Миграция под прицелом ИТ

Недавно ООО «Межрегиональный Коммуникационный Центр», занимающееся разработкой программного обеспечения, выпустило совместное с ФМС решение «Миграционный Учет». Программа предназначена для гостиниц и осуществляет регистрацию и передачу сведений в территориальные подразделения ФМС России. Однако, как отмечают конкуренты, при наличии комплексной АСУ у заказчика необходимости в приобретении такого решения нет, так как обычно специализированные системы для гостиниц уже включают модули с аналогичным функционалом.

ООО «МКЦ» (Межрегиональный Коммуникационный Центр) основано в 2001 году. На сегодняшний день компания занимается разработкой программного обеспечения, а также, осуществляет установку, модернизацию и комплексную техническую поддержку компьютерного оборудования и периферии, расчет и монтаж компьютерных сетей. Специалисты компании ведут разработку ПО и технических решений в области автоматизации деятельности паспортно-визовых служб ФМС РФ. Программное обеспечение, созданное сотрудниками «МКЦ» (программный комплекс ASBASE), установлено и функционирует помимо Петербурга и Ленинградской области еще в 70 регионах РФ. Продукты разработчика предназначены также для организаций, чья деятельность связана с работой Федеральной миграционной службы. Деятельность «МКЦ» лицензирована Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России и Государственной технической комиссией при Президенте РФ. В качестве партнеров компании выступают московский инженерно-внедренческий центр «Инсофт» (по разработке взаимодействия ФМС России с проектом «ГАС Выборы»), авторизованный центр по продаже и маркетингу оборудования концерна Patton Electronics и корпорация OKI Printing Solutions.

Так как ООО «МКЦ» является разработчиком ПО для ФМС и с фактом Постановления Правительства РФ об обязательном предоставлении информации в миграционную службу о прибытии в гостиницу иностранных граждан в течение суток компания пришла к решению выделения ряда ПО для гостиниц.

О ситуации по миграционному учету иностранных граждан в гостиницах РФ рассказали в компании «Финам»: «Согласно статье 24 закона от 27 июля 2002 года № 115-ФЗ, администрация гостиницы должна направить в территориальный орган внутренних дел информацию о дате приезда и сроке пребывания иностранца в день его прибытия. Также гостиница обязана сообщить об отъезде иностранного гражданина – для передачи в центральный банк данных. Таким образом, зарегистрировав иностранца, гостиница получает в ФМС отрывной талон со штампом, который иностранец должен сдать при выезде из гостиницы. Ее сотрудники до 12 часов следующего дня обязаны представить талон в миграционную службу для снятия иностранца с регистрационного учета. В случае утери туристом этого талона ответственность несет гостиница и ее руководство. Статья 25 закона № 115-ФЗ освобождает от регистрации иностранцев, въехавших в Российскую Федерацию на срок не более трех дней».

Среди продуктов ООО «МКЦ» на тот период уже имелось решение, созданное для упрощения процесса миграционного учета, - «М-учёт» для ФМС. И в силу сходства ПО процесс разработки решения «Миграционный учет» для ФМС занял всего 3 месяца.

Штат проектной группы по разработке программы состоял из 3 человек. Решение разрабатывалось специально для служб размещения отелей и гостиниц, пансионатов и санаториев, принимающих иностранных граждан ближнего и дальнего зарубежья. Программа «Миграционный учёт» предназначена для ввода сведений о месте пребывания иностранных граждан, формирования и распечатки уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Кроме того, программа осуществляет передачу сведений, содержащихся в уведомлении, в территориальные подразделения ФМС России.

Как заметил руководитель проекта UCS-Shelter, компания UCS Андрей Барменков, использовать автоматизированные системы миграционного учета неактуально без наличия у заказчика какой-либо АСУ.

Основными потенциальными заказчиками выступают гостиницы и организации, оказывающие гостиничные услуги. Также в качестве клиентов программы могут быть юридические лица, принимающие у себя иностранных граждан, отделения почтовой связи, оказывающие услуги населению по заполнению уведомлений и другие организации, заполняющие данное уведомление.

Для передачи данных в качестве канала связи с региональным сервером ФМС России использует канал доступа в интернет либо прямое модемное соединение. При отсутствии выхода в интернет заказчик отправляет информацию курьерской доставкой на дискетах, CD, или иных носителях в подразделение  ФМС.

Как отметили в «Финам», внедрение программы миграционного учета упрощает процедуру отправки уведомлений (которая должна происходить в течение суток). Однако установка данной системы имеет смысл лишь при наличии соединения с интернетом, что позволит отправлять заполненную информацию сразу на сервер ФМС. А отправлять информацию на дискете не имеет особого смысла, поскольку информацию все равно придется отправлять в ФМС, только на другом носителе. Таким образом, внедрение программы в любом случае – есть интернет или нет в гостинице – будет выгодна сотрудникам ФМС, для которых облегчается ведение учета данных о прибывших иностранцах.

Также в компании-разработчике говорят, что если заказчик ранее использовал программу для учета иностранных граждан «Гость», предназначенной для автоматизации работы администратора гостиницы и печати документов принимающей стороны для ФМС, то в этом случае обеспечивается возможность переноса накопленных данных из программы «Гость» в программу «Миграционный учёт». Для этого в комплект поставки входит утилита конвертации данных upgrade.exe.

