Год под знаком Интернета

23 июня 2008 года в Петербурге состоялось ежегодное собрание акционеров ОАО «Северо-Западный Телеком» (СЗТ), в рамках которого был представлен финансовый отчет СЗТ за 2007 год. Кроме того, были проведены выборы в совет директоров компании, а также озвучены перспективы и основные приоритетные направления развития компании.

«2007 год стал еще одним годом успешного развития СЗТ по всем направлениям: бизнес, технологии, корпоративные отношения, экономика и финансы. Мы выполнили основные бюджетные показатели и реализовали планы по национальным проектам. Из стратегически важных и успешных для СЗТ коммерческих проектов 2007 года в первую очередь следует отметить развитие услуг широкополосного доступа в сеть Интернет. Именно в этом году широкополосный доступ стал массовой услугой и по количеству абонентов практически сравнялся с услугой коммутируемого доступа к сети Интернет», - отметил в своем выступлении генеральный директор ОАО «СЗТ» Владимир Акулич.

По данным СЗТ, по итогам 2007 года выручка компании составила 23,6 млрд рублей, что выше аналогичного показателя в 2006 году на 16 %. Чистая прибыль СЗТ за отчетный период составила 11,3 млрд рублей, что почти в пять раз больше, чем в 2006 году. Такой показатель эффективности деятельности, как EBITDA, вырос в 2,8 раза и достиг 18,6 млрд рублей. Рост показателей чистой прибыли и EBIDTA в значительной степени обусловлен сделкой по продаже 15 % пакета акций ОАО «Телекоминвест». Напомним, что решение о продаже доли в «Телекоминвесте» было одобрено  советом директоров ОАО «СЗТ» летом прошлого года. Стоимость сделки составила $410 млн (см. новость дайджеста от 10 июля 2007 г.). Тем не менее, по данным компании, и без учета влияния этой сделки СЗТ продемонстрировал существенный органичный рост эффективности: чистая прибыль увеличилась на 46 % и составила 3,5 млрд рублей, а показатель EBITDA вырос на 25,2 % до 8,3 млрд рублей.
 
Основным драйвером роста выручки в 2007 году оставались растущие доходы от услуг местной и внутризоновой услуг связи, доступа к Интернету и передачи данных. Как рассказали на отчетном собрании акционеров, выручка ОАО «СЗТ» от услуг связи составила в 2007 году 21,9 млрд рублей, что на 17 % больше, чем в 2006 году. Наиболее существенную долю в доходах от услуг связи  по прежнему составляют услуги местной связи – 58 %. При этом доля доходов от высокорентабельных услуг (широкополосный доступ в сеть Интернет, IP TV, создание VPN для корпоративных клиентов) значительно выросла: по сравнению с 2006 годом, доходы от оказания новых услуг выросли на 57 % и составили 2,9 млрд рублей, а их доля в общем объеме выручки превысила 12 % (в 2006 году – 8,9 %). При этом доходы от услуг выделенного доступа к сети Интернет в 2007 году увеличились в 2,9 раза и на конец года достигли 1,3 млрд рублей. Доходы от услуги коммутируемого доступа к Интернету составили 941 млн рублей, что на 6 % меньше, чем в 2006 году. Доходы от услуг присоединения и пропуска трафика составили 3,5 млрд рублей.

На конец года по доходам, с учетом сотовых операторов, доля, занимаемая СЗТ на телекоммуникационном рынке Северо-Западного федерального округа (СЗФО), в целом составила 18,6 %. При этом компания на территории СЗФО по предоставляемым услугам связи занимает 90 % на рынке внутризоновой связи, 76 % на рынке местной связи, 56 % на рынке коммутируемого доступа в сеть Интернет и 31 % на рынке выделенного доступа к Интернету.

Инвестиции СЗТ в 2007 году составили 9,7 млрд рублей, что почти в два раза больше, чем в 2006 году (5 млрд рублей). Инвестиции компании в первую очередь были направлены на реализацию национальных проектов, развитие мультисервисной сети, охватывающей все регионы Северо-Запада, продолжение строительства собственной волоконно-оптической транспортной сети. В 2008 году планируется увеличение объема инвестиций до 15,1 млрд рублей. 

Что касается строительства собственной сети связи, то в 2007 году СЗТ построил более 3 тыс. км волоконно-оптических линий передачи. На конец 2007 года собственные волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) соединяют Петербург с шестью областными и республиканскими центрами из девяти. В частности, в 2007 году были реализованы проекты по построению ВОЛС по направлениям «Архангельск - Котлас», «Вологда - Сямжа - Верховажье» и др. В эксплуатацию в прошедшем году было введено 365 тыс. ШПД-портов и 468 тыс. цифровых телефонных номеров. Уровень цифровизации сетей СЗТ достиг 61,5 %.

Планы компании по модернизации сети в 2008 году связаны в первую очередь с двумя проектами: строительство в Петербурге инфраструктуры широкополосного доступа на основе технологии PON (пассивной оптической волоконной сети) и построение сети NGN. В 2008 году СЗТ планирует ввести более 400 тыс. портов PON в петербургском филиале ОАО «СЗТ», что же касается построения в Петербурге сети NGN, то основной целью данного проекта является создание распределенной телефонной станции на базе технологии коммутации пакетов емкостью 300 тыс. абонентов, это, в свою очередь, позволит значительно повысить уровень цифровизации сети петербургского филиала компании. 

Также на развитие компании повлиял ввод с 1 февраля 2007 года новой системы оплаты услуг местной связи, которая позволила реализовать положения закона «О связи», предоставляющие абонентам право выбирать систему оплаты услуг местной телефонии (см., например, новость дайджеста от 14 февраля 2007 г.). СЗТ провела активную маркетинговую кампанию по популяризации безлимитного тарифного плана на услугу телефонии. Это позволило компании закончить год с самой высокой среди МРК долей абонентов (48 %), оплачивающих услуги по безлимитному тарифному плану.

Дальнейшее развитие получила услуга широкополосного доступа к сети Интернет (ШПД), которую СЗТ предоставляет на массовом рынке под брендом «Авангард». За 2007 год оператор более чем в три раза увеличил собственную абонентскую базу пользователей «Авангарда» и довел ее до 310 тыс. клиентов. Таким образом, по данным компании, на ее долю приходится 30 % рынка ШПД в СЗФО, в том числе порядка 16 % рынка Петербурга (оценка по доходам). 

Одним из основных событий на рынке предоставления услуг ШПД для компании стало введение в коммерческую эксплуатацию услуги IP TV под брендом «Авангард ТВ» (см. новость от 20 декабря 2007 г. ). Кроме того, в целях диверсификации доходов от услуг Интернета и увеличения доли рынка в сегменте среднего и малого бизнеса в 2007 году СЗТ ввел единый бренд «Альянс-PRO» на услугу ШПД для этой категории клиентов и запустил отдельный продуктовый сайт, который посвящен специальным предложениям для корпоративных абонентов (см. новость от 12 ноября 2007 г.).

В 2008 году СЗТ планирует поддержание доли абонентов, выбравших безлимитный тарифный план на услуги телефонии на уровне не менее 45 % от общего их числа. В сегменте Интернета и передачи данных компания намеревается увеличить число пользователей услуги «Авангард» до 640 тыс. и привлечь абонентов IP TV в количестве не менее 14 тысяч.

Автор: Денис Шишулин.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование, Кадры, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: