Подключения в октябре: высокое затишье

Октябрь стал последним более или менее спокойным месяцем на сотовом рынке Петербурга перед началом предновогоднего ажиотажа. И хотя уровень маркетинговой активности всех участников рынка находился на высоте, значительно увеличить продажи в октябре по сравнению с предыдущими месяцами не удалось.

По данным аналитического агентства AC&M Consulting, в октябре абонентская база сотовых операторов в России составила 115760 тыс., и проникновение составило 79,7 %. Напомним, что месяц назад эти показатели равнялись 111740 тыс. и 77 % соответственно. Таким образом, по сравнению с сентябрем 2005 г. рост базы пользователей сотовой связью составил более 4 млн, с конца прошло года абонентская база выросла на 41,4 млн, а по сравнению с тем же периодом 2004 г. - на 53,5 млн. Рост проникновения оставил 3 % по сравнению с прошлым месяцем, 29 % по сравнению с декабрем и 37 % по сравнению с октябрем прошлого года.

В двух столицах объем абонентской базы к концу октября составил: 22,026 млн - в Москве, 7,171 млн – в Петербурге (на конец сентября насчитывалось соответственно 21,625 млн и 7,077 млн); а проникновение составило 129,7 % и 113,1 % (при этом в прошлом месяце проникновение сотовой связи находилось на отметке в 127,3 % в Москве и 111,6 % - в Петербурге).

В октябре, по данным агентства, в чистом приросте абонентской базы в Москве и регионах лидировали «Мобильные ТелеСистемы», а «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») был лучшим по этому показателю в Петербурге. Чистый прирост абонентской базы по России распределился таким образом: МТС взяли 37,4 % новых абонентов, «ВымпелКом» - 31,9 %, «МегаФон» получил 15,9 %, а остальные операторы забрали 14,8 %. В результате на конец месяца МТС набрали 54,378 млн абонентов (52,209 млн в сентябре), «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») владел 41,428 млн (40,052 млн в сентябре), ОАО «МегаФон» - 21,634 млн (20,991 млн), и рынок разделился следующим образом: МТС занимали 34,9 % рынка России, «ВымпелКом» находился на втором месте, контролируя 34,3 %, «МегаФон» владел 18,6 %, а остальным операторам досталось 12,2 %.

В Петербурге чистый прирост абонентской базы составил 94 тыс. пользователей, из них «Билайн» получил 41,4 %, МТС – 40,8 %, «Скай Линку» достались 8,4 % абонентов, а ТELE2 – 9,4 %. Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон», по данным агентства, показал в октябре небольшой отрицательный прирост в связи с чисткой абонентской базы. Напомним, что, по данным за сентябрь, имелся примерно 170-тысячный прирост абонентской базы, который распределился среди операторов так: МТС - 43,6 %, Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» получил 20,6 %, «Билайн» - 16,6 %, «Скай Линк» - 3 % абонентов, а ТELE2 - 16,2 %.

По итогам октября рынок Петербурга оказался поделен между операторами так: 38,5 % занимал Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон», 32,9 % находилось у МТС, 20,8 % - у «Билайн», 5,9 % принадлежали ТELE2 и Fora, а 1,9 % - «Скай Линк». Напомним, что в конце сентября 39,2 % находились у Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон», 32,7 % - у МТС, 20,5 % - у «Билайн», 5,9 % - у ТELE2 и Fora, а 1,7 % - у «Скай Линк». Таким образом, 0,7 % рынка перераспределились от «МегаФона» в пользу МТС, «Билайн» и «Скай Линк».

Всего за октябрь в Петербурге дилеры подключили около 247 тыс. новых абонентов. Отметим, что в сентябре этот показатель был выше – примерно 260 тыс. проданных контрактов, а в августе – около 250 тыс. И вновь среди ведущих игроков рынка произошли перестановки. Хотя лидером, как и в прошлом месяце, стала «Евросеть» почти с 50 тыс. проданных стартовых пакетов, в затылок этому дилеру дышит сеть «Ультра», которой удалось подключить более 48 тыс. Следом идет «Цифроград», в салонах которого приобрели контракты операторов примерно 31 тыс. покупателей. На четвертом месте - «Связной» с 29 тыс., а на пятое место вышла сеть «Диксис», продавшая 26,3 тыс. стартовых пакетов. Замыкает список лидеров «Телефорум» с 20,5 тыс. подключений.

Среди тенденций и ключевых событий октября следует упомянуть продолжение маркетинговой активности ТELE2, проводимой с рядом дилеров, а также запуск двумя из трех крупнейших операторов новых тарифных планов.

