Лесной порт выбирает АСУ

Петербургское ОАО "Петролеспорт" объявило итоги конкурса на поставку для компании системы управления и учета для терминала генеральных грузов и контейнерного комплекса. Конкурсной комиссией рекомендованы для приобретения система CosMos.MultiCargo разработки одноименной бельгийской компании для автоматизации бизнес-процессов морского терминала, а также ПО PortLogic германской Hamaco – для экспортного порта.

ОАО «Петролеспорт» - одно из крупнейших стивидорных предприятий Петербурга. В 2004 году его общий грузооборот составил 4,9 млн тонн. Основу грузопотока, обрабатываемого компанией, составляют контейнеры, паромные, лесные и рефрижераторные грузы. Компания обладает 10 причалами общей протяженностью более 1,5 тыс. метров, причальными и тыловыми кранами, открытыми и закрытыми складскими площадями, собственными железнодорожными подъездными путями протяженностью более 11 км, пунктами пропуска автотранспортных средств, системой видеонаблюдения. Основные складские площади ОАО «Петролеспорт» обладают таможенным статусом «склад временного хранения» и «постоянная зона таможенного контроля».

Конкурс на поставку для компании системы управления и учета был объявлен в середине июля 2005 года. К участию в конкурсе принимались коммерческие предложения российских и зарубежных поставщиков при условии русификации интерфейсов системы. Среди других требований – возможность учета специфики различных грузов и совместимость с существующими программными продуктами ОАО «Петролеспорт». Всего конкурсной комиссией было рассмотрено 4 заявки. Системы CosMos.MultiCargo и PortLogic были выбраны как наиболее соответствующие специфике бизнеса компании.

Надо отметить, что «Петролеспорт» уже обладает компьютерной системой управления контейнерным терминалом CosMos.СTCS, разработанной бельгийской компанией CosMos B.V. - одним из лидирующих игроков по разработке и обслуживанию программных продуктов для морских портов на мировом рынке. Система была принята в эксплуатацию в июне 2004 года. Аналогичное решение в настоящее время используется во многих ведущих портах мира, в том числе в Роттердаме, Хельсинки, в наиболее высокотехнологичных портах Юго-Восточной Азии. Как сообщили в пресс-службе порта, одним из основных параметров, отличающих CosMos.СTCS, является возможность адаптации к местной специфике заказчика. Решающее значение при выборе имела гарантия фирмы-поставщика о том, что будет обеспечена возможность передачи данных из ОАО «Петролеспорт» в ведомственную компьютерную систему Государственного таможенного комитета (это является важным условием для реализации договора об информационном обмене, заключенного между ОАО «Петролеспорт» и Балтийской таможней в октябре 2003 года).

Управление проектом по развертыванию системы CosMos.СTCS занималась аудиторско-консалтинговая группа «Прайм Эдвайс». Контракт на поставку системы в объеме модулей документооборота, управления площадкой и управления перегружателями был заключен еще в ноябре 2003 года. В ходе реализации проекта в течение 7 месяцев был выполнен ряд работ. Развернуты сеть RDT на частотах 430 MHz и 2,4 GHz на базе оборудования Teklogix, центральный сервер IBM AS 400 и вспомогательные серверы. Модернизирована локальная сеть предприятия, русифицирован модуль документооборота CosMos.CTCS, адаптированы операционные процедуры терминала. Также было проведено обучение персонала, выполнены конфигурирование системы и загрузка первоначальных данных, введение системы в эксплуатацию. Кроме того, были модернизированы радио- и телефонная связь на территории терминала.

Внедрение системы сопровождалось радикальным изменением операционных процедур контейнерного терминала. В частности, оформление документов для въезжающего автотранспорта теперь осуществляется до въезда на терминал. Это позволило планировать погрузочные работы до приезда автомобиля на площадку и тем самым снизить время обслуживания.

В ОАО «Петролеспорт» система CosMos.СTCS управляет обработкой контейнеров, поступающих автомобильным, железнодорожным, морским транспортом и с многочисленных складов. Система работает следующим образом. Информацию о планируемых грузовых операциях в систему CosMos вносит персонал контейнерного отдела. Планируется, что в дальнейшем ввод информации будет частично автоматизирован и клиенты смогут присылать заявки в формате EDIFACT. Перед въездом грузовика на территорию терминала проверяется возможность получения или сдачи контейнера, в дальнейшем водитель получает инструкцию с картой проезда и адресом места разгрузки-погрузки, назначенным системой. Фактические номера и состояние контейнера вводятся в систему при физическом осмотре грузовика через ручные компьютеры, подключенные по радио. Водитель погрузчика получает инструкции на установленный в кабине мобильный компьютер. Система указывает, откуда взять и куда поставить контейнер, оптимизируя перемещения погрузчиков и рекомендуя оптимальный порядок действий. Акт сдачи-приема контейнера водитель получает при выезде с терминала, не выходя из кабины.

В общей сложности развернуты 28 стационарных и 22 мобильных рабочих места с рабочей зоной 2,0х2,5 км, то есть по всей территории терминала. Система была запущена без остановки терминала, работающего в круглосуточном режиме. В первый месяц эксплуатации среднее время обработки грузовика на терминале – от въезда до выезда - сократилось до 1 часа , и до 10 % от общего потока машин обрабатывается за 15 минут. В ближайших планах развития этой системы – развертывание модуля управления операциями на причале для ускорения обработки грузов с судов.

Одновременно с запуском АСУ были введены в эксплуатацию: новая автотранспортная проходная с четырьмя линиями пропуска контейнеровозов, система управления перегрузочным оборудованием посредством портативных радиотерминалов и первая очередь системы видеонаблюдения. В связи с началом использования новых технологических средств были внесены существенные изменения в процедуру документооборота и информационного обмена между контейнерным терминалом и всеми участниками технологического процесса обработки контейнеров.

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: