Деревья на вырост. Предлагает GenWay

В последнее время за счет того, что рынок социальных сетей уже поделен, в Рунет выводится все больше нишевых проектов. Так, в октябре начала свою работу генеалогическая социальная сеть GenWay, функционал которой позволяет создавать в онлайн семейное древо, формировать текстовую базу фактов из жизни родственников, а также вести календарь семейных событий, сохранять мультимедийную информацию и другое. В минувшую пятницу количество онлайн-посетителей составляло 64 человека, а хранителей деревьев – 1815. Амбиции создателей достаточно высоки, однако некоторые эксперты рынка не прочат большого успеха проекту.

В первой половине октября текущего года в Рунете открылась генеалогическая социальная сеть GenWay. О том, как пришла идея создания ресурса, рассказала руководитель пресс-службы Genway Софья Раевская: «Инициатор проекта в течение долгого времени собирал данные о своих родственниках на бумаге, стремясь тем самым перенести их знания о прошлом, чтобы потом можно было передать информацию о своих родственниках и предках детям. Он неоднократно делал попытки нарисовать древо, но без использования специального ПО сделать это было практически невозможно. Кроме того, зачастую родственники живут не только в разных городах, но и в разных странах, что делает личное общение и передачу ценной информации затруднительным. Работа в телекоммуникационной компании в течение долгого времени навела на мысль создать инструмент, позволяющий собрать все имеющиеся данные о родственниках в цифровом виде в одном месте, структурировать разрозненную информацию из разных источников и сохранить семейные воспоминания для потомков. Объединить всех родственников для этой цели в одном месте возможно только с использованием Интернета». На начальном этапе рассматривались различные варианты создания ресурса, в том числе приобретение существующего ресурса той или иной социальной сети или выбор компании - разработчика сайта. Однако для того чтобы удовлетворить все имеющиеся возможности сохранения семейной информации, в том числе и создание древа, было принято решение вести разработку ресурса своими силами. Для этого была сформирована команда разработки и развития, предусматривающая последовательный ввод новых сервисов. В общей сложности над порталом работают более 13 человек.

Разработчики GenWay предложили решение, которое аккумулирует имеющиеся данные (архивы, рукописи) о предках на одном ресурсе. На разработку ресурса ушло более 8 месяцев. Создание ядра ресурса было начато в начале февраля 2008 года. Для организации работы создатели зарегистрировали юридическое лицо, подготовили офис компании, закупили оборудование, в том числе рабочие места программистов и менеджеров. Специалисты произвели установку серверов на узле одной из телекоммуникационных компаний, а также выработали маркетинговую стратегию проекта.

Как заявляют разработчики, функционал созданного веб-сайта позволяет структурировать разрозненную информацию из разных источников и сохранять семейные воспоминания для потомков. Причем портал имеет договоренности с Международным генеалогическим агентством и предоставляет дополнительные возможности, такие как проведение классического генеалогического исследования, разработка гербов, фамильных дипломов и альбомов, изготовление фамильной посуды. Наибольшая сложность проекта, как говорят в компании, состояла в реализации возможности связать в единую информационную сеть людей, в том числе давно умерших предков, находящихся в составе того или иного генеалогического древа, с активными хранителями деревьев, заполняющих свои родовые деревья. Однако именно это решение позволило расширить возможности поиска родных, задействовав память людей, переносящих свои знания в электронный вид.

Отметим, что воспользоваться сервисами сайта может только зарегистрированный пользователь, но в целях ознакомления с ресурсом разработчики также предлагают «Тур по сайту». Зарегистрировавшийся же пользователь имеет возможность построить онлайн семейное древо и сформировать текстовую базу фактов из жизни родственников. Причем при согласовании родственников между собой на сайте можно объединять разрозненные ветви родового дерева в одно целое. Таким образом, пользователи получают возможность совместного построения единого древа, размер которого не ограничен. Также функционал сайта позволяет вести календарь семейных событий и сохранять мультимедийную информацию (фото, видео, аудио, личное творчество). Ресурс содержит сервисы поиска знакомых и родственников («Облака контактов»), установления с ними контактов, создания собственных групп и услугу онлайн-общения на ресурсе. Ресурс GenWay предлагает доступ друзей и родственников к накопленной семейной информации и возможность общения между собой. При этом разработчики отмечают, что архитектура ресурса предусматривает резервирование размещаемого контента и жесткое разграничение прав доступа других пользователей к персональной информации.

В течение октября компания Genway планирует запустить сервис настройки приватности и видимости на ресурсе любого зарегистрированного пользователя, в ноябре - семейный календарь и сервис карты, позволяющий осуществлять поиск людей по фиксации местоположения.

По мнению директора интернет-проектов Spirit DS Андрея Артищева, функционал ресурса могла бы дополнить спецификация для обмена генеалогическими данными между разными генеалогическими программами Gedcom. Отметим, что данная опция была создана в помощь генеалогическим исследованиям. Большинство генеалогических компьютерных программ поддерживает импорт и экспорт данных в формате Gedcom.

