В погоне за рынком дальней связи. МТТ пытается «обыграть» «Ростелеком» на рекламном поле

Компания МТТ запустила масштабную рекламную кампанию в Петербурге. Примечательно, что на щитах, установленных в метро, обыгрывается словосочетание «Ветер перемен» – напомним, что именно так называется новый тариф компании «Ростелеком», запущенный для населения в октябре 2008 года и который сейчас также активно продвигается. Ранее рекламными «шпильками» обменивались в основном игроки сотовой связи.

Напомним, что услуги дальней связи конечному абоненту компания «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) начала предоставлять с 2006 года – до этого времени она работала только на межоператорском сегменте рынка. Компания стала тогда первым альтернативным игроком, вышедшим на этот рынок, – ранее здесь работал окологосударственный «Ростелеком». Выход в новый сегмент рынка осуществлялся в рамках проводимой в России демонополизации рынка междугородной и международной связи. Главным конкурентом МТТ был и остается «Ростелеком», и сейчас массовый рынок дальней связи в России делят в основном именно эти два оператора. Несмотря на то что для большинства россиян постоянным оператором, предоставляющим услуги МГ/МН связи, является «Ростелеком», аналитики отмечают усиление и рост конкуренции на рынке. Соответственно, игроки занимаются активным продвижением своих услуг среди населения.

Так, в Петербурге появились рекламные баннеры, на которых МТТ рекламирует свои тарифы на МГ/МН-звонки. Интересна вводка на данном плакате – «Неспокойное время... ветер перемен…», после которой идет слоган кампании «Пора экономить. Звонки по Россиии – от 1,65 руб.». Здесь явно обыгрывается название тарифа «Ветер перемен», введенного в октябре нынешнего года «Ростелекомом», который его сейчас активно продвигает и рекламирует. Особенность данного предложения – тарифы линейки «Ветер перемен» ниже действующих тарифов «Ростелекома» как для абонентов, выбравших компанию в качестве постоянного оператора, так и для тех, кто выбирает «Ростелеком» при каждом междугородном звонке. Цены снижены на наиболее востребованные направления для каждого субъекта РФ (за исключением Москвы и Республики Башкортостан, где установлена единая цена на все междугородные зоны и направления на расстояние свыше 100 и 600 км соответственно), а также на дальние расстояния в большинстве регионов. Так, в Петербурге льготными направлениями являются Москва, Новгород и Псков. Что касается СЗФО, то во всех регионах округа в тройку льготных направлений входят Москва и Санкт-Петербург, а третье направление, тарифицирующееся по сниженным ценам, для каждого субъекта свое.

В пресс-центре МТТ прокомментировали, что данное упоминание, похожее на название тарифного плана конкурента, в рекламе является простым совпадением и никакого выпада против конкурента реклама не содержит. Однако этот оператор уже имеет опыт нестандартного продвижения услуг, в частности, МТТ даже прибегал к «вирусному» маркетингу в Интернете – осенью текущего года был запущен ролик, где мужской голос за кадром объяснял обнаженной девушке, как пользоваться междугородной связью от оператора МТТ. На некоторых веб-ресурсах данный материал идет в категории «для взрослых».

В «Ростелекоме» в курсе данного «совпадения». «Мы знаем, что у МТТ запущена такая рекламная кампания. Вполне возможно, что мы предпримем некоторые шаги в связи с этим», - кратко прокомментировал ситуацию директор департамента по связям с общественностью и инвесторами ОАО «Ростелеком» Андрей Любин. Как отметил юрист компании Salans Виктор Наумов, какие-то шаги с юридической точки зрения возможны в том случае, если «Ростелеком» зарегистрировал торговую марку «Ветер перемен».

Ранее рекламными «шпильками» в основном обменивались игроки такого конкурентного рынка, как сотовая связь. В Петербурге такая волна прокатилась в 2003 году. В частности, тогда достаточно долго крутился ТВ-ролик ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), одним из элементов которого являлся мегафон (который по сюжету ломался в руках у главного героя). Интересно, что ранее в Москве компания МТС пародировала сюжеты «Билайна» (тогда - «Би Лайн GSM») Welcome с жестянщиком и также обыгрывала слоган того же оператора о замораживании денег. Кроме того, в столице аналогичные рекламные ходы используют и крупные игроки на рынке ШПД, в частности, из недавних случаев – оператор NetByNet использовал слоган в рекламной листовке «Интернет не работает кАК нАДО? Брось! Бери NetByNet», после чего компания «Акадо» подала жалобу в ФАС.

Если же отвлечься от рекламной составляющей и сосредоточиться на маркетинговой, то из последних предложений МТТ – в ноябре был введен дополнительный тарифный план «Тет-а-тет», действующий для абонентов, заключивших с 1 ноября 2008 года по 30 апреля 2009 года договор с МТТ на предоставление услуг МГ/МН-связи в режиме «предварительного выбора оператора» (Pre-select) и звонящих другим абонентам МТТ, имеющим такие же прямые договоры с оператором. Стоимость междугородной связи для таких абонентов снижается до 1,5 рубля за минуту по любому направлению. Кроме того, на территории СЗФО для частных абонентов с 1 ноября 2008 года по 31 марта 2009 года проводится акция «ГороДА», участники которой получают возможность тарификации услуг по льготному тарифу начиная с момента организации доступа к услугам МТТ на условиях предварительного выбора и до конца марта будущего года. Для абонента Петербурга, участвующего в акции «ГороДА», стоимость 1 минуты разговора с Москвой составит 1,8 рубля, с городами СЗФО – 1,65 рубля, с другими населенными пунктами РФ – 2,19 рубля. После окончания срока проведения акции абоненты, подключившиеся в рамках данной акции, будут обслуживаться по обычным тарифам МТТ.

Прочие игроки рынка дальней связи сосредоточились в основном на корпоративном секторе. Напомним, что, помимо «Ростелекома» и МТТ, префиксы на оказание услуг МГ/МН-связи имеют также шесть операторов. В конце 2006 года коды выдали компании «Голден Телеком». Летом 2007 года получила префиксы компания «ТрансТелеКом» (ТТК) и осенью начала оказание услуг корпоративным клиентам. Следующим оператором дальней связи в России стала компания «Эквант» (Orange Business Services), получившая префиксы осенью 2007 года и начавшая предоставлять услуги дальней связи с 1 января 2008 года. В феврале 2008 года коды получил оператор «Арктел» и 1 апреля начал оказание услуг междугородной и международной связи на всей территории России. Той же весной, с 1 мая, начала оказывать услуги дальней связи долго дожидавшаяся префиксов компания «Синтерра». Наконец, в августе нынешнего года к оказанию услуг дальней связи приступила также компания «Комстар-ОТС».

Осваивать массовый рынок с ходу не бросается ни один оператор, однако планы такие есть. В частности, ТТК в ближайшие 5 лет планирует начать обслуживание частных пользователей и рассчитывает достичь 8-процентной доли российского рынка дальней связи. Хорошие перспективы прочат аналитики «Арктелу», который имеет существенный опыт работы с населением – покупателями телефонных карт. Компания планирует в течение двух лет получить от работы на массовом рынке до 65 % своего совокупного дохода и захватить не менее 4 % рынка МГ/МН-связи. «Комстар-ОТС» вышел на массовый рынок в декабре нынешнего года, однако услуги дальней связи от оператора доступны пока только москвичам – абонентам ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС) и самого «Комстара».

Автор: Светлана Черемисина.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг

Ключевые слова: