По-новому. Сотовые операторы намерены наладить обмен данными об абонентах

По данным spbIT.ru, участники «большой тройки» рынка сотовой связи намереваются к концу 2009 года изменить принципы учета абонентских баз, а также наладить более тесный информационный обмен друг с другом, включая клиентские и финансовые данные по регионам. По некоторой информации, для этого уже выбрано аналитическое агентство-посредник, которым должно стать J’son&Partners. Один из основных шагов в рамках этой программы – изменение срока учета абонента после последней его активности с трех и шести месяцев до одного. В сотовых компаниях эту информацию не подтверждают, пояснив, что такой шаг повлечет существенное снижение числа абонентов, – хотя ряд игроков критикуют существующие механизмы подсчета их рыночных долей. Наблюдатели рынка, наоборот, подчеркивают, что переход на одномесячную систему подсчета сделает абонентские базы операторов более качественными.

Напомним, что изначально подсчет абонентских баз сотовых операторов велся на шестимесячной основе – то есть абонент считался активным в течение полугода после совершения последней операции (вызов, отправка SMS и т. д.). В 2007 году «МегаФон», а вслед за ним и «ВымпелКом» сократили срок учета неактивных абонентов до трех месяцев. Как уточнила пресс-секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Ирина Осадчая, эта компания сейчас ведет учет абонентской базы исходя из показателей активности пользователей, осуществлявших платные звонки в течение последних шести месяцев.

Этот показатель – активности – достаточно важен. Именно исходя из него рассчитываются рыночные доли игроков: как в новых подключениях, когда берется количество проданных SIM-карт каждого оператора и из них вычитается отток –  неактивные подписчики (подключенные три или шесть месяцев назад, в зависимости от метода подсчета оператора), так, соответственно, и в целом на рынке. Таким образом, в частности, составляется наиболее сейчас популярный ежемесячный отчет аналитического агентства Advanced Communications & Media. Правда, представители некоторых сотовых операторов предлагают опираться и на другие цифры. Как прокомментировал в одном из своих недавних выступлений генеральный директор «МегаФон – Москва» Игорь Парфенов, доля его компании на столичном рынке, согласно данным аналитиков, составляет 20 %. «Однако, по нашим подсчетам, наша доля по числу активных абонентов составляет 27 %», – отметил он. Как сообщил эксперт из другой сотовой компании, есть еще один нюанс, связанный с текущей технологией подсчета: если в свое время была допущена ошибка в подсчетах, то она потом повторяется фактически в каждом последующем отчете. «Поэтому переход на подсчет именно активных подписчиков с месячным сроком давности, когда данные о том, «живой» абонент или нет, определяются наличием файла CDR (Call Detail Record) в биллинговой системе – то есть пользовался ли клиент услугами или нет, – достаточно разумный шаг. Это позволило бы отражать более адекватную картину по рынку», – рассказал эксперт.

Напомним, что, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media, на конец 2008 года абонентская база МТС по России насчитывает 64,628 млн человек; на втором месте следует «ВымпелКом» с 47,663 млн человек; число абонентов «МегаФон» по России на конец 2008 года составляет 43,289 млн. Если говорить о Москве и Петербурге, то объем совокупной абонентской базы на конец 2008 года зафиксирован на отметке 31,439 млн и 10,559 млн соответственно. В процентном отношении на конец 2008 года рынок мобильной связи России оказался поделен между операторами в следующей пропорции: МТС – 34,4 %, «ВымпелКом» – 25,4 %, «МегаФон» – 23 %. Доля остальных операторов осталась на уровне предыдущих месяцев и составила 17,2 %. При этом еще год назад, в декабре 2007 года, при лидирующих позициях МТС (41,0 %) «МегаФон» (22,2 %) находился на втором месте, а потеснивший его в этом году «ВымпелКом» числился на четвертом месте (16,6 %). Доля остальных операторов составляла в 2007 году 20,2 % (см. новость раздела «Мобильная связь» от 21 января 2009 г.).

По оценкам наблюдателей рынка, переход сотовых операторов на одномесячную систему учета абонентов повлечет существенное (до 20 %) снижение показателей абонентских баз. С таким мнением солидарны и сами операторы, но при этом подчеркивают, что обрушения абонентских баз при подсчете абонентской активности за один месяц ждать не следует. Например, в пресс-службе «Билайна» отметили: «Оператору ничего не мешает пересчитать свою базу в любой другой момент времени – и еженедельно, и ежемесячно. На бизнесе частота подсчета абонентской базы никак не отразится. Однако мы не планируем применять такой принцип в ближайшем будущем». В МТС делают более смелое заявление: «Если использовать принцип подсчета, исходя из одномесячной абонентской базы, то мы являемся лидером на рынке сотовой связи России».  

В защиту необходимости учета неактивных абонентов при подсчете абонентских баз выступает и тот факт, что нередко пользователи, сами не совершающие платные звонки, выступают генераторами входящего трафика.

Тем не менее наблюдатели рынка предполагают, что одномесячная система подсчета активных абонентов несет в себе больше плюсов, чем минусов. Во-первых, она более объективна, нежели та, которую операторы применяют сегодня. С одной стороны, сокращение срока выведения абонентов в отток сделает абонентскую базу более качественной, а с другой – уменьшит необходимость проведения постоянных «разовых чисток», поскольку достоверность данных будет подтверждаться на регулярном уровне. Кроме того, реальная информация абонентских баз позволит операторам повышать доходность с абонентов, тем самым повышая рентабельность и общую прозрачность компании. Все это позволяет компании стать более привлекательной с инвестиционной точки зрения.

По данным spbIT.ru, переход на новую систему учета абонентов будет сопряжен еще с одним событием – операторы также начнут обмениваться финансовыми показателями. Напомним, что на сегодня основные участники рынка открыто показывают финансовые результаты на федеральном уровне. Теперь речь идет о данных по выручке операторов в каждом конкретном регионе. Как отмечает источник, предположительно, участники «большой тройки» договорились обмениваться информацией через аналитическое агентство J’son&Partners (на момент подготовки материала комментарии от J’son&Partners и AC&M не были предоставлены). И первые отчеты должны появиться довольно скоро. Однако эксперт отметил, что достоверных данных придется ждать еще несколько месяцев. «Обмен информацией – это вопрос, который требует определенной отладки и доработки. Момент, после которого можно будет полностью доверять этим цифрам, наступит не сразу и не с момента выхода первого отчета. Пройдет некоторое время, после которого эта методика получит признание», – отметил специалист. Несмотря на то что в компаниях эту информацию не подтвердили, эксперты уверены, что открытие операторами финансовых показателей по регионам позволит им же создавать качественную статистику активности каждого региона и в том числе даст возможность на основе объективных показателей координировать строительство собственных сетей.

Автор: Ирина Рыбченко.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом, МТС, GSM, МегаФон, финансы, сотовые операторы, мобильные операторы, сотовые абоненты, абоненты сотовой связи, МегаФон Москва, выручка, сотовая связь