У вице-президента, директора по маркетингу и PR Mail.Ru Анны Артамоновой оценка функционала сайта более критична: «В первую очередь вызывает сомнения дизайн – он сделан «на коленке» и оставляет желать лучшего. На первый взгляд, у сайта нет никаких возможностей, которые не предлагали бы другие генеалогические сервисы. Думаю, что стоимость разработки Genway в нынешнем его виде вряд ли могла превышать $100 тыс.».

Что касается аудитории ресурса, то, по мнению г-на Артищева, интерес будут проявлять люди старшего поколения. Но создатели ресурса считают, что посетители сайта – это люди старше 18 лет. «На данный момент у нас на ресурсе от 30 до 60 человек в онлайн. В течение 9 дней у нас зарегистрировалось 2 тыс. хранителей деревьев. На будущее у нас амбициозные планы как по количеству посетителей, так и по предлагаемым сервисам», - прокомментировала Софья Раевская.

Как известно, на сегодня все социальные сети теми или иными способами пытаются монетизироваться. Среди возможных путей получения дохода Андрей Артищев предлагает организовать партнерскую программу с астрологическим порталом «Астростар», предполагая, что уровень конверсии трафика в деньги будет очень высок. Однако, как считает г-жа Артамонова, для того чтобы получить какую-то коммерческую выгоду, интернет-сайту нужно сначала набрать аудиторию, которую он мог бы монетизировать, что в случае с Genway произойдет не скоро.

Наблюдатели рынка отмечают, что основную конкуренцию сайту будет составлять объединенный ресурс MyHeritage.com, который с недавнего времени помимо собственной включает еще и социальную сеть Kindo.com. Напомним, что в сентябре этого года израильская компания «Бней Атарот» (MyHeritage.com) и английская студия «Киндо» (Kindo.com) объединили два проекта в одну семейную социальную сеть. Отметим, что MyHeritage позволяет интернет-пользователям также разыскивать, связываться и общаться с близкими и дальними родственниками и исследовать историю своей семьи. Социальная сеть также позволяет создавать генеалогическое дерево, отличительной же особенностью данного сервиса в MyHeritage является то, что строительство происходит не в профайле пользователя, как на других аналогичных ресурсах, а на личном веб-сайте, который получает каждый зарегистрированный пользователь. На сегодня ресурс переведен на 25 языков. А весной социальная сеть стала доступна пользователям Рунета (см. новость раздела Web от 7 марта 2008 г.). Однако, как отмечает г-н Артищев, трафик данного ресурса значительно снизился за последний год.

Что касается второго проекта, Kindo.com, то он был создан недавно, в 2007 году, и также представляет собой семейную социальную сеть с возможностью создания генеалогического древа. Основной функцией сайта являются сервисы для общения родственников. Локальные версии Kindo работают на 17 языках, в том числе и на русском (см. новость раздела «Интернет сайт» от 28 февраля 2008 г.).

Примечательно, что в Рунете существует несколько подобных сервисов. Так, среди других крупных ресурсов, позволяющих строить генеалогическое дерево, назовем Genealogy.ru, Ivs.h1.ru и Rodstvo.ru. Причем интересующаяся аудитория также прибегает к услугам специального ПО для построения родословной, такие решения предлагают Scrapbook MAX, Agelong Tree, Deudos Family Tree и другие.

Однако, по мнению разработчиков Genway, конкурентным преимуществами перед другими ресурсами выступает тот факт, что сайт объединяет сервисы социальной сети и генеалогии. Кроме того, в архитектуру ядра ресурса разработчики заложили возможность объединения разрозненных ветвей генеалогического древа. И, как считают создатели, именно эти возможности, социальность и объединение, позволяет утверждать, что Genway - самостоятельный проект, не являющийся чьей-либо «калькой». Помимо этого, компания планирует достаточно активно вести маркетинговые кампании, которые будут заключаться в публикациях в СМИ, участии в мероприятиях сообщества Рунета и других акциях.

Рынок генеалогических проектов в русскоязычном Интернете оценивает Анна Артамонова: «Генеалогические сервисы, существующие на данный момент в Рунете, так и не стали массовыми и популярными. Зарубежные сайты такого рода неплохо себя чувствуют, и поэтому в последнее время в Рунете активно пытаются клонировать эту идею (и, в общем-то, и сами эти сайты). Возможно, клонирование окажется удачным (опыт крупных отечественных социальных сетей, практически полностью скопированных с западных аналогов, это доказывает), но очевидно, что такие проекты не смогут тягаться по популярности с крупными социальными сетями. А еще, как мне кажется, было бы интересно таким генеалогическим сервисом расширить возможности крупных универсальных социальных сетей». Как считает Андрей Артищев, рынок социальных сетей уже сформировался, и новые проекты уже не требуются. Нишевым проектам нужно сделать упор на партнерские программы с сетями «вКонтакте», «Одноклассники», ЖЖ через виджеты или иным способом, попробовать зайти в «Мой Мир» через приложение на платформе OpenSocial.

Автор: Дарья Тренина.

Тематики: Интернет, Маркетинг, Финансы, Web

Ключевые слова: онлайн, веб, интернет-магазин