Роль ИКТ в России и за рубежом. Обсудили в ИМИСП

Вчера, 4 июля, в Санкт-Петербургском международном институте менеджмента (ИМИСП) прошел семинар-презентация на тему «Использование ИКТ, электронной коммерции и инноваций в Восточной Европе: пример России». Обсуждались результаты исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий и инноваций в бизнесе.

Проект Information and Communication Technologies, Innovation and Economic Growth in Transition Countries: A Multi-Country Study осуществлялся в период с марта по май 2005 года институтом Ecorys (Нидерланды) в пяти странах Восточной Европы. Среди них три государства Балтии (Эстония, Литва и Латвия), а также Польша и Россия. Заказчиком исследования выступил Мировой банк. Официально объявленная цель исследования – оценка использования предприятиями информационно-коммуникационных технологий и инноваций для определения инвестиционной политики в эту область. Аналогичный семинар, посвященный результатам проекта, прошел на прошлой неделе в Варшаве, а на следующей пройдет в Таллине. Итоговая конференция, объединяющая результаты исследований во всех пяти странах, состоится в сентябре 2005 года в Варшаве. Итоговые материалы предполагается распространить среди властных структур, предприятий бизнеса и учебных заведений.

Со стороны Ecorys на семинаре присутствовал эксперт Дидерик Ритвелдт. Он рассказал, что перечень стран, участвовавших в опросе, определен Мировым банком. Вопросы подготовлены консультантами Ecorys и также согласованы с заказчиком. Инвестиции Мирового банка в проект составили $250 тыс. Прежде Ecorys уже проводил аналогичные исследования, например в Голландии, но тогда заказчиком выступила другая организация.

Представляя проект, Дидерик Ритвелдт рассказал также, что в общей сложности в опросе участвовали более 600 компаний из пяти стран. В России это были в основном предприятия малого и среднего бизнеса. Микробизнес был представлен по большей части предприятиями Польши. Большая часть предприятий, принявших участие в проекте, относится к секторам транспорта, торговли, машиностроения, производства стройматериалов и производства пищевой и текстильной продукции. При этом организаторов опроса интересовала динамика развития предприятий только за последние три года.

Исследуя ответы, Ecorys удалось прийти к следующим предварительным выводам. Для выхода в Интернет на предприятиях чаще всего используются DSL-технологии или коммутируемое соединение. Из всех опрошенных лишь одна компания не использовала в своей работе электронную почту. Выяснилось, что информационные технологии используются компаниями в основном для презентаций и заказа товаров и услуг через Интернет. Если говорить об обмене информацией через Интернет с правительственными органами, то в первую очередь контакты совершались для получения официальной информации, загрузки правительственных форм и совершения платежей правительственным организациям в режиме on-line. В частности, последнее сейчас активно практикуется в Эстонии. В России такая практика имеется лишь у нескольких московских организаций.

Сравнивая свои доходы и издержки с теми, что были три года назад, большинство предприятий отметили увеличение своих оборотов. Но только 10% компаний отнесли рост доходов на счет развития ИКТ, большинство называли совокупность ИКТ и других факторов. Говоря об эффекте от инновационных процессов, многие отмечали повышение скорости и надежности работы, а также появление новых товаров. За три года у большинства компаний увеличилось количество покупателей и поставщиков, но лишь 5% относят это на счет ИКТ, придавая гораздо больше значения новым технологиям маркетинга. Наибольшую поддержку ИКТ находят на крупных предприятиях. Однако новых поставщиков, благодаря ИКТ, удается находить предприятиям всех категорий.

Интересно, что несмотря на горячие дискуссии вокруг безопасности информационных систем, у большинства опрошенных проблем с ней не возникало. А рассуждать на тему фальсификации электронной подписи почти половина из них отказались. Четверть опрошенных отмечают, что существующего законодательства и государственного финансирования для поддержки ИКТ недостаточно. Государственные программы, делающие информационные технологии более привлекательными, действуют практически только в Польше. Мало внимания продвижению ИКТ уделяется и в обучающих правительственных программах. Самыми важными информационными технологиями опрошенные назвали доступ в Интернет и мобильную связь. К удивлению организаторов опроса, пока компании мало уделяют внимания развитию собственных интернет-ресурсов. Большинство проинтервьюированных охотно посещают сайты других фирм, но не придают большого значения развитию собственных площадок.

