Плюсы и минусы рынка БТиЭ

В минувшие выходные в Петербурге состоялось очередное заседание пресс-клуба компании «Техносила», основной темой обсуждения которого стали состояние рынка бытовой техники и электроники в России, основные тренды и проблемы развития, а также дальнейшие перспективы этого сегмента бизнеса. Кроме того, в рамках мероприятия были освещены проблемы развития рынка бытовой техники и электроники в регионах РФ, а также его отличия от мирового рынка. В мероприятии приняли участие как топ-менеджеры «Техносилы», так и приглашенные аналитики.

Тема встречи пресс-клуба «Техносилы», состоявшейся в Северной столице в субботу, 12 апреля 2008 года, была заявлена как «Реструктуризация розничного бизнеса рынка бытовой техники и электроники в России». Первым вопросом для обсуждения стало развитие инструментов финансирования торговых операторов. Директор по связям с общественностью розничной сети «Техносила» Надежда Сенюк напомнила, что существуют четыре основных инструмента заемного финансирования. Первый, остающийся до сих пор наиболее популярным среди игроков рынка, - это кредиты, в рамках которых денежные средства предоставляются кредитором по договору на условиях возвратности и платности в виде процентов. Популярность этого инструмента объясняется его простотой и меньшей дороговизной.

Второй из инструментов финансирования – облигационные займы. В частности, Надежда Сенюк рассказала, что «Техносила» использовала этот инструмент в 2006 году. Тогда было проведено дебютное размещение облигационного займа сети сроком на пять лет на сумму $2 млрд, при этом ставка купона составила 10 % годовых, а организатором облигационного займа выступил «Банк Москвы». Г-жа Сенюк отметила, что на сегодняшний день это лучшие условия размещения облигационного займа.

Еще одним инструментом финансирования являются кредитные ноты или CLN – краткосрочные и среднесрочные долговые обязательства, эмитентом которых выступают банки или корпоративные участники рынка. Первой на рынке электробытового ретейла этим инструментом воспользовалась «Техносила» - в июне 2007 года, когда были размещены трехлетние кредитные ноты на сумму $100 млн. Использовние CLN означает выход на международные инвестиционные рынки заимствований.

Четвертый инструмент – первоначальное размещение акций (IPO). Первой компанией, использовавшей этот инструмент, стала «М.Видео» - в ноябре 2007 года. Как отметила Надежда Сенюк, «стремление «М.Видео» провести IPO в условиях кризиса ликвидности объяснялось необходимостью финансирования программы развития компании». Отметим, что публичное размещение компании на бирже предъявляет весомые требования к изменениям в компании: так, необходимо оптимизировать систему управления, вести бухгалтерскую отчетность как в российской, так и в международной системах и так далее. Поэтому зачастую необходимые организационные и финансовые изменения не перекрывают затраты на IPO. Что касается российского рынка бытовой техники и электроники, то большинство игроков рынка предполагают IPO в среднесрочной перспективе.

Инвестиционный аналитик компании «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская рассказала о перспективах рынка БТиЭ для инвестиций и о тенденциях его развития. В период с 2000 по 2007 год среднегодовой рост рынка розничной торговли в целом составлял 26 %. В 2003 году доля непродовольственных товаров в структуре расходов населения превысила доля продовольственных. На конец 2007 года, по данным Росстата, доля непродовольственных товаров составила около 54 %, по данным Euromonitor – 67 %, однако Татьяна Бобровская отметила, что последние данные, по ее мнению, несколько завышены. В целом рынок БТиЭ России на данный момент оценивается в $33 млрд с учетом продаж ПК и мобильных телефонов и в $15 млрд – без них.

Пик развития рынка БТиЭ пришелся на 2004 год, что напрямую связано с пиком потребительского кредитования. Теперь темпы роста замедляются как в одном, так и в другом секторе. Основным трендом развития рынка становится не покупка первого товара, а замена устаревшей модели. В 2004-2007 гг. рост составлял 20 % в год от оборота и 33 % - в крупных сетях. Далее темпы роста продолжат замедляться – к 2012 году рост снизится до 10 % в год, в четырех крупнейших сетях – о 24-26 %, т.е. больше рынка.

Основными факторам роста рынка, по словам Татьяны Бобровской, являются общее повышение благосостояния населения, низкая склонность к сбережениям, развитие потребительского кредитования (сейчас рост составляет около 25 % в год). Также на рост рынка влияют такие тренды, как рост жилищного строительства, активное открытие торговых центров и высокая лояльность населения к технологическим новинкам.

При этом конкуренция в сегменте БТиЭ в среднем выше, чем в продуктовом ретейле, так как на долю четырех крупнейших сетей приходится около 50 % рынка. Доля сетевой торговли – 70 %. Таким образом, рынок БТиЭ – второй по ожидаемым темпам роста продаж, а основной потенциал роста сосредоточен в регионах.

Что касается долей рынка, то на долю «М.Видео» приходится 11 % рынка, «Эльдорадо» - 26 %, «Техносилы» - 9 %, «Мира» - 5 %, продажи через Интернет достигли 8 %, на долю остальных игроков приходится 15 %. Региональные сети сохраняют и даже несколько укрепляют свое положение, так как федеральные сети в регионах пока только развиваются. В будущем  структура рынка будет меняться. Так, стоит ожидать снижения доли интернет-продаж, так как они активно используются преимущественно в крупных городах, что обусловлено отсутствием логистических активов у этих игроков и повышением легализации рынка. Доля федеральных игроков при этом будет расти, так как у них лучшие условия поставок, развитая логистика в регионах, большие инвестиции и масштаб бизнеса. Роль региональных продаж также будет расти, что уже наблюдается с 2003 года. В частности, на данный момент в продажах «М.Видео» доля Московского региона – 27 %, Петербурга – 11 %, а регионов – 62 %. Кроме того, средний чек в регионах в среднем приближается к московскому. Рост региональной экспансии также обусловлен и высокой конкуренцией в столицах, ростом благосостояния населения регионах, а также расширением логистики федеральных игроков.

Внимание крупных игроков рынка к развитию в регионах вызвано, в том числе, и тем, что для потенциальных инвесторов важен этот сегмент деятельности компании, так как это повышает возможности сети по поддержанию темпов роста, снижает риски конкуренции в больших городах, а также риски падения продаж и рентабельности в связи с ростом интернет-продаж, приходом на российский рынок западных сетей и повышения арендных ставок.

Что касается регионов, то на данный момент среди них наблюдается значительная дифференциация: денежные доходы в Южном федеральном округе, например, на 91 % ниже, чем в Центральном регионе, при этом наибольшая доля потребительских расходов приходится на Южный (79 %) и Поволжский (74 %) округа. Кроме того, в ПФО на 59 % по сравнению с 2006 годом выросли объемы розничной торговли на душу населения. Рост же локальных сетей достаточно ограничен, так как федеральные игроки проводят активную экспансию, к 2012 году доля региональных сетей составит 5 %, федеральных – 80 %, тогда как в 2006 году эти показатели равнялись 25 и 51 % соответственно.

Среди возможных путей сохранения региональных сетей Татьяна Бобровская выделила слияния на уровне логистики, закупок, формата и так далее, интеграцию с федеральными сетями, а также франчайзинговые соглашения. Также будет наблюдаться уход локальных сетей в города 100 тыс.+, однако федеральные сети уже начали экспансию и туда.

Старший менеджер консалтинговой компании Accenturу Ян Миллер рассказал об отличиях американского и европейского рынка от российского. В частности, основным отличием является то, что западные рынки находятся практически в состоянии стагнации, тогда как российский рынок БТиЭ все еще растет значительными темпами. Отличия касаются также структуры рынка: если в США значительна доля дискаунтеров, то в России наибольшая доля рынка приходится на четыре крупные федеральные сети. Западный рынок очень насыщен, поэтому мало места для экспансии, хотя торговые площади есть, они не могут обеспечить приток покупателей из-за высокой конкуренции. В России же территории для экспансии нет и до насыщения рынка еще далеко, зато наблюдается недостаток хороших торговых площадей. Еще одной тенденцией рынка США является, в частности, продажа не только товаров, но и сервисов, так как это направление деятельности демонстрирует более высокую маржинальность, не требует значительных вложений, а также повышает лояльность клиентов к магазину и снижает уровень возвратов. В России попытки развития этого направления пока минимальны.

Также темой обсуждения стали основные тенденции прошлого года и направления развития в 2008 году для рынка БТиЭ. Так, Надежда Сенюк отметила, что в 2007 году основной тенденцией стало развитие крупноформатных магазинов – площадью более 2 тыс. м, при этом наблюдалось вытеснение с рынка меньших форматов. Отметим, что появление магазинов такого крупного формата отмечалось даже в городах с населением от 100 до 300 тыс. Что касается «Техносилы», то сеть активно развивала в 2007 году крупноформатные магазины, завоевав таким образом от 45 до 65 % доли рынка в городах, где гипермаркеты сети оказывались первыми, – в Горно-Алтайске, Прокопьевске, Ноябрьске и так далее.

С прошлого года сохранилась проблема недостатка количества качественных торговых площадей. Но уже появилась тенденция прихода в регионы и развитие собственно региональных девелоперов. Что касается столичных рынков, то появилась тенденция к улучшению качества торговой недвижимости: стало больше торговых центров, концепция которых определяется еще на этапе строительства. Несмотря на развитие рынка торговой недвижимости, арендные ставки все еще остаются высокими и тенденции к их снижению пока не наблюдается. При этом в регионах арендные ставки бывают зачастую даже выше столичных, что обусловлено отсутствием конкурентных предложений.

