Мариинский в стиле ИТ

Мариинский театр формирует целостную стратегию, сочетающую в комплексе современный подход к маркетинговым коммуникациям, использование новейших ИТ и аппаратных средств последнего поколения, только начинающих входить в широкое пользование. Об этом рассказали на пресс-конференции, прошедшей вчера, 16 июня 2009 года, в Концертном зале Мариинского театра, художественный руководитель и директор театра Валерий Гергиев, президент Microsoft в России Николай Прянишников и руководитель проекта «Экономическое развитие Санкт-Петербурга» Мирового Банка Реконструкции и Развития Татьяна Шадрунова.

Частями новой стратегии являются сайт медиавещания театра, созданный совместно с компанией Microsoft, автоматизированная система управления спектаклями (АСУС), созданная при поддержке МБРР, новая студия звукозаписи Концертного зала Мариинского театра, показ спектаклей и концертов в кинотеатрах России.

Медиасайт Мариинского театра, разработанный сразу на русском и английском языках, представляет собой многоканальное телевидение в сети Интернет, где в прямой трансляции или по запросу пользователь сможет познакомиться со спектаклями и концертами, анонсами премьер, портретами звёзд, личными обращениями Валерия Гергиева и другими материалами, посвящёнными прошлому и настоящему театра. Как отметил Валерий Гергиев, на сайт будут выложены не целые постановки, а только самые интересные отрывки, призванные заинтересовать пользователей ресурса, привлечь в театр новых зрителей.

Валерий Гергиев
Валерий Гергиев

Как рассказал заместитель начальника отдела информационных технологий Мариинского театра Евгений Барбашин, сайт медиавещания для театра разработан на средства компании Microsoft – театр только предоставил свой сервер для размещения проекта на время опытной эксплуатации с тем, чтобы в дальнейшем определить более детально требования к хостингу. Корпорация Microsoft самостоятельно выбрала партнеров для реализации проекта, в итоге компания Digital Design выступила генеральным подрядчиком. Сайт Мариинского театра создан на платформе MS IIS7 с дополнением для поддержки Smooth Streaming, Silverlight, при разработке и подготовке материала используются средства из пакета Expression Studio.

«Мы проанализировали основные доступные сейчас технологии, и нас привлекли возможности SmoothStreaming: динамическая адаптация качества видео к доступной ширине полосы пропускания канала, отсутствие буферизации, легкость прохода через файрволы и прокси-серверы как для роликов, предоставляемых пользователю по запросу, так и для живых трансляций. Аналогичная технология использовалась при трансляции инаугурации президента Барака Обамы и матчей последнего турнира Roland Garos. Мы думали также о вариантах на базе кодеков Quicktime и h.264, которые обеспечивают более высокое качество картинки, но не предоставляют возможности адаптации потока «на лету». Уже в процессе разработки нам стало известно, что ближе к концу года Microsoft планирует выпустить новую версию Silverlight 3 с поддержкой кодека h.264, и мы надеемся, что у нас будет возможность использовать его в нашем проекте в дальнейшем. Первые контакты с Microsoft состоялись в феврале 2009 года, требования к сайту были сформулированы, и работа началась в марте 2009 года, а уже 28 мая 2009 года сайт был представлен на утверждение художественному руководителю и директору театра Валерию Гергиеву. Сейчас, в июне, мы открываем сайт для пользователей в режиме бета-версии, а в полной мере все его возможности планируется реализовать к открытию следующего сезона в Мариинском театре – в сентябре-октябре 2009 года», – прокомментировал г-н Барбашин.


Ещё один важный проект – АСУС – позволяет сделать более простым и чётким планирование репетиционного процесса, текущего и долгосрочного репертуара театра, который задействует разнообразные ресурсы, множество творческих и производственных подразделений. Решение подобных задач стало возможным с помощью единой базы данных, которая аккумулирует и обрабатывает полную информацию о постановках, репертуарных планах, индивидуальных графиках занятости сотрудников всех цехов. Благодаря использованию такой системы снижается вероятность ошибки в планировании спектаклей, что, учитывая огромное количество выступлений и ежегодные гастроли более чем в 26 странах мира, достаточно актуально для Мариинского театра. Любой сотрудник театра может с удалённого компьютера зайти в систему через Интернет под своим именем и уточнить свой график на любой период, руководство театра может получать всевозможные отчёты о занятости артистов, расписании спектаклей и т. д.

Проект АСУС создан на платформе MS SQL Server 2005, MS NET Framework 3.5. Театром были сформулированы общие требования к системе, проведено детальное обследование предметной области, в подготовке задания на конкурс участвовали независимые эксперты, привлеченные МБРР. В итоге были получены различные конкурсные предложения, однако именно предложения на базе технологий Microsoft оказались наиболее конкурентоспособными с точки зрения полноты реализации затребованных функций при минимальной цене предложения. Как отметил Евгений Барбашин, стоимость решений на базе ERP-систем или продуктов с открытым кодом оказалась существенно выше из-за более высокой стоимости разработки и поддержки приложений на базе таких систем. МБРР провел тендер, победителем которого стала компания Digital Design. Поставку оборудования (сервер и дополнительные рабочие станции – производства Aquarius) выполняло ЗАО «Би-Эй-Си», выбранное в результате проведения театром запроса котировок. Итоги конкурса для поиска компании-разработчика были подведены МБРР в конце 2007 г., работы заняли большую часть 2008 г., первая версия в театре появилась в июне-июле того же года, система была введена в эксплуатацию в декабре, а сейчас продолжается процесс насыщения системы информацией, прорабатываются направления дальнейшего развития функциональности.

В обоих случаях разработка и тестирование происходило на мощностях исполнителей. Ознакомившись с первыми рабочими вариантами проектов, театр предоставлял свои серверы для развертывания опытных площадок. После всестороннего тестирования и изучения основных аспектов эксплуатации систем ИТ-специалистами театра, принималось решение о начале опытной эксплуатации системы. После этого проводилось обучение пользователей и работы по наполнению систем контентом.

Поддержку на местах во внедрённых проектах осуществляет отдел информационных технологий Мариинского театра, а в случае обнаружения ошибок в системах к решению проблем подключаются разработчики. Для системы АСУС в театре выделены специалисты для администрирования базы данных, создания отчетов, внесения небольших изменений в экранные формы и подобных работ. Параллельно определяется перечень задач для разработки новой функциональности в следующих версиях системы. Для сайта медиавещания основная нагрузка лежит на главном редакторе и главном инженере медиавещания, которые осуществляют весь комплекс работ от планирования и съемки сюжетов до их монтажа, обработки и размещения на сайте.

Как отметил Николай Прянишников, внедрённая система является первой подобной системой управления в культурных учреждениях России и, благодаря использованию новейших технологий, одной из первых в мире. По словам Валерия Гергиева, проекты начнут окупаться не раньше чем через 2-3 года. «Финансирование сейчас не главный вопрос для нас. Мы работаем не в коммерческой сфере, а, скорее, в сфере образования и просвещения. К тому же без этих новых возможностей нам нечего было бы делать среди ведущих театров мира», – резюмировал директор театра.

Рубрики: Интеграция, Оборудование, ПО

Ключевые слова: программное обеспечение, интеграция, системная интеграция, бизнес-решение, информационные технологии, информационные системы, автоматизация, программы автоматизации, Microsoft, Майкрософт, внедрение, портальные решения