TNS дала свою оценку. Сотового рынка Петербурга

В течение последних нескольких дней spbIT.ru опубликовал две версии итогов развития рынка сотовой связи Петербурга от аналитических агентств RusTele.com («Рустелеком») и AC&M Consulting. В настоящем материале предлагаются результаты исследования международной группы TNS, которая, как и «Рустелеком», использует метод опроса респондентов. Можно отметить, что показатели двух компаний во многом похожи. Например, проникновение сотовой связи в Петербурге составляет немногим меньше 90 %, в то время как у AC&M Consulting (которое предоставляет данные на основе активных SIM-карт) этот показатель в два раза больше. Эксперты рынка уверены, что точного результата не может предоставить ни одно аналитическое агентство – а оба подхода позволяют дать только очень грубые оценки долей операторов.

Отметим, международная исследовательская группа TNS не проводит специализированных исследований телеком-рынка. Проект TNS называется Marketing Index, он представляет собой исследование потребительского поведения россиян во многих сегментах, в том числе и в сегменте сотовой связи. Данные Marketing Index формируются посредством опроса жителей Москвы и Петербурга, достигших шестнадцатилетнего возраста. Используемый метод – анкета, которую респонденты заполняют самостоятельно. В опросе учавствуют только лица, постоянно проживающие в городе. На текущий момент доступно исследование TNS за первое полугодие 2009 года. Ниже приведены показатели Marketing Index, имеющие отношение к рынку сотовой связи Петербурга. Выборка респондентов, ответивших на вопросы по использованию сотовой связи, старше шестнадцати лет в Петербурге за первое полугодие 2009 года составила 593 человека.

Согласно данным TNS, в Северной столице услугами сотовых операторов пользуются порядка 3,5 млн человек, или 85,6 %. Почти половина опрошенных – 47,6 %, или 1,9 млн человек – пользуются услугами своего сотового оператора более трех лет. 12,3 % опрошенных, верны своему оператору менее года. 1 %, или 41 тыс. петербуржцев, начали пользоваться услугами оператора, клиентами которого являются сейчас в течение последнего месяца (июль). При выборе сотового оператора, петербургские абоненты руководствуются в первую очередь качеством связи оператора (41,1 %), условиями тарифных планов (33,4 %), зонами обслуживания и роумингом (30 %), удобством оплаты счетов за мобильную связь (29,6 %) и предоставляемыми сервисом и поддержкой (18,9 %).

Наиболее популярной дополнительной услугой в сетях сотовых операторов остается сервис отправки SMS-сообщений – им пользуются больше половины населения Петербурга старше 16 лет – 2,3 млн, или 57,5 %. Второе место в рейтинге занимает сервис отправки MMS-сообщений – он востребован у 15 % петербуржцев, или 604 тыс. человек. Услуга мобильного доступа в Интернет пока не так популярна, как классические допсервисы сотовой связи. Наиболее активно абоненты передачи данных потребляют GPRS-трафик – им пользуются 10 % жителей Северной столицы, или 400 тыс. человек. Пользователями WAP-интернета являются 5,8 % абонентов, или 231 тыс. человек. Мобильный Интернет в сетях 3G – прерогатива немногих – услугу используют лишь 2,7 % абонентов, или 106 тыс. петербуржцев.

Данные по проекту M’Index TNS предоставляет в двух вариантах. В первом случае считаются пользователи услуг сотовой связи за последние полгода. Во втором – пользуются услугами сотовых операторов сейчас. При этом менеджер отдела по работе с клиентами «TNS Россия» Анастасия Корнюшина отмечает, что среди знакомых петербургским абонентам операторов – «МегаФон», МТС, «Билайн», Tele2 и «Скай Линк» – в показателях присутствует сотовый оператор Utel. «Анкета по проекту Marketing Index формируется по основным товарным категориям на все регионы (Москва, Петербург, Россия). Так же и в Петербурге, и в Москве есть люди, которые могут ездить в командировки и быть клиентами оператора Utel и пользоваться его услугами хотя бы один раз за последние полгода. В Петербурге процент людей, пользовавшихся за последние полгода услугами Utel, невелик – 1,7 %», – уточняет Анастасия Корнюшина.

Лидером по количеству «шестимесячных» абонентов является «МегаФон» – предпочтение этому игроку отдали почти 1,8 млн человек, или 44,8 %. На втором месте МТС, услугами которого в течение шести месяцев воспользовались 1,4 млн человек, или 35,4 %. Третью позицию занимает Tele2, который смог привлечь за указанный период 1 млн петербуржцев, или 26 %. Как отмечают в TNS, Tele2 в динамике за последние два года активно растет в использовании, в то время как «Билайн» занимает свои позиции практически без изменений. «Билайн» расположился на четвертом месте с 23,5 %, или 942 тыс. абонентов. Услугами оператора «Скай Линк» за последние полгода воспользовались 110 тыс. абонентов, или 2,8 % жителей города старше 16 лет.

В момент проведения исследования (декабрь 2008 – апрель 2009) услугами сотового оператора «Мегафон» пользовались 1,3 млн петербуржцев, что составляет 31,6 % населения города старше 16 лет. Клиентами МТС является 24,7 % – 990 тыс. петербуржцев. На третьем месте Tele2 с 804 тыс. пользователей, или 20 % населения Петербурга. Услугами оператора «Билайна» пользуется 593 тыс. абонентов, что составляет – 14,8 %. «Скай Линк» охватывает  0,6 % населения с 25 тыс. абонентов.