Дилерские сети в октябре проводили ряд самостоятельных акций и инициатив в партнерстве с операторами. «В октябре у нас продолжалась акция по ТELE2 (она предусматривает 100 рублей в подарок на счет), благодаря которой мы прочно удерживаем лидерство по данному оператору», - отметил директор по маркетингу федеральной сети салонов «Ультра» Дмитрий Карманов. А, например, в сети «Диксис» с 10 октября стартовала акция по продвижению услуг МТС «Джинс за 30 рублей». В рамках акции каждый клиент мог подключиться к семейству тарифов «Джинс» за 30 рублей при условии покупки и активации карты предоплаты номиналом $5.

Но наиболее активно выглядели в октябре сами операторы сотовой связи. Так, с началом октября два сотовых оператора "большой тройки" Петербурга - "МегаФон" и "Билайн" - практически одновременно объявили об изменении стоимости ряда тарифов, а также о вводе нескольких новых, схожих по своей сути предложений (см. выпуск новостей от 3 октября 2005 г.). Это коснулось как Петербурга, так и региональных рынков. Базовые изменения коснулись в первую очередь безлимитных и корпоративных предложений. Так, первым объявление в этой области сделал Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон», который снизил цену на свое базовое безлимитное предложение – тарифный план «Люкс» - в регионах. Теперь абонентская плата на нем, включая как городскую, так и федеральную нумерацию, составляет от $85 до $95 в месяц в зависимости от региона. Кроме этого, с 1 октября для абонентов тарифного плана «Люкс» снижена стоимость исходящих областных и межзональных вызовов, а также вызовов в Москву и Московскую область. Напомним, что тариф «Люкс» позволяет абонентам общаться внутри общероссийской сети «МегаФон» и совершать местные вызовы как на мобильные, так и на городские номера (областного центра) без каких-либо ограничений. Все входящие вызовы не тарифицируются. Еще одним шагом оператора здесь стал ввод c 1 октября услуги «SMS Приоритет» для корпоративных клиентов и абонентов тарифного плана «Люкс». Услуга позволяет отправлять SMS-сообщения в два раза дешевле, чем обычно, – по цене $0,025 (для абонентов Калининграда и Калининградской области – $0,02). Абонплата за использование услуги «SMS Приоритет» составляет $2 (цены приведены без учета НДС).

Практически одновременно с «МегаФоном» о снижении стоимости своего базового безлимитного предложения объявил еще один петербургский оператор «большой тройки» – «Билайн». С 1 октября 2005 года на безлимитном тарифном плане «Супер+» стоимость абонентской платы составляет $50 в месяц или $1,66 в сутки. Изменения распространяются на существующих и новых абонентов Петербурга и Ленинградской области. Напомним, что тариф «Супер+» стал продолжением серии предложений на базе безлимитного предложения "Супер GSM", запущенного оператором в конце прошлого года. Его особенностями являлись неограниченный локальный голосовой трафик (при нахождении абонента на территории Петербурга и Ленинградской области) и абонентская плата, которая при выборе федерального номера составляла $60, городского - $90. Кроме того, "Супер GSM" был основан на кредитной системе расчетов.

А 5 октября "Билайн" объявил об отмене роуминга на территории Северо-Запада. Одновременно стартовала общероссийская акция оператора, направленная на стимулирование подключений и повышение лояльности новых абонентов (см. выпуск новостей от 6 октября 2005 г.). В рамках введения безроумингового пространства все звонки и SMS-сообщения в Северо-Западном регионе тарифицируются по правилам «домашней» сети во время поездок по региону, при этом действуют все дополнительные скидки, подключенные абоненту в соответствии с тарифным планом. Услуга предоставляется автоматически всем абонентам существующих и новых тарифных планов с кредитной системой расчетов. Безроуминговая зона действует в Новгородской, Ленинградской, Калининградской, Мурманской, Псковской, Архангельской, Вологодской области, в Карелии, Ненецком АО и Республике Коми. Одновременно с отменой роуминга «Билайн» начал общероссийскую акцию, в рамках которой дарит 100 бесплатных минут каждому новому абоненту, подключившемуся к одному из тарифных планов «Билайн» с предоплатной системой расчетов на всей территории России.

