TRIM по-челябински

23 апреля 2008 года научно-производственное предприятие «СпецТек», занимающееся организацией управления основными фондами капиталоемких предприятий, начало работы по внедрению информационной системы управления техническим обслуживанием и ремонтами (ИСУ ТОиР) оборудования ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод». Основой ИСУ ТОиР станет EAM-система TRIM, разработанная «СпецТек» в 2004 году. Окончание работ по первому этапу запланировано на декабрь 2008 года.

Научно-производственное предприятие «СпецТек» образовано в 1991 году. С момента образования компании ее деятельность сосредоточена на оптимизации бизнес-процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта (ТОиР) до разработки программного обеспечения и внедрения корпоративных информационных систем. В 1992 году НПП «СпецТек» предложил заказчикам готовый программный продукт, предназначенный для автоматизации управления техническим обслуживанием и ремонтами (система AMOS, Норвегия). В 1994 году НПП «СпецТек» начал разработку собственного продукта - программного комплекса TRIM - и за истекшие годы  реализовал в нем практики управления основными фондами и функциональность системы класса EAM (EAM - Enterprise Asset Management).

Реализации проекта по внедрению ИСУ ТОиР на Челябинском кузнечно-прессовом заводе предшествовала конкурентная борьба с другими интеграторами. Они предлагали свою продукцию и методы для внедрения, но тендер выиграл «СпецТек». Перед началом проекта внедрения ИСУ ТОиР проводился ряд подготовительных мероприятий, в том числе посещение представителями Челябинского кузнечно-прессового завода одного из предприятий, использующих TRIM в течение ряда лет. В феврале 2008 года было произведено диагностическое обследование, которое показало дальнейший план работы. Анализировали работу предприятия как сотрудники «СпецТек» Петербурга, так и представители НПП «СпецТек» в Омске. К настоящему моменту разработана проектная документация, а у заказчика установлен макет системы (тренажер) с учебной базой данных, содержащей информацию по оборудованию завода. Кроме всего, для персонала был проведен вводный курс обучения.

Помимо обучения персонала необходимо в процесс внедрения вовлекать сотрудников, непосредственно занятых на производстве, – операторов кузнечно-прессового и другого оборудования. Их функции в ИСУ ТОиР (регистрация дефектов, технологических параметров, эксплуатационных состояний, наработок) направлены на предупреждение поломок, соблюдение условий эксплуатации, выявление и анализ причин простоев. Кроме того, планируется, что ИСУ ТОиР будет поддерживать работу отдела главного механика и ремонтных подразделений. В информационной системе можно будет управлять планированием, обеспечением ресурсами и выполнением ремонтов, сочетать разные виды обслуживания с конечной целью минимизации простоев в ремонтах и затрат на ТОиР при максимальной готовности оборудования к загрузке. Что касается  автоматизации, она позволит снизить потери времени на непроизводительные операции, такие как формирование заявок на ремонты, внесение отчетов о выполненном обслуживании, учет дефектов и другие. Учет в ИСУ ТОиР необходимых для производства оснастки и штампов, перемещений и мест их хранения даст возможность снизить потери времени на их ожидание.

Согласно спецификации на внедрение, информационная система управления ТОиР на основе TRIM будет развернута на уровне руководства ЧКПЗ и в подразделениях. В число этих подразделений входят отделы главного механика и главного энергетика, производственные цеха (кузнечные, прессовый, колесный), ремонтно-механический цех, энергослужба, теплосиловое и электросиловое хозяйство и другие. В части выполняемых работ ИСУ ТОиР охватит плановое техническое обслуживание, капитальные, средние, текущие, аварийные и внеплановые ремонты, модернизацию оборудования, технические осмотры, проверки и инспекции, контроль технического состояния, наладку оборудования, поверку и калибровку КИП. Средствами TRIM на первом этапе проекта будет автоматизировано 36 рабочих мест пользователей. На втором этапе предполагается завершить внедрение системы во всех подразделениях и довести число рабочих мест до 60.