 Данные TNS по петербургскому рынку сотовой связи интересно сравнить с результатами исследования аналитического агентства «Рустелеком» – оба игрока при формировании отчетов используют метод опроса респондентов, и показатели агентств во многих моментах совпадают. Например, по данным «Рустелеком», уровень проникновения сотовой связи в Петербурге составляет 87 %, а по данным TNS – 85,6 %. Лидером рынка в обоих случаях признан «МегаФон». У «Рустелекома» оператор занимает 31,5 % рынка, у TNS на 0,1 % больше – 31,6 %. МТС, по версии «Рустелекома», владеет 26,2 % рынка, по оценке TNS – 24,7 %. Далее у «Рустелекома» и TNS серьезные разночтения. По версии «Рустелекома», третье место принадлежит «Билайну», у которого 22,1 % рынка. За ним следует Tele2 с 18,4 %. По революционной оценке TNS, лидирует в этой паре Tele2 с 20 % рынка. «Билайн» же владеет 14 % (прим. ред. – данные «Рустелекома», приведенные в тексте, представляют собой итоги развития рынка сотовой связи Петербурга за август 2009 г.) . Мы позволили себе смешать августовские и июльские данные, потому как показатели отличаются друг от друга несущественно, TNS не предоставляет помесячные данные).

Не лишним будет привести результаты исследования аналитического агентства AC&M Consulting, которое использует в качестве показателя для оценки рынка количество SIM-карт, реализованных операторами сотовой связи – в результате, отчеты AC&M Consulting и TNS вместе с «Рустелеком», рисуют довольно разные картины рынка. Согласно исследованию AC&M Consulting, на конец августа 2009 года проникновение сотовой связи в Петербурге составляет 184,4 %. По числу абонентов лидирует «МегаФон», занимающий 32,7 % рынка, МТС занимает 31,9 % рынка. На долю «Билайна» в августе приходится 18,1 % рынка. На четвертом месте Tele2 с 15,3 %. У «Скай Линка» – 2 % рынка (см. новость раздела «Сотовая связь» от 19 сентября 2009 г.).

Аналитики называют разницу между показателями исследований AC&M Consulting и TNS с «Рустелекомом» закономерной. «TNS (как и «Рустелеком») опрашивает пользователей сотовой связи, а AC&M Consulting оперирует данными, предоставляемыми операторами сотовой связи. Не секрет, что операторы продолжают «гонку за новыми подключениями», используя весь доступный маркетинговый инструментарий, включая элементарную раздачу SIM-карт. Все это приводит к росту подключений, но многие из них в итоге попадают в категорию «мертвых душ», – говорит директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J&P Consulting Сергей Савин.

Как отмечает аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова, показатели TNS следует рассматривать как оценку потребительского поведения, в то время как отчеты AC&M Consulting представляют собой более точные данные, основанные на проданных операторами SIM-картах. «Однако стоит учитывать, что TNS, с учетом возможной погрешности, учитывает поведение потребителей здесь и сейчас, в то время как данные по используемым SIM-картам обновляются, как правило, с определенной задержкой (например, абонент не пользуется услугами в течение квартала)», – сообщила Татьяна Менькова.

Эксперты сходятся во мнении, что ни одно исследование не дает точного результата – оба подхода (опрос горожан и учет SIM-карт) позволяют дать только очень грубые оценки долей операторов. «Оценить реальный объем рынка и доли отдельных компаний в денежном исчислении (что и было бы правильно) по результатам этих исследований не представляется возможным до тех пор, пока неизвестен хотя бы показатель ARPU для каждой из компаний-операторов. По методике обоих исследований может быть задано много вопросов, например, учитываются ли при опросе абоненты, имеющие SIM-карты разных операторов? По отношению к какой базе рассчитывается процент проникновения мобильной связи через количество SIM-карт: к числу жителей города и области, к числу жителей региона и приезжих? – комментирует исполнительный директор консалтинговой компании «Решение» Владимир Сократилин, – Вывод из этих исследований таков: чтобы игрокам рынка иметь хорошую аналитику, надо открыто сообщать о результатах своей деятельности. Все эти «коммерческие тайны», которые на самом деле являются секретом Полишинеля, только затрудняют правильную оценку рынка самими компаниями-операторами».

Напомним, что в рамках исследования «Рустелеком» (см. новость раздела «Мобильная связь» от 17 сентября 2009 г.) были приведены данные по лояльности абонентов, согласно которым самые лояльные пользователи у «МегаФона», а больше всего абонентов, готовых уйти к другому оператору, если предложение будет более выгодным, у Tele2 и «Билайна». Как отметил Владимир Сократилин, в рамках отчета была допущена полная подмена понятий. «Никаких условий, к которым абоненты могли бы быть лояльны, компании-операторы не создали. Большинство абонентов, по-видимому, удерживает от смены оператора нежелание изменять номер, который они сообщили своим знакомым, партнерам, и т. п. Поэтому и получается, что наиболее «лояльные» абоненты у «Мегафона» (который дольше всех из всей четверки на рынке Петербурга). На втором месте – абоненты пришедшей второй МТС. Вот когда станет возможным переходить к другому оператору со своим номером, мы и увидим, к кому более лояльны абоненты. Скорее всего окажется, что о лояльности говорить не придется вообще», – резюмирует Владимир Сократилин.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: сотовые абоненты, Билайн Петербург, МегаФон Петербург, МТС Петербург, СкайЛинк Петербург