SMB-интернационал. В ФинЭке обсудили малый и средний бизнес

В конце прошлой недели, 17 июня 2010 года, в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов (ФинЭк) состоялся семинар «Интернационализация малого и среднего бизнеса в России». Семинар подвел итоги совместного проекта СПбГУЭФ и Центра малого бизнеса Высшей школы экономики Хельсинского университета Аалто Joint Access Programm, в рамках которого было проведено исследование о заинтересованности в выходе на финский рынок среди российских предпринимателей.

На открытии семинара проректор по международным связям СПбГУЭФ Дмитрий Василенко отметил, что среди петербургских вузов ФинЭк наиболее тесно сотрудничает с Финляндией – порядка 40 студентов в год отправляются туда на практики и стажировки. Это единственный вуз в городе, студенты которого изучают деловой финский язык. «Мы строим единую систему: из выпускника школы мы создаем «полуфабрикат» для работы с финским рынком, говорящий на 2 языках и прошедший практику в Финляндии. Университеты должны тесно взаимодействовать с бизнесом, иначе у них нет будущего», – пояснил Г-н Василенко.

Директор Центра малого бизнеса Университета Аалто Пентти Мусталампи отметил, что центр уже давно сотрудничает с ФинЭком. Опыт университета с 90-х гг. направлен на то, чтобы помочь финским компаниям встать на ноги на российском рынке. «Университеты нередко являются учредителями компаний, поэтому они заинтересованы как в контакте с иностранными вузами, так и в контакте с бизнесом. С ФинЭком мы уже нашли точки соприкосновения, осуществили несколько совместных проектов, теперь надеемся найти их и с другими организациями», – добавил выступающий.

Далее руководитель научно-исследовательского отдела Центра малого бизнеса Высшей школы экономики Университета Аалто Пайви Курханен представила результаты исследования, целью которого было выяснение ответов на следующие вопросы: как поддержать предприятия Петербурга при выходе на финский рынок, какие факторы мешают или способствуют развитию международной деятельности, какие меры поддержки и действия с финской стороны необходимы. Форма опроса была размещена в Интернете и имела удобную разветвленную структуру – компании по мере заполнения сортировались по разным группам и направлениям, отвечая на вопросы, адресованные именно им. Опрос проводился с апреля по июнь и в нем приняли участие 106 компаний: 44 % торговых предприятий, 35 % – работающих в сфере услуг, 13 % – производственных. 42 % опрошенных – представители малого бизнеса (имеющие штат от 10 до 49 сотрудников), 41 % – микро-предприятия (менее 10 сотрудников). Результаты показали, что 30 % уже имеют опыт международной деятельности: 88 % из них импортируют свою продукцию, 21 % сотрудничают с иностранными компаниями, расположенными на территории России. 64 % сотрудничают с Китаем, 46 % – со странами СНГ. Сотрудничество с Финляндией чаще всего происходит через финские компании, работающие в России.
 
Говоря о причинах нежелания начинать международную деятельность, представители многих компаний отметили, что для них является достаточным спрос на внутреннем рынке, либо производимая продукция и услуги имеют локальный характер или направлены на российского потребителя. Наиболее распространенными мотивами для начала международной деятельности являются появление хорошего иностранного партнера или клиента либо менеджера со знаниями иностранной бизнес-среды. Проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются российские предприниматели, желающие выйти на международный рынок, связаны с поиском партнеров, слишком большой конкуренцией в сегменте деятельности предприятия, языковым барьером. Предприниматели испытывают необходимость в: исследованиях рынка, информационных сервисах, совместных выставочных и прочих мероприятиях, сетях по поиску партнеров, консалтинге по возможностям финансирования, языковых тренингах. «Мы готовили финские компании для работы на российском рынке, а также финских экспертов, помогающих российским компаниям. Хотелось бы, используя проведенное исследование, организовать ту же работу и с российской стороны», – отметила г-жа Курханен. 
 
 
Пайве Курханен, Олеся Баранюк  Центр малого бизнеса  
 
 
Затем между присутствующими состоялась живая дискуссия, во время которой участники мероприятия подтвердили актуальность проведённого исследования, упомянув проблемы, с которыми они сами сталкивались при попытках вывода своего бизнеса на европейский рынок. Директор Санкт-Петербургского представительства европейской сети поддержки предприятий и инноваций «Евро Инфо Центр» Максим Баланев посоветовал бизнесменам пользоваться государственными программами поддержки предпринимательства «Открытое небо», действующими в Петербурге. В рамках программ действует субсидирование предприятий на участие в выставках и ярмарках, продвижение продукции и услуг предприятий в регионах России, поиск партнеров и клиентов с помощью сети «Евро Инфо Центра».
 
Также г-н Мусталампи рассказал о том, что Центром малого бизнеса было организовано обучение для финских и российских специалистов, которые впоследствии в Финляндии консультировали финских предпринимателей по выходу на российский рынок. «Мы уже обучили порядка 500 человек, многие работают в совместных российско-финских компаниях. Сейчас они работают над тем, чтобы больше и больше финских компаний приезжали в Россию. Надеемся, что ФинЭк, где проводилась совместная программа, будет способствовать приезду россиян в Финляндию. Чтобы эта программа действовала и далее, в ближайших планах либо сделать ее платной, либо получить под нее финансирование», – рассказал г-н Мусталампи. 
 