Благодаря поддержке в TRIM методологии Total Productive Maintenance, информационная система ТОиР, как было уже сказано, реализуется с помощью системы TRIM, благодаря чему ожидается предотвращение всех видов потерь. В качестве примера можно указать следующие направления, в которых возможности ИСУ ТОиР завода пересекаются с задачами TRIM управление основными фондами предприятия. Системой охватываются все процессы, связанные с использованием производственных фондов: техническое обслуживание и ремонт (ТОиР), оперативная эксплуатация, материально-техническое снабжение ТОиР, управление ремонтным персоналом, планирование финансовых ресурсов, документационное обеспечение ТОиР, управление запасами. Система поддерживает решение стратегических задач предприятия - повышение эффективности (отдачи) производственных фондов и персонала, оптимизация затрат на ТОиР и владение фондами при минимуме рисков и т.д.

Отметим, что Челябинский кузнечно-прессовый завод давно внедряет методы сокращения потерь, обусловленных простоями оборудования, излишней трудоемкостью, излишними затратами и запасами. При помощи Международного кайдзен-института на предприятии идет активное внедрение методов «бережливого производства», основанных на принципах менеджмента компании Toyota. В частности, внедряется 5S (пять ступеней к чистоте и порядку), SMED (быстрая переналадка оборудования), TPM (Total Productive Maintenance) – обслуживание оборудования, направленное на его наивысшую эффективность, с вовлечением в ТОиР всего персонала, прежде всего операторов. В ряду этих новаций и в непосредственной связи с ними находится создание ИСУ ТОиР.

Для компании «СпецТек» это далеко не первый крупный проект внедрения системы TRIM. Одним из последних проектов компании, который был реализован в феврале 2008 года, стала разработка модуля интеграции EAM-системы TRIM с системой управления проектами Primavera Enterprise. Задача интеграции TRIM и Primavera возникла в рамках работ по их внедрению в концерне «Росэнергоатом». Благодаря реализованной информационной связи между системами создались условия для решения важных задач управления ремонтами. Например, для прогнозирования и анализа вариантов «что – если» в отношении наличия или нехватки трудовых и нетрудовых ресурсов, соблюдения граничных параметров бюджета, изменения сроков выполнения работ и всего проекта. В конечном счете принимаемые решения позволяют минимизировать время нахождения энергоблока в ремонте, а значит, повысить итоговую выработку электроэнергии. Кроме того, дочернее предприятие НПП «СпецТек» - компания ITM – в феврале 2008 года завершила проект для Окуловской бумажной фабрики. Была произведена интеграция информационной системы управления техническим обслуживанием и ремонтами на базе решения Trim-PMS с системой складского бухгалтерского учета предприятия на основе продуктов «1С» восьмой версии (см. новость от 20 февраля 2008 г.).

Другие игроки на рынке информационных систем также не стоят на месте и реализуют свои проекты по внедрению информационной системы управления техническим обслуживанием и ремонтами на предприятиях. Например, компания «Аскон» в апреле 2008 года  сообщила о выходе версии V3 системы автоматизированного проектирования технологических процессов «Вертикаль». Ключевые особенности новой версии — поддержка проектирования типовых и групповых техпроцессов, управление технологическими изменениями в контекстах электронного и бумажного документооборота, автоматизация проектирования техпроцессов сборки, централизованное управление справочными данными в соответствии с настроенной политикой безопасности предприятия. Технологи по достоинству оценили ФГУП РСК «МиГ», ФГУП ПО «Севмаш», ФГУП ВПО «Точмаш», ЗАО «Вагонмаш», ОАО «Волгограднефтемаш», Бугульминский механический завод (ОАО «Татнефть»), ООО «Тольяттинский Трансформатор» (см. новость от 22 апреля 2008 г.). Также компания «Информационные технологии и модели» занимается внедрением систем технического обслуживании и ремонта (ТОиР или EAM) (см. новость от 8 декабря 2006 г.)

Подробности

ОАО «ЧКПЗ» – крупное машиностроительное предприятие, один из ведущих в России производителей автокомплектующих – колесных дисков, кузовных деталей, поковок и штамповок различного назначения, спецтехники и другой продукции. Заказчиками ЧКПЗ являются МАЗ, КамАЗ, «Урал», ЗИЛ, БелАЗ, ГАЗ, УАЗ, «АвтоВАЗ», РЖД и многие другие предприятия. В планы завода входит не только укрепление текущих позиций, но и выход на прямые контракты с ведущими мировыми производителями автомобилей.

Автор: Анастасия Худаш.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Финансы

Ключевые слова: