МТТ хочет встать на широкую полосу. Компания претендует на 10% рынка ШПДИ

В конце прошлой недели генеральный директор ОАО "Межрегиональный Транзит Телеком" (МТТ) Элдар Разроев заявил, что компания сконцентрируется на усилении своих позиций в сегменте широкополосного доступа в Интернет (ШПДИ). Достичь намеченного оператор планирует в том числе и за счет приобретения небольших региональных провайдеров или партнерства с ними. Правда, аналитики мало верят в успех этой стратегии.

По оценкам МТТ, в ближайшие 2-3 года рынок ШПДИ для физических лиц будет расти на 15-20% в год. Поэтому именно этот сегмент компания считает наиболее перспективным и собирается занять в нем не менее 10%. Продвижение, по словам господина Разроева, будет идти по двум направлениям — через партнерскую программу, а также посредством "возможных сделок по слиянию-поглощению на рынке магистральных каналов и провайдеров "последней мили"".


Напомним, что партнерская программа МТТ для интернет-провайдеров была анонсирована в мае 2009 года. По сути, проект является франшизой. МТТ предоставляет региональному провайдеру бренд, маркетинговую поддержку, магистральный канал, биллинг, платформу IPTV и т. д. Региональный партнер, в свою очередь, осуществляет строительство и техническое обслуживание сети, заключает договоры с абонентами, обеспечивает доставку счетов и справочное обслуживание пользователей. При этом МТТ оказывает услуги от своего имени, а партнер выступает в роли агента, что устраивает далеко не всех операторов. За 5 месяцев работы этой партнерской программы МТТ запустила "в тестовую эксплуатацию" ШПДИ в трех городах — Ижевске, Томске и Ярославле. Общее количество домохозяйств, которые находятся в зоне обслуживания провайдеров-партнеров, как сообщает компания, — "более 20 тыс.". Правда, размер клиентской базы держится в секрете.


Идея скупки провайдеров в регионах, мягко говоря, не нова. В 2006-2009 годах петербургских поставщиков интернет-доступа на предмет покупки изучали "Голден телеком" (ныне "Билайн"), "Комстар — Объединенные телесистемы", "Транстелеком" (ТТК), "Сумма телеком", "Мегафон" и другие крупные телекоммуникационные предприятия. Какие-то переговоры закончились ничем, к петербургскому "Интерзету", например, всерьез приценивались "Комстар-ОТС" и ТТК, какие-то увенчались успехом. В частности, "Сумма телеком" приобрела в Петербурге домашнюю сеть "Цифра" и инфраструктуру Effortel в Ростове-на-Дону. В МТТ, очевидно, считают, что на ниве слияний и поглощений им повезет больше, чем коллегам.


Впрочем, считают аналитики, даже если МТТ и сумеет подыскать подходящие активы для приобретения, это будут весьма рискованные инвестиции. По данным аналитического агентства "Рустелеком", по итогам третьего квартала 2009 года, в России к ШПДИ было подключено свыше 10 млн домохозяйств. Почти 65% рынка контролирует "большая тройка": "Связьинвест", "Комстар-ОТС" и "Билайн". Причем доля лидеров растет. К примеру, в январе-сентябре "Связьинвест" увеличил свою долю на рынке с 38% до 45%. Таким образом, доля малых провайдеров, которые являются потенциальными участниками партнерской программы МТТ, постоянно сокращается, заключает "Рустелеком".


Иван Самойлов

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: Интернет, широкополосный доступ, МТТ