«вКонтакте» разрубил «пиров» узел

По данным spbIT.ru, одна из крупнейших социальных сетей России, «вКонтакте» (vkontakte.ru), чья техническая инфраструктура располагается в Петербурге, в одностороннем порядке разорвала пиринговые отношения со всеми подключенными операторами. На такой шаг сеть вынуждена была пойти из-за давления поставщиков внешнего трафика, в первую очередь «Голден Телеком» («Билайн Бизнес»), которые стали нести финансовые потери из-за ухода клиентского трафика как со стороны пиринговых партнеров «вКонтакте», так и со стороны других провайдеров, подключенных к последним.
Как рассказал корреспонденту spbIT.ru на условиях анонимности один из наблюдателей рынка Петербурга, 6 мая 2009 года петербургские операторы, которые заключили в свое время пиринговые соглашения с «вКонтакте», получили письмо, которое оповещало об отключении стыков с площадками социальной сети «по техническим причинам». К вечеру того же дня данное отключение было осуществлено.

В данном списке находится семь операторов. Напомним, что одним из первых пиринговых партнеров «вКонтакте» еще в прошлом году стал Oyster Telecom («Объединенные сети»), один из последних о заключении пирингового соглашения сообщил «Северен-Телеком» (см. новость раздела «Пиринг» от 8 апреля 2009 г.). Кроме того, в числе тех, кто находился в пиринге с «вКонтакте» – «Элтел», RUNNet, «Амстердам Телеком», «Электрон Телеком». Кроме того, подключаться к «вКонтакте» на условиях обмена трафиком планировали еще ряд игроков телекоммуникационного рынка Петербурга.

Интерес со стороны последних вполне понятен – «вКонтакте» является одним из самых мощных генераторов трафика в Рунете, который в общем трафике оператора может занимать до 10 % (в зависимости от специфики его работы). При этом основной интерес такое сотрудничество представляет для операторов домашних сетей либо для поставщиков трафика для последних. В общем, так и произошло, в частности, из перечисленных компаний большая часть – это провайдеры, работающие в частном сегменте. Что касается Oyster Telecom, «Северен-Телеком», RUNNet, то все они достаточно активно работают на рынке магистрального трафика для домашних операторов. В частности, «Северен-Телеком» помимо проекта «Северен-Хоум», объединяющего сети «Цифра» и «Озерки.нет», обслуживает еще порядка десяти домашних провайдеров. Интересно, что, например, провайдер домашних сетей «Невалинк» вывел отдельное предложение для своих частных абонентов – это доступ к «вКонтакте» на максимальной скорости Ethernet-соединения, плюс доступ к социальной сети при нулевом балансе (хотя компания не состояла в указанном пиринге).

Со своей стороны «вКонтакте» активно привлекал пиринговых партнеров для развития своего дата-центра (компании «Технодом», по слухам – одна из многочисленных «дочек» «вКонтакте», по другой версии – эта площадка входит в «Селектел»). По некоторым данным, «Технодом» достаточно недорого предоставлял в аренду стойки (около 10-15 тыс. рублей для операторов и около 40-50 тыс. – для контент-провайдеров с энергопотреблением до 2 и 5 кВатт на стойку соответственно), однако для активного развития услуг телехаусинга необходимо присутствие достаточно большого количества операторов, – чтобы в своем присутствии на площадке были заинтересованы и другие игроки.

Такая политика, похоже, и сослужила свою службу. Дело в том, что основной причиной для отключения пиринговых партнеров, как пояснили сразу в нескольких источниках, стала позиция поставщиков внешнего трафика – это в первую очередь «Голден Телеком», сейчас работающий под маркой «Билайн Бизнес» (кроме того, магистральные услуги для «вКонтакте» предоставляет и «Комстар-ОТС»). Дело в том, что оба эти игрока предоставляют свои услуги для «вКонтакте» по сниженным ценам – по некоторым оценкам, по 30 -40 % от их реальной стоимости. При этом для «Голден Телеком» «вКонтакте», наравне с Mail.ru, стал одним из конкурентных преимуществ на магистральном рынке. Для «Комстар-ОТС», который работает на петербургском рынке с прошлого года, контракт с «вКонтакте» является имиджевым. Напомним, что социальная сеть стала одним из крупных заказчиков для оператора – в прошлом году для обоих дата-центров «вКонтакте» «Комстар-ОТС» предоставил каналы емкостью на базе своей оптической сети по 10 Гбит/с для каждого, а также еще один канал между дата-центрами с той же скоростью доступа.

Однако, после того как у «вКонтакте» стали появляться пиринговые партнеры, у петербургских «Голден Телекома» и «Комстара-ОТС» стал снижаться клиентский трафик от местных операторов (напомним, что «Голден Телеком» традиционно играет на этом рынке, а «Комстар-ОТС» достаточно активно развился здесь за вторую половину 2008 года – начало 2009 года). Таким образом, помимо того что эти операторы и так теряли на услугах для «вКонтакте», они стали терять и на обычных коммерческих клиентах.

При этом, как описали ситуацию местные наблюдатели, инициатором разрыва пиринговых отношений стал именно «Голден Телеком», «Комстар-ОТС» выражал недовольство, но в целом придерживался нейтральной позиции. После ряда переговоров с «Голден Телеком» «вКонтакте» пошел на разрыв существующих пиринговых соглашений.

И как, например, отмечает генеральный директор компании TiERA (она также развивает пиринговый проект WideIX) Валерий Стрельцов, в принципе такой поворот ситуации закономерен и при этом вряд ли ее можно считать завершенной: «Интерес к пирингу у «вКонтакте», думаю, останется. Поэтому сеть скорее всего будет искать новые механизмы взаимодействия».

Правда, как отмечают некоторые эксперты, найти альтернативу будет не так легко – при нынешних объемах трафика, который генерирует «вКонтакте» (более 50 Гбит/с), «справиться» с ним можно будет при объединенных усилиях других операторов – хотя сейчас как канальные провайдеры интерес к «вКонтакте» в частных разговорах декларировали RUNNet и ReTN, в одиночку они не «потянут» такие объемы. Такая консолидация, как отметил представитель одного из крупных домашних провайдеров Петербурга, была бы интересна: «По большому счету, многим операторам, которые включены в «Голден Телеком», будет выгодно получать «вКонтакте» откуда угодно, т. к. трафик «Голдена» по определению дороже любого другого – а доля «Комстара» пока здесь невелика».

Еще одним вариантом выхода из сложившейся ситуации, как отмечает гендиректор компании «ИЛКА Интернет» Александр Третьяков, могла бы стать организация платного пиринга. «Таким образом и желающие получили бы доступ, и канальный оператор не остался бы внакладе. Тем более раз операторы уже находятся на площадке или вели переговоры о присутствии там», – резюмирует он.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: Интернет-провайдеры, доступ в Интернет, пиринговые сети, центр обработки данных, сети передачи данных, ВКонтакте, операторы Петербурга, социальные сети