Исполнителем работ в России было петербургское консультационное агентство «Эккона». В рамках российской части исследования опрошены менеджеры 125 петербургских и 100 московских фирм разных отраслей промышленности, находящихся в базах разных консалтинговых компаний. Им была предложена анкета на 27 страницах. На семинаре менеджер российской части проекта Андрей Медведев представил свой доклад «Информационно-коммуникационные технологии, инновации и экономический рост», в котором сделан ряд выводов на основе отечественной части исследования (правда, финальная обработка полученных анкет пока не завершена).

Согласно его данным, использование возможностей электронной коммерции незначительно зависит от размера предприятия. Из всех функций управления компьютерные сети используются чаще всего в маркетинге и финансовом менеджменте. От внедрения информационных технологий в большей мере зависит интенсивность неценовой, нежели ценовой, конкуренции. Влияние ИКТ на улучшение бизнес-процессов и автоматизацию функций оказалось сильнее, чем на обновление товаров и услуг. В Петербурге ИКТ особенно сильно воздействует на продажи кастомизированных продуктов, повышение скорости и надежности бизнес-процессов. Лишь около 15% российских опрошенных отмечают внедрение ИКТ как фактор повышения эффективности бизнеса. Информационные технологии в чистом виде оказали минимальное воздействие на изменение числа клиентов опрошенных компаний и практически никакого воздействия на изменение числа поставщиков. Зато оценка внутренних расходов компаний с точки зрения возможностей использования ИКТ достаточно оптимистична. Более 90% опрошенных нашли государственное финансирование недостаточным для стимулирования ИКТ.

Руководитель проекта в России, партнер группы «Эккона», Михаил Лукашевич рассказал, что, кроме проведения анкетирования, Мировым банком поставлена задача провести ряд более крупных интервью и обобщить информацию в виде конкретных эпизодов использования ИКТ. Были представлены два таких примера. Первый – «Внедрение нового ИТ-продукта». Посвящен внедрению принципиально новой системы электронного документооборота Globus, выпущенной компанией «Промышленные информационные системы». Второй назывался «Интеграция ИКТ в крупной компании «Электроприбор».

В заключение выступила руководитель департамента корпоративного консалтинга Enterprise Information Systems Елена Ходак, чья компания была в числе опрошенных. По ее мнению, полученные данные слишком оптимистичны по ряду параметров: в частности, относительно некоторых внутренних факторов опрошенных организаций. Что касается поддержки ИКТ правительством, то, по ее словам, от государства для развития ИКТ требуется прежде всего не финансирование, а создание нормальных условий работы.

В заключительном обсуждении презентаций участвовали представители ИМИСП, Правительства Санкт-Петербурга, других петербургских учебных заведений и коммерческих и некоммерческих структур. Отмечалось, что полученная в ходе исследования информация, безусловно, интересна. Однако такую статистику нельзя признать абсолютно объективной, потому что не было четко обозначено, что именно подразумевается под информационными и коммуникационными технологиями. Таким образом, каждый мог отвечать на вопросы в меру своего понимания термина ИКТ. Кроме того, интервьюеры в процессе опроса «верили на слово» своим собеседникам и не ставили задачу перепроверить полученные данные. Присутствующие отметили также, что трудно что-либо советовать по улучшению системы опроса, пока неизвестно, какие именно действия собирается предпринимать Мировой банк на основе его результатов. Несмотря на это, по словам Дидерика Ритвелдта, он нашел обсуждение очень полезным для улучшения аналитики, которую в дальнейшем будет проводить Ecorys.

Рубрики: Маркетинг