Сотовые подключения за январь 2009 года: без неожиданностей

Январь 2009 года традиционно для этого периода продемонстрировал сниженные показатели по уровню прироста абонентской базы. Согласно данным аналитиков, по России по новым «чистым» подключениям на первое место вышел «ВымпелКом». При этом в Петербурге ситуация не изменилась, и на первом месте, как и в прошлом месяце, остается МТС. За ним следуют «Билайн», «МегаФон» и Tele2 со «Скай Линком».
По данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, к концу января 2009 года число пользователей сотовой связи в России достигло отметки в 188,72 млн. По сравнению с декабрем 2008 года база увеличилась лишь на 890 тыс., в то время как к концу 2008 года число владельцев SIM-карт приросло на 3,5 млн. Сниженные показатели прироста в январе – традиционный сезонный спад: если декабрь демонстрирует максимально высокие показатели, то в январе происходит снижение активности как со стороны абонентов, так и операторов.

По данным еще одного аналитического агентства – J’son&Partners, в январе количество зарегистрированных в России SIM-карт выросло до 189,9 млн. Уровень проникновения в целом по России достиг 134 %, а в Московской лицензионной зоне (МЛЗ) составил 184 %. Совокупный ежемесячный прирост абонентов в январе 2009 года составил 2,4 млн (прирост 1,3 %). В январе 2009 года ежемесячный прирост вырос на 131 % по сравнению с январем 2008 года (прирост 10,1 млн). Распределение российского рынка, по версии J&P, выглядит следующим образом: МТС – 35 %, «ВымпелКом» – 25 %, «МегаФон» – 23 %, другие – 17 %. При этом в январе 2009 года первое место по приросту абонентской базы в общероссийском масштабе за 12 месяцев поделили между собой «МегаФон» и МТС (по 7,5 млн абонентов), тогда как до сентября 2008 года лидерство удерживал МТС, а на протяжении всего четвертого квартала 2008 года первенствовал «МегаФон». В Московской лицензионной зоне первые позиции в приросте абонентской базы за 12 месяцев с мая 2007 года удерживал МТС, в то время как по итогам января 2009 года лидером стал «ВымпелКом» (прирост 1,6 млн). По итогам декабря в 12-месячном приросте абонентской базы МТС на МЛЗ приходится 21 % общероссийского прироста абонентской базы оператора, тогда как аналогичный показатель для России в целом составляет 15 %.

Если смотреть на данные Advanced Communications & Media Consulting, что касается чистого прироста абонентской базы по России, то ситуация в январе 2009 года также несколько отличается от той, что сложилась в конце 2008 года – лидирующую позицию с 65,9 % занял «ВымпелКом», потеснивший МТС. Напомним, что в декабре прошедшего года чистый прирост абонентской базы «ВымпелКома» составлял 30,9 %, т. е. более чем в два раза ниже текущих показателей. Доля МТС, по данным на декабрь 2008 года, составляла 38,7 %. В январе у оператора – отрицательные показатели прироста. На втором месте в январе 2009 года обосновался «МегаФон» с 17,7 %, показавший положительный прирост абонентской базы на 4,4 % по сравнению с декабрем. На долю остальных игроков в первом месяце этого года пришлось 16,4 % – снижение на 0,2 %.

Несмотря на отрицательные показатели по чистому приросту, МТС продолжает оставаться лидером по числу подключенных по России абонентов. В январе 2009 года абонентская база оператора включила 64,488 млн человек, хотя без потерь не обошлось – снижение числа абонентов за месяц составило 140 тыс. На втором месте – «ВымпелКом» с количеством абонентов, равным 48,355 млн (прирост 629 тыс. человек за месяц). Число абонентов «МегаФон» по России к концу января 2009 года составило 43,471 млн (прирост 182 тыс.). Таким образом, рынок России в конце 2008 года оказался поделен между операторами в следующей пропорции: МТС – 34,2 %, «ВымпелКом» – 25,6 %, «МегаФон» – 23 %. Доля остальных операторов осталась на уровне предыдущих месяцев и составила 17,2 %.

Если говорить о совокупной абонентской базе сотовых операторов в Москве и Петербурге, на конец января 2009 года ее объем составил 31,787 млн и 10,634 млн соответственно. При этом увеличение по сравнению с декабрем 2008 года в Москве составило 347 тыс., а в Петербурге – 75 тыс. Показатели более чем в два раза ниже декабрьских – в Петербурге на конец 2008 года увеличение абонентской базы составляло 223 тыс. – это максимальные показатели за последние месяцы. В целом прирост совокупной абонентской базы в течение осени 2008 года варьировался от 100 до 40 тыс.: в ноябре прирост составил 104 тыс. по сравнению с октябрем, а в октябре – всего 37 тыс.

