политики явилось то, что за прошедший год компания «ПетерСтар» произвела более 90% подключений на основе собственных ресурсов. В наших планах, касающихся корпоративного рынка, на 2005 год - продвижение дополнительных услуг, в частности, корпоративной IP-телефонии.

Рубрики: Фиксированная связь, Финансы