Также было рассказано о том, что франчайзинг является одним из наиболее приемлемых вариантов для развития региональной сети, так как дает возможность дополнительно увеличивать суммарные закупки товара, получая тем самым лучшие ценовые условия. Надежда Сенюк рассказала, что товарооборот среднего магазина, работающего по франчайзинговой схеме, составляет около $250-300 тыс. при площади в 500 кв. м. При этом франчайзинг выгоден владельцам и малых сетей, и региональных магазинов бытовой техники и электроники. Отметим, что среди розничных сетей развитием франчайзингового проекта занимаются «Техносила» и «Эльдорадо». Так, «Техносила» за 2007 год открыла 84 магазина-франчайзи, превысив план развития проекта на 24 торговых точки.

Еще одним вопросом, обсужденным в рамках мероприятия, стало развитие интернет-торговли. Именно это направление видится одним из достаточно перспективных трендов ближайшего времени, что обусловлено высоким уровнем проникновения Интернета, в том числе и в регионах. Однако интернет-проекты должны быть обеспечены логистическими возможностями, поэтому наиболее перспективно их развитие федеральными торговыми сетями. Федеральным игрокам рынка БТиЭ развитие интернет-продаж интересно прежде всего потому, что позволяет охватить те города, где нет магазинов сети, а также повысить лояльность к бренду.

Руководители «Техносилы» рассказали, что одним из важнейших событий прошлого года стали закупочный союз с украинской компанией «Фокстрот», работающей также на рынке Молдовы и выходящей в Белоруссию. Основными факторами формирования закупочной политики являются покупательские предпочтения и спрос, позиционирование сети и доля рынка того или иного вендора. В 2007 году продолжилось изменение структуры спроса покупателей, обусловленного насыщением рынка товарами первой необходимости, тенденцией замены существующих товаров на более технологичные и интересом к более высокому ценовому сегменту.

Что касается крупной бытовой техники, то существенный рост наблюдается в направлении «холодильное оборудование» - прирост первого квартала текущего года по отношению к аналогичному периоду 2007 года составил более 75 %.  Та же тенденция существует в направлении «стиральные машины» (более 40 %) и «посудомоечные машины» (более 70 %). Также значительный прирост существует в сегменте «встраиваемая техника» - 65 % по аналогичным периодам.

В сегменте мелкой бытовой техники наблюдается смещение интереса к более высокому ценовому сегменту и рост требовательности покупателей. Одновременно с этим покупатели предпочитают более простую технику, например миксер вместо кухонного комбайна. В направлении ТВ и аудиотехники основной тенденцией остается активный рост спроса на LCD-телевизоры с диагональю от 32 до 70 дюймов (прирост в первом квартале 2008 года по отношению тому же периоду 2007 года – более 200 %). Значительное падение наблюдается в сегментах «кинескопные телевизоры» и «музыкальные центры», что обусловлено замещением этих товарных категорий.

Если говорить про цифровую технику, то растут продажи ноутбуков, мобильных телефонов и фотоаппаратов. Особой популярностью на данный момент пользуются медианосители. Прирост в направлении «игры для консолей» - 700 %, «PC-игры» - 300 %. «МР3-музыка» растет не такими значительными темпами.

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Торговые сети, Оборудование, Финансы

Ключевые слова: Телефорум, Евросеть, салон сотовой связи Евросеть, Связной магазин сотовой связи, Связной салон мобильной связи, сеть салонов мобильной связи, Ультра мобильная связь, фирменный салон, центры мобильной связи, магазины Евросеть, салоны Евросеть, магазин Телефорум, салоны Телефорум, Беталинк, салоны Беталинк, Цифроград, магазины Цифроград, Диксис, магазин Диксис, Ultra Electronics, Ультра Электроникс, магазин Ultra, магазин Ультра, Ultra магазин, магазин электроники ЭТО, Медиа Маркт, Media Markt, Белый Ветер цифровой, Белый Ветер, магазин электроники, сеть магазинов, торговые сети, розница, оптовая торговля, розничная торговля, оценка стоимости бизнеса, салоны сотовой связи, Бета Линк, инвестиции, иностранные инвестиции, прямые инвестиции, управление инвестициями, инвестирование, инвестор, инвестиционные компании, инвестиционный портфель, агентство инвестиций, привлечение инвестиций, портфельные инвестиции, куда вложить деньги, вложение денег, инвестиционная деятельность, инвестиционная привлекательность, управление инвестиционными проектами, Псков, Петрозаводск, Карелия, СЗФО, Северо-Западный федеральный округ, Санкт-Петербург, Petersburg, Петербург, Новгород, Телефон Ру, Калининград, Мурманск, Вологда, Череповец, Ленобласть, Связной