«Установка автоматизированной системы позволит гостиницам сократить временные и финансовые издержки, связанные с заполнением и отправкой информации о пребывании в них иностранных граждан, а подразделениям миграционной службы – более оперативно получать соответствующую информацию. Внедрение электронного документооборота продиктовано необходимостью совершенствования администрирования функций государственных органов, что было обозначено в госпрограмме «Электронная Россия» (предусматривающей постепенный переход государственных ведомств на безбумажные технологии). Преимущества, которые дает данная система, превосходят затраты и имеют быструю окупаемость. Главное, чтобы внедрение системы было действительно эффективным и использовалось как самими гостиницами, так и органами ФМС.

Сейчас на отечественном рынке представлен целый ряд решений, включающих модули с аналогичным функционалом. Однако, поскольку внедрение системы «Миграционный учет» происходит под эгидой ФМС, это означает, что компания подписала со службой договор на внедрение данной системы, согласно которому серверы ФМС, вероятнее всего, смогут работать только с «Миграционным учетом». Таким образом, фактически возникнет ситуация, которая существует сегодня при сдаче электронной отчетности в ФНС: при широком выборе существующих на рынке систем, реальная возможность эффективной передачи отчетности возможна лишь при условии подписания договора с определенным оператором (и, соответственно, программой)», - прокомментировали в компании «Финам».

«Мы считаем, что существующие аналогичные решения на рынке громоздкими, а их цена неадекватна. Наша компания предлагает заказчикам сначала скачать демо-версию программы с сайта «МКЦ». Данная версия предоставляется бесплатно и действует 14 дней. Стоимость же лицензионной программы составляет 5, 5 тыс. руб. Заказчик приобретает «право пользователя» на год. В рамках такого права клиенту предоставляется техническая поддержка ПО, обновление версий, консультационное и другое обслуживание в течение оплаченного периода. В связи с тем, что законодательство и требования в ФМС постоянно меняются, приходится периодически приводить продукт в соответствие новым требованиям и обновлять версии», - прокомментировал генеральный директор ООО «МКЦ» Михаил Гусак.

Как отмечают разработчики, система рассчитана на неопытного пользователя. В приложении к программе имеется подробная инструкция по установке и настройке типового ПО. При массовой заинтересованности возможна адаптация решения под особенности бизнес-процессов заказчика. Например, в Москве действует иной формат передачи сведений в ФМС, нежели во всей остальной России. И в ходе проектов в столице решение адаптируется под этот формат.

На сегодняшний день программа «Миграционный учет» используется в Иркутске, Москве, Хабаровске, Екатеринбурге, Новгороде, Архангельске, Омске, Петропавловск-Камчатске и других городах РФ.

О перспективах роста спроса рассказал Михаил Гусак: «Я думаю, что в случае принятия поправки в ФЗ 109, которая позволит гостиницам самостоятельно осуществлять регистрацию, взаимодействие между гостиницами и ФМС будет производиться исключительно в электронном виде. Соответственно спрос на ПО, упрощающее такое взаимодействие вырастет».

Если говорить об инициативах по продвижению продукта, то специалисты ООО «МКЦ» отмечают, что ПО «Миграционный Учет» в прямой рекламе не нуждается. В данном направлении компания занимается публикациями в прессе новостей и пресс-релизов. С мая 2008 года компания организовала промо-акцию – «Программа «Миграционный Учет» на три месяца бесплатно».

По словам Андрея Барменкова программа «Миграционный Учет» не будет востребована теми гостиницами, которые уже используют комплексные АСУ. Так, например, если у заказчика стоит система Shelter разработки UCS, то вся информация необходимая для УФМС уже вводится в программе. Формируется файл в формате, требуемый УФМС. Дальше эта информация доставляется на дискетах, CD или через интернет в подразделение ФМС.

Отметим, что разработка программ ООО «МКЦ» для ФМС ведется уже в течение 8 лет. Среди последних решений отметим ПО «Инвайт-Трудовая миграция 5.0». Специалисты компании разработали программу самостоятельно. ПО создано для оформления приглашений иностранным гражданам, а также оформления заявления о выдаче иностранному гражданину разрешения на работу. Решение предназначено для ввода, хранения и передачи в ФМС России заявлений в электронном и бумажном виде.

«Если говорить о рынке подобных программ, то здесь наблюдается агрессивная политика ввода программы «Сфера». Такое явление позволяет делать вывод, что кто-то сильно лоббирует этот вопрос, и понятно, что не за бесплатно. К сожалению, государство не оставляет гостиницам выбора. Для мини-отелей стоимость установки ПО «Сфера» (или подобных программ) является очень высокой, а функциональность программы низкая. Наши московские клиенты всеми силами сопротивляются установке данного решения, но прессинг государственных органов продолжается», - прокомментировал г-н Барменков.

«Порядок, согласно которому ранее иностранцу проставлялся штамп регистрации в миграционную карту, приносил гостиницам меньше головной боли, чем новый порядок, когда сотрудники гостиницы должны сообщить о прибытии иностранца в течение 24 часов. Тем не менее, гостиницы уже смогли приспособиться к указанному порядку, и, как уже говорилось, в этом им помогает автоматизированная система миграционного учета. Заметим, что мало тотально оснастить гостиницы «Миграционным учетом», важно предусмотреть техническую поддержку данного проекта», - рассказали в «Финам».

Также среди последних изменений в законодательстве отметим, что Госдума приняла в первом чтении законопроект, вносящий изменения «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в России». Документ, разработанный ФМС и Ростуризмом, разрешает гостиницам самостоятельно проставлять отметки о постановке на учет. Такие поправки, по мнению депутатов, позволят ускорить процедуру регистрации иностранцев.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Регулирование, Финансы