IP-TV набирает популярность, а контент-агрегаторы – обороты. «Home-IP.TV» активизируется на петербургском рынке

IP-TV, цифровое интерактивное телевидение в сетях передачи данных по протоколу IP, становится всё более популярным среди российских и петербургских провайдеров. Как отмечают аналитики, основная проблема для данной услуги – это чрезвычайно дорогое, хоть и весьма интересное и перспективное удовольствие – отдельно взятый оператор приобрести контент самостоятельно практически не может. Поэтому сегодня всё большее количество провайдеров заинтересовано в том, чтобы наладить сотрудничество с контент-агрегатором, который сможет предоставлять IP-телевидение по агентской схеме, набирая «общую» абонентскую базу и покупая, таким образом, контент по значительно более доступным тарифам. Именно таким контент-агрегатором стала относительно молодая компания «Home-IP.TV», появившаяся в Петербурге весной 2009 года.

Как отмечает генеральный директор «Home-IP.TV» Юрий Москачёв, политика компании заключается в том, что каждой отдельно взятой домовой сети, как правило, достаточно трудно приобрести права на показы ТВ-каналов и видео по запросу (т. н. легализация), а объединение позволяет значительно сэкономить на отчислениях и зарабатывать на реальных абонентах. Тонкость заключается в том, что самостоятельное объединение сетей вряд ли приведёт к желаемому результату, поскольку в таком случае соседний оператор не сможет получать эту же услугу, разве что предоставляя её своим абонентам под логотипом конкурента. «Home-IP.TV» предлагает клиентам услуги независимо от провайдеров, выступая на рынке отдельным контент-агрегатором, это позволяет максимально гибко подходить к выбору содержимого и набору опций.

«Home-IP.TV» как самостоятельный проект появился весной 2009 года. До этого больше шести лет Юрий Москачёв проработал в компании «МегаФон» в должности ведущего инженера отдела технического контроля. Чуть позднее г-н Москачёв вместе с небольшой командой (около 10 человек) создали интернет-провайдера Village Telecom, специализировавшегося на предоставлении услуг Triple Play в коттеджных поселках. Кризис помешал активному строительству поселков, у компании остался всего один объект, на котором команда и смогла как раз «обкатать» свою технологию, научилась строить, делать и управлять этим процессом. После чего появилась компания «Home-IP.TV».

С «Home-IP.TV» работают как маленькие, так и большие операторы. «Мы не делаем разделения по какому-либо признаку. Нам важно подключить наибольшее количество операторов. В том числе в нашей базе есть провайдеры, у которых всего 500 абонентов, или, скажем, гостиница, у которой всего 60 номеров – их мы также подключаем. Дело в том, что для получения качественного контента от телевизионного канала необходимо соблюдение определённых условий (так называемых минимальных гарантий), в том числе по количеству абонентов – таким образом, каждый отдельный абонент способствует выполнению этих самых условий», – пояснил Юрий Москачёв.

 

Генеральный директор «Home-IP.TV» Юрий Москачёв создал свой проект исключительно be-to-be, однако всё же рассчитывает на дальнейшую прибыльность сервиса
Генеральный директор «Home-IP.TV» Юрий Москачёв создал свой проект
исключительно be-to-be, однако всё же рассчитывает
на дальнейшую прибыльность сервиса


Решение, которое используют организаторы «Home-IP.TV», – объединение абонентской базы нескольких провайдеров, чтобы каждый абонент обходился в итоге дешевле для всех операторов, участвующих в такой «оптовой закупке». По словам генерального директора компании, большинство каналов работают на очень выгодных условиях от 10 тысяч пользователей – например, цена при гарантированном платеже за 1 тыс. абонентов строится из расчёта 11 центов за одного абонента. А при подключении, к примеру, 10 тысяч пользователей можно сбить цену до 7 центов за одного абонента.
В Петербурге на данный момент «Home-IP.TV» работает более чем с 15 операторами, такими как SkyNet, «Вэб Плас», «ПиН Телеком», «Ниеншанц», «ПулНет», «Кубио Рус» и др. Также около 40 операторов находятся на стадии заключения договора о сотрудничестве.

Новые сервисы IP-TV формируются постепенно, каждая услуга ресурсоёмка, поэтому, по мнению г-на Москачёва, прежде чем вводить тот или иной проект, следует тщательно убедиться в том, что он будет обладать спросом. Между тем спрос на IP-TV сейчас весьма слабый, поскольку нет практически никакой внешней рекламы – услуга пользуется спросом преимущественно у инновационной аудитории. И хотя агентская схема работы, даже по мнению профессиональных экспертов, весьма эффективна с экономической точки зрения, на данный момент на услуге IP-TV очень сложно заработать как оператору, так и самому агрегатору, поскольку она совершенно не массовая. Генеральный директор «Home-IP.TV» сообщил, что пока IP-TV заказывают только от 3 до 10 % абонентов: «Мы знаем, что нашим президентом поставлена задача полного перехода на цифровое телевидение к 2015 году, а IP-TV – это полностью цифровое TV. То есть уже сегодня наша компания полностью удовлетворяет всем требованиям нашего законодательства на 2015 год. Таким образом, наша аудитория уже сегодня выигрывает, взаимодействуя с нами».

