Письмо из министерства

Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман призвал Сергея Игнатьева, председателя Центробанка, изменить указания, которые могут создать критическую ситуацию с платежами за услуги связи. Мининформсвязи подготовило проект изменений в первый пункт указания, которые помогли бы избежать негативных последствий в системе приема платежей за услуги связи от граждан.

В письме министр Леонид Рейман просит внести изменения в первый пункт указания Центрального Банка РФ от 20 июня 2007 г N 1842-У, разъясняющих порядок применения закона "О банках и банковской деятельности". Согласно указанию Центробанка, получатели платежей могут заключать договоры с банками об оказании услуг. В то же время, расширительное толкование указанием Центробанка положений закона исключает возможность приема платежей коммерческими организациями, являющимися агентами (субагентами) операторов связи.

Агентский способ платежей, как утверждает министр, не попадает под положения закона "О банках и банковской деятельности", регулирующих порядок банковских операций по переводу денежных средств без открытия банковских счетов по поручению физических лиц. Прием платежей за услуги связи от физических лиц агентами операторов осуществляется в соответствии со статьями 1005, 1009 Гражданского кодекса РФ.

По мнению Мининформсвязи, указание ЦБ приведет к существенному сокращению точек приема платежей от населения за услуги электросвязи в сельских и удаленных районах, значительному увеличению временного периода с момента оплаты абонентом услуг связи до их активации оператором связи, что отрицательно скажется на обеспечении доступа граждан к услугам.

Антон Усачев, пресс-секретарь НАУЭТ (Комитета по платежным системам и банковским инструментам) подтверждает доводы министерства: "Если банковскую модель признают единственно законной, сократиться перечень услуг, предоставляемых терминалами (останутся только платежи за связь и ЖКХ). К тому же, банки станут брать комиссию за обслуживание, из-за этого может возрасти стоимость услуг. Большинство владельцев терминалов, особенно в регионах - индивидуальные предприниматели. Банковских отделений в отдаленных уголках страны очень мало, следовательно, половина ИП закроют свой бизнес".

По оценкам Мининформсвязи, только 10% платежей за услуги связи осуществляются через банки, а около 90% операций по приему платежей за услуги связи осуществляется коммерческими организациями или предпринимателями от имени и за счет операторов связи на основе агентских соглашений с ними, в том числе, с использованием платежных терминалов.

Ранее антимонопольная служба предложила ЦБ РФ пересмотреть новые правила работы платежных терминалов, а Владислав Резник, председатель комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, внес на рассмотрение в нижнюю палату парламента поправки в законопроект "О банках и банковской деятельности". Поправки должны устранить двойственность при толковании статуса владельцев платежных терминалов (см. новость ComNews от 31 октября 2007 г.).
Татьяна Капустина

Тематики: Мобильная связь, Кадры, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: платежные терминалы, CyberPlat, e-port, сенсорный монитор, прием платежей, информационные киоски, платежные системы, терминалы оплаты, фискальный регистратор, терминалы приема платежей, сенсорный экран, система платежей, платежи, система оплаты, коммунальные платежи, Мининформсвязи, Минсвязи, Рейман, Министерство связи, кассир