 
 
Директор Центра малого бизнеса Пентти Мусталампи 
 
 
После презентации одного из инновационных проектов в рамках встречи Пентти Мусталампи рассказал о поддержке новых разработок и технологий, которой занимается Центр малого бизнеса. «У нас действует инновационный центр, который изучает инновационные идеи, затем, если считает целесообразным, размещает их авторов в бизнес-инкубаторе, оказывая всяческую поддержку. Сейчас в инкубаторе Центра малого бизнеса развивается порядка 70 компаний. Мы заинтересованы, чтобы российские компании приезжали и развивались на финском рынке. А также чтобы финские компании развивались в российских инкубаторах», – прокомментировал г-н Мусталампи.
 
Директор петербургской компании «Визартек», занимающейся разработкой ПО на базе веб-технологий, Павел Смольников рассказал о своем опыте международной деятельности. «Мы в основном занимаемся корпоративными решениями. Специально не задаваясь целью, вышли на ряд иностранных клиентов в Германии, Швейцарии, США и других странах, больше работали с ОАЭ. Для выхода компаний, занимающихся интеллектуальной собственностью, на международный рынок географическая принадлежность, расстояния, таможни значения не имеют. Единственная сложность – это наше бюрократизированное валютное законодательство. Опыта сотрудничества с Финляндией у нас пока не было, мы не хотим сосредоточиваться на одной стране – как непромышленная компания мы можем точечно выходить в разные страны. Но необходимо понимать ситуацию на рынках. Мы считаем, что начинать интернационализацию компании лучше с консалтинга. Консультант подробно разъяснит, с чего начать, при этом важно выбирать компании, действительно заинтересованные в выходе на зарубежный рынок. Позитивным моментом является и то, что россиянам легко найти общий язык с финнами – так сложилось исторически», – рассказал г-н Смольников.  

Координатор проектов бизнес-инкубатора «Ингрия» и участник проекта «Амирэко», занимающегося биохимией для очистки воды от нефтяных загрязнений, Олег Рождественский отметил, что на начальном этапе бизнесу компании очень помогали консультациями финские организации. Продукцию «Амирэко» достаточно сложно сертифицировать для финского рынка. Как раз для подобных ситуаций необходим специалист, решающий такие вопросы на финской территории.

PR-менеджер Первого городского бизнес-инкубатора Юлия Асейкина поделилась с участниками семинара практикой помощи резидентам инкубатора в интернационализации. Г-жа Асейкина рассказала о совместных партнерских проектах с Центром малого бизнеса Высшей школы экономики Университета Аалто, о результатах программы «Европейский опыт поддержки инновационного бизнеса Финляндии и Швеции», реализованной совместно с центром делового сотрудничества «Нордика» и компанией Technopolis. «Опираясь на наш опыт, могу посоветовать предприятиям, заинтересованным в выходе на международный рынок, более тщательно изучать все предлагаемые программы и активнее общаться с международными организациями, оказывающими поддержку бизнесу. Очень часто предприниматели игнорируют их, усложняя себе путь на зарубежные рынки. Я полностью поддерживаю мнение г-на Рождественского о необходимости предоставления специалиста на территории Финляндии, помогающего решать ряд вопросов и лучше разбирающегося в специфике рынка. Такая же «зеркальная» возможность с российской стороны, на мой взгляд, очень поможет финским бизнесменам», – прокомментировала выступающая.
 
 
Доклад профессора Высшей школы экономики Университета Аалто Марку Виртанена
 
 
Далее с докладом на тему роста и интернационализации малого и среднего бизнеса выступил профессор Высшей школы экономики Университета Аалто Марку Виртанен. В своем докладе г-н Виртанен рассказал о компаниях, занимающихся своим расширением, и о существующих мифах о росте предприятий. Прежде всего, он констатировал, что по показателям Европы и США «возраст» активно развивающихся на рынке компаний – 20-25 лет, в Финляндии – 19. На примере небольшой компании – производителя зубных щеток из 9 человек, зарегистрированной в 1998 году, в которую был первоначально инвестирован $1 млн, и в 2001 году успешно проданной концерну Procter & Gamble за $475 млн, г-н Виртанен опроверг миф о том, что небольшим компаниям не стоит выходить на созревший рынок с крупными активными сформировавшимися конкурентами. Не стоит также бояться искать партнеров среди крупных компаний с уже налаженными каналами и освоенными рынками. Пример Arktos Group, начавшей с обработки и производства древесины и металла и расширившей свою деятельность с помощью CNC, Pori Mill, Stora Enso и др., увеличившей обороты более чем на 1500 %, наглядно продемонстрировал, что в структуре «гигантов» всегда можно найти место. Также Марку Виртанен провёл обзор возможностей, предоставляемых Восточной Финляндией российскому малому и среднему бизнесу. На данный момент наблюдается рост – увеличение клиентов, продукции, географии сотрудничества. Наиболее востребованные сферы: экология, энергоэффективность, новые технологии, нанотехнологии, технологии материалов, ИТ, туризм. 
 
 
Развитие Arktos Group
  
 
«Подобные встречи представляют интерес, особенно для ИТ-компаний, таких как наша – не имеющих географических границ для взаимодействия с экспертами и других партнерских отношений. Они дают не только конкретные контакты на будущее. Само мероприятие позволяет увидеть других специалистов и понять, как они выстраивают отношения с бизнесом. Это намного полезнее. Ранее я не задумывался о развитии бизнеса в Финляндии, но сегодня увидел конкретных людей, и Финляндия повысилась в моем личном рейтинге», – прокомментировал Павел Смольников.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: маркетинг, мероприятия, исследование рынка