К числу активно развивающихся на данный момент сервисов IP-TV можно отнести, например, IPTV Middleware – продукт для управления IP-телевидением с помощью пульта дистанционного управления. По словам г-на Москачёва, Middleware дает возможность пользователю посмотреть телевизионные программы, видео по запросу, найти интересующий его фильм, посмотреть отчет на экране телевизора, а также ограничить детей по просмотру тех или иных передач и полностью настроить интерфейс управления «под себя». VOD Server (сервер видео по запросу) – это сервер, который дает возможность пользователю посмотреть фильм на свое усмотрение в режиме «удаленного DVD-проигрывателя». Также весьма востребован NPVR (Network Personal Video Recorder), который позволяет записать интересующую ТВ-программу для просмотра в удобное пользователю время. А NVOD, SVOD-сервисы позволяют оператору «эмулировать» ТВ-каналы и составлять свою сетку вещания для распространения наиболее рейтинговых фильмов. Также в распоряжении пользователя имеется Timeshift TV сервис – он позволяет смотреть TB-программу, даже если пользователь опоздал на ее начало.

Г-н Москачёв отдельно отметил, что по причине того, что система полностью цифровая, в компании собирается полная статистика по запросам пользователей. «Мы можем делать идеальную систему рейтингов каналов, так как владеем достоверной информацией по количеству потребления наших каналов. Следует понимать, что телевизионные каналы также заинтересованы в получении этой достоверной информации. Иные пути её получения для них закрыты, так как они не в сети – они могут получать только сведения о количестве абонентов, а это практически ничего не даёт для грамотной организации рекламы и подбора контента. Мы же можем предоставить полный рейтинг этих каналов – по абонентам, по дням недели, часам и даже секундам. Другое дело, что далеко не все каналы ещё знают о такой возможности. А между тем канал, получив более детальную статистику, может оптимизировать свой контент, не перегружая пользователя», – отметил г-н Москачёв.

По его мнению, базовый пакет услуг должен быть абсолютно доступен, ориентирован на цену за услуги кабельных операторов – «услуги IP-TV должны стоить не дороже кабельного телевидения, а может, и меньше, чтобы количество абонентов возрастало». В дальнейшем г-н Москачёв предполагает наращивание сервисов, предоставление большего количества каналов HD, а также формирование качественных каталогов «видео по запросу», где будут представлены не только современные фильмы, но и исторические ленты, с абсолютной доступностью для пользователя. «IP-TV – это уже интерактивное телевидение. Это подразумевает, что в дальнейшем мы сможем туда добавлять и голосование, и электронную коммерцию. Также весьма интересным проектом может стать интерактив при путешествии по гостиницам, когда все данные об абоненте будут внесены в общую базу», – отмечает г-н Москачёв. Кроме того, планируется выход на общероссийский уровень – соответствующие запросы уже имеются в достаточном количестве, процесс осложняется только получением лицензий на те или иные регионы (сейчас лицензия «Home-IP.TV» покрывает только Петербург и Ленинградскую область).

На сегодняшний день в Петербурге на рынке контент-агрегации, помимо «Home-IP.TV», действует еще несколько компаний, конкуренция в этом сегменте слабая, поскольку самих сервисов IP-телевидения на данный момент существует очень мало. «По сути, услуга представлена одна и та же, отличаются лишь способы её подключения. Но в любом случае это достаточно емкий рынок, которому есть куда делиться», – комментирует генеральный директор «Home-IP.TV». А отличие агентской схемы от принципов работы других провайдеров, которые самостоятельно развивают у себя услугу IP-TV, Юрий Москачев видит в независимости от собственной абонентской базы. «Home-IP.TV» никак не коррелирует с существующими интернет-провайдерами и является одинаково привлекательным для всех. Напомним, что из недавних анонсов здесь – выход на этот рынок «Ростелекома» с «дочкой» «Росмедиа», которая располагается в Петербурге (см. новость раздела IPTV от 10 декабря 2009 г.).