Данные аналитического агентства AC & M Consulting по чистому притоку абонентов отдельных операторов в Петербурге в целом повторяют показатели за предыдущий месяц: с внушительным отрывом лидирует МТС – доля оператора в общем приросте на конец января 2009 года составила 65, 9 % (прирост на 12,8 %). На втором месте традиционно находится «ВымпелКом» с 20,1 % – на 4 % ниже показателей за декабрь 2008 года (24,1 %). Третью позицию занимает «МегаФон» с 6,6 % чистого притока абонентов. При этом в декабре 2008 года «МегаФон» имел нулевые показатели. На четвертом месте в прошлом месяце обосновался Tele2 с 4,4 % – это существенное снижение по сравнению с показателями на конец 2008 года – тогда оператор имел 17,8 %. Замыкает список «Скай Линк», получивший 3 %, – оператор снизил показатели на 2 % по сравнению с предыдущим месяцем – 5 %.

В результате доли петербургского рынка сотовой связи по итогам января 2009 года распределились так: «МегаФон» занимает 33,2 % (снижение доли по сравнению с декабрем 2008 года на 0,2 %), МТС – 31,2 % (повышение на 0,4 %), «Билайн» – 19,7 % (повышение на 0,1 %), Tele2 – 13,8 % (показатели без изменений), «Скай Линк» – 2,1 % (снижение на 0,3 %).

В январе 2009 года общее количество контрактов сотовых операторов, реализованное дилерами в Петербурге и Ленинградской области (то есть без учета оттока абонентов), по данным spbIT.ru, составило 120 тыс. Показатель ниже декабрьского на 50 тыс. – на конец 2008 года число проданных SIM-карт находилось на отметке 177 тыс. По отдельным игрокам: в лидеры на этот раз вырвался «Билайн» – в течение января оператор продал 56 тыс. стартовых контрактов; на втором месте – МТС с 40 тыс.; как и в прошлом месяце, результаты «МегаФон» значительно ниже – через дилеров оператору удалось реализовать лишь 13 тыс. SIM-карт; традиционно на четвертом – Tele2 с показателем 9,5 тыс.; замыкает пятерку «Скай Линк» – 2,3 тыс. реализованных стартовых пакетов.

Что касается маркетинговой активности игроков рынка сотовой связи Петербурга, то в январе операторы традиционно скупы на акции и бонусы, не говоря уже о новых тарифных предложениях.

Тем не менее сотовый оператор МТС в течение первых недель нового, 2009 года также предпринимал шаги, направленные на привлечение покупателей к оборудованию для мобильного Интернета, а именно для линейки USB-модемов. В первых числах января оператор запустил акцию «3G-Модем за 990 рублей». Что касается других инициатив МТС, оператор запустил акцию «Тройной бонус», по условиям которой зарегистрированные абоненты получают тройной бонус: 300 минут исходящих внутрисетевых вызовов «домашнего» региона, 300 SMS-сообщений абонентам любых сотовых операторов «домашнего» региона, а также бесплатное подключение услуги GOOD’OK. В конце месяца МТС запустил также акцию для корпоративных абонентов, в рамках которой клиентам, только подключившимся на корпоративные тарифы, оператор предложил выбрать один бонус из трех предложенных. Как поясняют в МТС, бонусные сервисы позволят клиентам бесплатно оценить качество услуг оператора (см. новость раздела МТС от 28 января 2009 г.).

В первой декаде января «Билайн» запустил в Петербурге новый «коробочный» продукт «Офис за 5 минут», ориентированный на корпоративных клиентов и позволяющий организовать коллективный доступ в сеть Интернет с возможностью совершать телефонные вызовы. Комплект включает 3G-шлюз Huawei E960 и специальные тарифные планы, рассчитанные на передачу данных. Стоимость роутера составляет 8,7 тыс. рублей (см. новость раздела «Мобильная связь» от 19 января 2009 г.).

У «МегаФона Северо-Запад» в течение января стартовали несколько акций, адресованных различным категориям абонентов, включая и интернет-пользователей. Для последних оператор продлил сроки акции «Год Интернета в подарок». Кроме того, «МегаФон» запустил опцию «Экономичный роуминг». В ее рамках абоненты, пребывающие за пределами РФ, могут сэкономить до 35 % расходов на мобильную связь. Также оператор  снизил стоимость всех вызовов внутри «домашнего» региона на тарифе «Смешарики» – она составляет теперь 0,9 рубля за минуту разговора (см. новость раздела «Мобильная связь» от 19 января 2009 г.).

К концу января 2009 года «Скай Линк» запустил продажи нового EV-DO-модема от производителя Xi Networks, особенностью которого является то, что решение ориентировано на разнопрофильные розничные сети. Пока модем можно приобрести лишь в офисах «Скай Линк» в Петербурге и Москве. Однако в скором времени реализация продукта стартует через альтернативные каналы. Модем Xi Networks Airplus MCD-650 стал 41-м решением в линейке «Скай Линк» (см. новость раздела «Скай Линк» от 23 января 2009 г.).

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом, МТС, 3G, МегаФон, сотовые операторы, мобильные операторы, сотовые абоненты, СкайЛинк, Tele2, сотовая связь