Генеральная перестановка. «Вэб Плас» сменил руководство

Вчера, 8 июня 2009 года, должность генерального директора компании «Вэб Плас» покинул ее бессменный руководитель на протяжении последних 10 лет Андрей Ширенко, уступивший это место своему бывшему заму Алексею Горбунову. Смена руководителя компании вновь подняла вопрос об ее продаже, слухи о чем муссируются уже больше года. Сам же Андрей Ширенко объясняет свой уход тем, что выполнил свои обязательства перед компанией, в частности, реализовал антикризисную программу и вывел компанию на более высокую рентабельность. Что касается перспектив развития «Вэб Плас», то представители отрасли считают, что будущее оператора зависит от дальнейших инвестиций. Поэтому аналитики не исключают продажу «Вэб Плас» и одним из наиболее вероятных покупателей называют «Северо-Западный Телеком».
ЗАО «Вэб Плас» было основано летом 1996 года. Его учредителем стали Complus Holding (70 %) и петербургский телекоммуникационный холдинг «Телекоминвест», который к 2000 году стал 100-процентным владельцем оператора – и он до сих пор является акционером провайдера. Последний к моменту появления в своем активе «интернет-дочки» уже инвестировал в ряд проектов в области связи, в частности, в сотового оператора «Северо-Западный GSM» (сейчас Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон»), пейджинговую компанию «НЕДА-пейджинг», «Нева-Лайн», который занимался ранее в основном передачей данных (сейчас является 100-процентной «дочкой» МТТ), «Санкт-Петербургские Таксофоны», «ПетерСтар» и т. д. Сейчас практически все телекоммуникационные активы «Телекоминвеста» распроданы, фактически единственным исключением остается «Вэб Плас».

«Вэб Плас» первым на российском рынке начал предоставлять услуги доступа в Интернет по технологии ADSL, и в Санкт-Петербурге долгое время сохранял лидирующие позиции. Однако ОАО «Северо-Западный Телеком», в 2006 году запустивший проект «Авангард», со временем значительно потеснил «Вэб Плас». На конец 2008 года абонентская база «Вэб Плас» превышала 42 тыс. пользователей. Кроме того, провайдер на данный момент, помимо технологии ADSL, развивает и домашние сети. Его доля на этом рынке составляет 2 % на конец прошлого года (см. обзор раздела «Провайдеры Петербурга» от 30 декабря 2008 г.).

До вчерашнего дня, 8 июня 2009 года, пост генерального директора ЗАО «Вэб Плас» занимал Андрей Ширенко, возглавляющий компанию с 1998 года. Андрей Анатольевич Ширенко родился 30 марта 1969 года в Ленинграде. В 1994 году окончил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ) по специальности «инженер-системотехник». Прошел обучение в Международном банковском институте по программе «Антикризисное управление». До «Вэб Плас» работал региональным менеджером по продажам в ЗАО «ПетерСтар» с 1995 года.

Андрея Ширенко сменил его бывший заместитель Алексей Горбунов, работающий в компании с апреля 2004 года и начавший свою карьеру с начальника отдела продаж. В августе того же года он был назначен на должность коммерческого директора ЗАО «Вэб Плас», а с ноября 2005 года занял пост заместителя генерального директора компании. Горбунов Алексей Владимирович родился 22 февраля 1975 года в городе Пскове. В 1997 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СПГУЭиФ) по специальности «маркетинг». В 2000 году защитил диссертацию на кафедре маркетинга СПГУЭиФ. Трудовую деятельность начал в 1997 году в ЗАО «ПетерCтар». В период с 2002 по 2003 год занимал должности директора по продажам ЗАО «Санкт-Петербургская Международная» и заместителя коммерческого директора по развитию специальных проектов ЗАО «Петербург Транзит Телеком». Является кандидатом экономических наук.

Сам Андрей Ширенко сообщил корреспонденту spbIT.ru, что его уход связан с завершением реализации антикризисной программы, которая включала вывод компании на окупаемость, программу реструктуризации и оптимизации бизнеса (включая сокращение численности персонала, пересмотр отдельных бизнес-направлений), а также проведением работы по реструктуризации долгов оператора. При этом бывший гендиректор остается в составе совета директоров компании. С будущим местом работы г-н Ширенко пока не определился и на данный момент находится в отпуске.

Как прокомментировал данное событие генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин, новое назначение не является удивительным. «Алексей Горбунов в значительной степени занимался операционной деятельностью, а Андрей Ширенко – решением стратегических вопросов. Так что просто было узаконено de jure то, что de facto и так было», – говорит г-н Брюквин. Что касается нынешнего положения «Вэб Плас» на петербургском рынке ШПД, то за последнее время, по замечанию аналитика, доля оператора выросла, но не радикально.

Как уже говорилось, «Вэб Плас» в свое время был лидером рынка, но постепенно его оттеснили многие игроки. Юрий Брюквин считает, что причиной этого стало то, что акционер не развивал сеть оператора. У компании изначально не было своей сети, что необходимо для активного развития, ресурсы арендовались у операторов, входящих в «Телекоминвест» (в частности, транспортную сеть – у «Петербург Транзит Телеком»). Однако после их продажи оказалось, что компания арендует инфраструктуру у своих конкурентов. «ПетерСтар», «Северо-Западный Телеком» (в который вошел ПТТ) начали сами выходить на рынок ADSL-доступа. После этого «Вэб Плас» решился на строительство собственной инфраструктуры. Однако это требовало больших ресурсов. «Компания стала заложником ситуации, в которую ее загнали акционеры», – резюмирует г-н Брюквин.

Дальнейшие перспективы компании зависят от инвестиций в ее развитие, считают представители отрасли. «Я не могу комментировать вопросы продажи бизнеса, но могу отметить, что «Вэб Плас» имеет большой потенциал и его можно реализовать в случае грамотных инвестиций», – говорит Андрей Ширенко. Так же считает и Юрий Брюквин. При этом аналитик отмечает, что будущее компании может быть связано с продажей: «Технологически «Вэб Плас» тяготеет к СЗТ. Может быть, именно СЗТ и приобретет провайдера, потому что самому ему строиться будет нелегко». Также г-н Брюквин отмечает, что «Вэб Плас» имеет наработанную клиентскую базу, в том числе и среди юридических лиц, и в целом является достаточно крупным оператором второго эшелона.

Напомним, что слухи о продаже «Вэб Плас» ходили еще несколько лет назад. Например, в начале 2007 года появилась информация о попытке продажи компании «Северо-Западному Телекому» (см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 22 января 2007 г.). В прошлом году слухи возобновились, и достоверно известно, что предложение, например, поступало в «Старт Телеком». Однако официальных комментариев «Телекоминвест» по этому вопросу пока не давал.

Что касается развития «Вэб Плас» в последнее время, то здесь можно назвать ряд инициатив оператора в области укрепления позиций на рынке частных пользователей. Так, в 2007 году провайдер начал строительство сети по технологии FTTH («оптика в дом») и развитие собственных домашних сетей. Развитие данного направления было сопряжено с продажей в начале 2008 года непрофильного актива – ЗАО «Телепорт Санкт-Петербург», которое «Вэб Плас» приобрел в 2005 году с целью усилить свои позиции в сегменте бизнес-телефонии (см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 14 февраля 2008 г.).

Также провайдером в последнее время был сделан ряд шагов в области маркетинга и развития услуг. В частности, в прошлом году была запущена бонусная программа Bonus Box, в рамках которой абонентам сети «Вэб Плас» начисляются баллы, которые обмениваются на определенные подарки. Что касается новых услуг, то корпоративным клиентам еще достаточно давно была предложена услуга «Умные сети» на базе технологии ADSL, позволяющая объединить офисы или филиалы компании в единую сеть. Также можно отметить периодическое проведение различных акций (см., например, новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 5 декабря 2008 г.) и запуск новых тарифов как для абонентов домашних сетей, так и подключенных по технологии ADSL. Среди последних инициатив можно назвать введение специальных летних тарифных планов (см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 1 июня 2009 г.).

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Кадры

Ключевые слова: Интернет-провайдеры, маркетинг, доступ в Интернет, широкополосный доступ, финансы, акция, Вэб Плас, кадры, провайдеры Петербурга, рентабельность