По мнению директора филиала «Сумма Телеком» (одного из потенциальных клиентов компании) Андрея Полунина, и услуга IP-телевидения, и сама схема реализации, предложенная «Home-IP.TV», может быть весьма интересной для операторов. «Работа по агентской схеме предпочтительнее в первую очередь тем, что в данном случае не требуется гарантированное приобретение каналов с неким контентом. Это позволяет сократить расходы. Услуга IP-TV теоретически служит дополнительным источником доходов для оператора, а также повышает лояльность уже существующих абонентов и может привлекать новых. Поэтому, если эта услуга будет доступной с точки зрения цены и при этом еще и качественной, спрос гарантирован. Однако на сегодняшний момент, я не вижу каких-либо революционных решений в данной области. Весь набор услуг состоит из одних и тех же каналов, которые, в принципе, и так есть у многих абонентов через кабельное ТВ. В лучшем случае дополнительно пользователю предоставляется видео по запросу. Пока не будет прорыва с точки зрения дополнительных возможностей, очень сложно прогнозировать коммерческий эффект от данной услуги. Именно поэтому доля IP-TV составляет примерно 3-5 % от числа потенциальных клиентов. Это крайне незначительно увеличивает выручку операторов, но требует серьезных финансовых затрат на модернизацию качественной инфраструктуры сети и (в случае реализации проекта не через агентскую схему) оплату контента», – комментирует г-н Полунин.

Между тем, по мнению другого контент-агрегатора, компании «ВестКолл», можно с полной уверенностью говорить о том, что наличие цифрового телевидения в линейке продуктов дает конкурентное преимущество оператору в борьбе за абонента. Однозначно этот продукт позволяет удерживать ARPU на определенном уровне. А насколько он может увеличить ARPU – это, по мнению руководителя направления IP-TV петербургского филиала «ВестКолл» Натальи Тимофеевой, зависит от тарифной политики и стратегии развития каждого конкретного оператора. Например, увеличение ассортимента услуг внутри IP-TV (телеканалы, видео по запросу, пауза просмотра и т. д.), несомненно, способствует увеличению прибыли. По словам г-жи Тимофеевой, IP-TV-портал компании «ВестКолл» в будущем будет расширять свою архитектуру, и у абонента появится намного больше возможностей потратить деньги, чем сейчас. «Компания «ВестКолл» обладает не только серьезным и качественным продуктом WestCall.TV, но и готовой юридической схемой взаимодействия как для корпоративных и физических абонентов, так и для сторонних операторов. Прошлый год показал, что большое количество операторов Санкт-Петербурга, развивая услуги IP-телевидения, делают ставку на агентскую схему. Подобная модель взаимодействия позволяет компании-провайдеру экономить на IP-TV-станции. Оператор несет лишь затраты на рекламу. Недостатком агентской схемы является неконкурентность услуги. Т. е. если несколько компаний берут телевидение у одного IP-TV-агрегатора, то все они предоставляют одно и то же. Между тем операторы, внедряя и развивая услугу цифрового телевидения, получают возможность значительно расширить ассортимент предлагаемых услуг. Соответственно, увеличивают ARPU с одного абонента», – отметила Наталья Тимофеева.

Также, по словам представителя «ВестКолл», услуга WestCall.TV как таковая весьма привлекательна для абонентов компании. «Это показывает рост нашей абонентской базы на данный момент. Можно сказать, что услуга уже начинает пользоваться спросом, потому что к ней начинают привыкать. На данный момент востребованы все 100 доступных телеканалов. Для определенных целевых групп актуальны HD-каналы (каналы высокой четкости). Такие интерактивные услуги, как «Видео по запросу», «Электронный гид», «Пауза просмотра», дают ощутимые преимущества пользователю цифрового телевидения. В дальнейшем, несомненно, будет востребован контент в формате 3D. Телевизоры 3D уже, как известно, анонсированы. К сожалению, в настоящее время развитие сервиса сдерживается лишь стоимостью приставки (Set-top-Box). Когда, например, «ВестКолл» предлагал программный плеер для ПК в тестовом режиме бесплатно, счет абонентов шел на тысячи», – утверждает г-жа Тимофеева. Перспективы развития и использования IP-TV, по мнению г-жи Тимофеевой, вполне радужные и вместе с тем долгосрочные. Во-первых, как отмечает представитель компании, развитию цифрового телевидения поможет государство. Оно введет свои правовые нормы, фактически обязывающие всех иметь цифровое телевидение. Не исключено также, что государство рано или поздно закроет все локальные сети. «Произойдет своеобразная «зачистка», что, безусловно, даст всем операторам, предоставляющим услуги IP-TV, большие возможности. Во-вторых, операторы, отказываясь постепенно от предоставления бесплатного контрафактного контента в локальных сетях, откроют себе дорогу в IP-TV», – резюмировала она.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: IP TV, IPTV, IP-телевидение, Internet TV, IPTV player, IPTV каналы