Уже 10 октября оператор сотовой связи «МегаФон» вывел на рынок семейство тарифных планов «Вызов» - новое федеральное предложение, действующее в 75 регионах России. Этот тариф стал третьим общенациональным предложением в линейке оператора – таким образом, «МегаФон» следует объявленной ранее тактике общей унификации тарифной сетки. На Северо-Западе тарифные планы «Вызов L» и «Вызов XL» с федеральной нумерацией доступны абонентам в Петербурге и Ленинградской области, а также Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях, Республике Карелия и Ненецком АО. При этом в Петербурге и Ленинградской области тарифный план «Вызов L» без абонентской платы дополнил линейку тарифов группы "Лайт". Его особенностью является одинаковая стоимость внутрисетевых звонков (внутри общероссийской сети «МегаФон») и всех местных вызовов – как на все мобильные, так и на фиксированные номера Петербурга - $0,1 (все цены указаны без учета НДС). Бесплатный переход на тариф «Вызов L» с тарифных планов группы "Лайт" возможен в течение 30 дней с момента подключения абонента к сети «МегаФон». На тарифном плане «Вызов XL» абонентская плата составляет $10 для петербургских абонентов и $6,50 – для региональных, при этом в нее ежемесячно включено 100 бесплатных минут местного трафика (исходящие вызовы на номера общероссийской сети «МегаФон», вызовы на голосовую почту, исходящие вызовы на номера городской телефонной сети и номера мобильных телефонов GSM-операторов домашнего региона, а также все платные входящие вызовы).

В последней декаде месяца, 24 октября, оператор «Мобильные ТелеСистемы» объявил о запуске в регионе полностью обновленной линейки тарифных планов. Эта общефедеральная программа коснулась всех видов тарифных планов и стала первой столь масштабной акцией оператора в данном направлении, начиная с февраля 2003 года. Оператор объявил о поэтапном запуске новой линейки во всех регионах России, начиная с 21 октября. По сообщению пресс-службы, новая линейка тарифных планов разработана специалистами компании с учетом детального анализа клиентских предпочтений и отвечает потребностям всех основных категорий абонентов. Новые тарифы пришли на смену Единой Системе Тарифных Планов, действовавшей с февраля 2003 года, и развивают ее преимущества. В рамках измененной системы тарифов новые тарифные планы, адресованные частным абонентам, разделены на две группы: "Джинс" (тарифы с абонентской платой и препейд-тарифы) и "Профи" (тарифы с предоплаченными минутами, предназначенные для интенсивного делового и личного общения). Тарифные планы для корпоративных абонентов также полностью обновляются. В каждом регионе Северо-Запада оператор намерен делать упор на продвижении одного, наиболее удачного в данной рыночной ситуации, тарифного плана. Так, в Петербурге таким тарифом-фаворитом станет предложение «Все свои» из линейки «Джинс». Этот тариф предусматривает стоимость соединений на номера МТС $0,07 в минуту, столько же будут стоить звонки на мобильные и местные фиксированные номера до 30 апреля следующего года, затем стоимость звонков на городские номера будет составлять $0,12. Цена остальных соединений равняется $0,12, кроме входящих с мобильных телефонов, которые не тарифицируются. Кроме того, особенность этого предложения в Петербурге – вызовы абонентам российских сетей также приравнены к $0,07. По словам представителей компании, такое предложение автоматически расширяет потенциальный круг общения абонентов этого тарифного плана на 50 млн человек (см. выпуски новостей от 25 октября и от 28 октября).

Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон», кроме запуска тарифного плана, продолжил продвижение дополнительных услуг на базе GPRS. Новой акцией в этом направлении стала стартовавшая с 24 октября 2005 года кампания «MMS-текст по цене SMS». В рамках акции «МегаФон Северо-Запад» по 15 января 2006 года абоненты сети получают возможность отправлять MMS-сообщения, содержащие только текст, по цене $0,05 и одновременно участвовать в конкурсе «Телефон за MMS». При этом абоненты, пользующиеся услугой «MMS-текст» в период проведения акции, автоматически становятся участниками конкурса. По итогам каждой недели определяются пять победителей, отправивших больше всех текстовых MMS-сообщений. Каждый из них получит поощрительный приз и сможет участвовать в розыгрыше главного приза одного из трех конкурсных этапов. Стоимость текстового MMS-сообщения в период проведения конкурса составляет $0,05. Услуга «MMS-текст» дает возможность отправлять с помощью технологии MMS текстовые сообщения длиной до 1000 символов и более (в зависимости от модели аппарата). Текст может содержать как русские, так и латинские символы.

Дополнительные сервисы в своей сети продвинули и МТС: в конце октября стартовала совместная акция ООО «Солво Интернешнл» и ОАО «МТС» Макро-регион «Северо-Запад». Викторина «Вперед с i-mode» проводлась для абонентов МТС на территории Северо-Запада и была направлена на привлечение абонентов данной сети к новой услуге оператора - i-mode. Главным призом стал автомобиль «Форд Фокус 2» (см. выпуск дайджеста от 24 октября 2005 г.).

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: