Широкополосный бой

Петербургский провайдер "Вэб Плас" анонсировал планы практически удвоить свою абонентскую базу по услугам широкополосного доступа по технологии ADSL – при текущих 28 тыс. подписчиков компания планирует иметь к концу года более 50 тыс. клиентов. По оценкам наблюдателей рынка, этим планам могут помешать активно развивающиеся сейчас домашние сети и операторы интерактивного кабельного ТВ. Однако руководство «Вэб Пласа», как стало известно вчера, 7 февраля, на итоговой пресс-конференции провайдера, не рассматривает их как конкурентов, хотя уже есть факты увода у него абонентов в этот сегмент. Масла в огонь подольет "Петербургская телефонная сеть", которая уже с лета будет готова предоставлять услуги ADSL практически на всей территории города.

ЗАО «Вэб Плас» основано в 1996 году и является 100-процентным дочерним предприятием ОАО «Телекоминвест». В 2000 году провайдер начал предоставлять своим клиентам доступ в Интернет по технологии ADSL. На сегодняшний день сеть ADSL охватывает 85 % территории Петербурга. В прошлом году компания стала владельцем телефонного оператора «Телепорт Санкт-Петербург». Модемный пул компании «Вэб Плас» насчитывает более 4,4 тыс. линий, общая емкость внешних каналов составляет 360 Мбит/c (среди основных поставщиков – «РТКомм.ру», Cubio Communications). Оборот компании за 2005 год составил более $24 млн, что на 70 % превышает показатели 2004 года. Показатель EBITDA, впервые открытый для публичного доступа, в 2005 году составил $3,7 млн.

За прошедший год компания ввела в действие технологию ADSL еще на 23 АТС города – теперь ее оборудование установлено в 85 из 110 городских АТС. Количество портов, открытых для подключения по ADSL-технологии, выросло до 63 тыс. При этом в этом году компания обещает покрыть городские АТС полностью, но здесь у компании есть сдерживающие факторы, которые помешали выполнить это обещание в прошлом году (см. выпуск новостей от 18 февраля 2005 г.). Среди основных проблем представители компании называют реконструкцию некоторых АТС, что мешает их специалистам устанавливать оборудование. Несмотря на это, компании удалось достигнуть второго знакового показателя, анонсированного в прошлом году, – подключить к своей сети 20 тысяч новых абонентов. На сегодня клиентами ADSL-сети «Вэб Плас» являются более 28 тыс. пользователей. При этом в компании особо отмечают, что, несмотря на введение нового тарифа «Волшебная коровка Эконом» за $27 в месяц (см. выпуск новостей от 18 апреля 2005 г.), лидером подключений стал тариф «Волшебная коровка Unlim» за $33 в месяц. Среди других показателей компания раскрыла информацию о росте продаж интернет-конвертов (с 1,69 млн штук в 2004 году до 2,2 млн в 2005 году), пакетов IP-телефонии (их было продано на 62 тыс. больше, чем в 2004 году). К услуге компании «Клонирование телефонов» сейчас подключено  2 тыс. пользователей. В течение прошлого года компания также вывела на рынок три новых интернет-пакета – «Один час Интернет», «Рабочая коровка 100 часов» и «69 ночных коровок». По собственным оценкам, компания занимает 21 % рынка коммутируемого доступа в Интернет в Петербурге. В Москве компания за минувший год увеличила свою долю в этом сегменте до 1 % рынка.

Среди наиболее заметных событий, которые были инициированы провайдером в прошедшем году, можно назвать уже упоминавшийся ввод нового ADSL-тарифа, объединение усилий провайдера с компанией ПТТ на основе игрового сервера (см. выпуск новостей от 23 августа 2005 г.). Также в прошедшем году компания оценила актуальность своих действий на Wi-Fi-рынке города (см. выпуск новостей от 26 июля 2005 г.), а в самом начале 2005 года компания запустила первый контент-проект, ориентированный на ADSL-пользователей (см. выпуск новостей от 19 января 2005 г.). В то же время в компании происходили и не столь положительные изменения, - так, в конце года компанию покинули два топ-менеджера (см. выпуск новостей от 11 ноября 2005 г.).

В новом году среди основных планов развития компания называет ввод новой технологии ADSL2+, которая позволит существенно увеличить скорость передачи данных. В частности, благодаря этому нововведению провайдер с 15 февраля объявляет об удвоении скорости на уже существующих безлимитных тарифах – при сохранении существующих расценок. Кроме того, на грядущем «Норвекоме» компания анонсирует новый безлимитный ADSL-тариф для юридических лиц.

Основной план «Вэб Пласа» на этот год – превысить отметку в 50 тыс. ADSL-абонентов. Однако состоятся ли эти обещания – покажет время, –  в отличие от достаточно спокойного прошлого года в 2006-м недавнему ADSL-монополисту будут противостоять не только активизировавшиеся на рынке домашние сети, но и «Петербургская телефонная сеть», которая в конце прошлого года запустила свой ADSL-бренд «Авангард» (см. выпуск новостей от 8 декабря 2005 г.). Недавно закончился его тестовый период (компания получила на этом этапе 250 абонентов). "В рамках реализации проекта по выходу на массовый рынок мы планируем поэтапно покрыть 98 % территории города к концу второго квартала. Планируемая дата реализации массового продукта - середина февраля 2006 года. Услуга будет доступна более чем на 30 площадках, где расположено разное количество АТС. Тарифы будут конкурентоспособные, мы о них заранее оповестим наших потенциальных клиентов", - сообщил корреспонденту spbIT.ru заместитель генерального директора, коммерческий директор ОАО "Северо-Западный Телеком" Олег Попов.

Примечательно, что «Вэб Плас», оценивая рост петербургского рынка широкополосного доступа в течение 3 лет до 500 тыс. абонентов, по словам генерального директора этого провайдера Андрея Ширенко, не рассматривает конкуренцию с домовыми сетями как существенную, - ориентируясь, видимо, в основном на конкурентную борьбу с ПТС. «На широкополосном рынке северной столицы мы выступаем в роли так называемого pricemaker, и все остальные игроки по большей части ориентируются в своей тарифной политике именно на нас. Так было в прошлом году, так будет и в этом», - добавляет директор по развитию компании «Вэб Плас» Алексей Саминский. Однако многие наблюдатели считают этот оптимизм преждевременным. «Сейчас рынок домашних сетей находится на подъеме, и в каждом районе города действует уже по несколько таких игроков, чье общее число абонентов явно превышает количество текущих широкополосных подписчиков «Вэб Пласа». В этот сегмент выходят новые амбициозные игроки, а существующие проекты входят в альянсы. Все это сопровождается ценовой конкуренцией, что играет против «Вэб Пласа». При этом данного провайдера продолжают преследовать все издержки большой компании, включая неповоротливое обслуживание абонентов и т. д. Среди основных игроков, к которым я порекомендовал бы присмотреться топ-менеджменту «Вэб Пласа», - общегородской кабельный оператор ОАО «ТКТ», который наконец-то приступил к развитию интерактивных сервисов, домашние сети «Матрикс», «Корбина», Z-Telecom, Anthill, которые охватывают по несколько районов города. В то же время вряд ли стоит ожидать жесткой подковерной борьбы с ПТС, которая, как известно, получает значительные суммы от "Вэб Пласа" за аренду каналов, оборудования и т. д.», - отметил представитель одного из петербургских телекоммуникационных игроков. «За последний год на рынке провайдеров домашних сетей Петербурга произошли существенные подвижки. Можно уже говорить, что местный рынок в своем развитии следует за Москвой, где уже действуют десятки, а возможно, и сотни домашних сетей», - в свою очередь отмечает Олег Попов.

В то же время мнения представителей домашних сетей о возможности «Вэб Пласа» столь радикально увеличить абонбазу разделились. По мнению руководителя проекта Z-Telecom Дмитрия Анчунова, реализовать данную инициативу является возможным, поскольку подключать по 2 тыс. человек в месяц не должно стать проблемой для крупной компании, чья реклама встречается по всему городу. «К тому же осталось еще много домов, на которые домашние сети не обращают внимания. К таковым относятся малоэтажные дома, а также дома на окраине города, расположенные в отдалении от плотных застроек. Главный вопрос здесь – оперативность оператора, а всем известно, что здесь есть некоторые проблемы», - говорит Дмитрий Анчунов. «Свои текущие 28 тыс. абонентов компания «Вэб Плас» собирала более пяти лет, при этом долгое время являясь монополистом на рынке. Сегодня же она хочет увеличить абонентскую базу практически вдвое всего за год. Чтобы инициатива удалась, компании необходимо полностью поменять инфраструктуру и подход к бизнесу – иначе невозможно сделать за столь краткий период то, на что до этого ушло столько времени», - считает руководитель петербургского филиала «Корбины Телеком» Денис Куликов. Критику вызывает и новая тарифная политика «Вэб Пласа». «На мой взгляд, увеличение скорости на ADSL-доступе никак не повлияет на подключение пользователей к технологии. При необходимости мы также можем поднять скорости и тем самым укрепим свои позиции», - отмечает Денис Куликов. «Вэб Плас» просто нуждается в новых конкурентных преимуществах, так как рынок ADSL пополнится. Ключевым моментом вскоре станет вопрос повышения лояльности абонентов», - говорит генеральный директор компании Anthill Константин Агафонов. При этом сами представители «Вэб Пласа» говорят о неэластичности спроса на свои услуги.

По оценке операторов домашних сетей, в пользу или во вред продвижения ADSL сыграют особенности этой технологии. К ее плюсам относят тот факт, что коммуникационное оборудование в этом случае располагается на АТС. Таким образом, перебои с электроэнергией не влияют на сам канал доступа, и пользователь, имея дома альтернативный источник питания (например, аккумулятор при работе на ноутбуке), может продолжать работать в сети. В отличие от ADSL, домашние сети подключают свое оборудование непосредственно к питанию в подключенном доме и, соответственно, при отключении электроэнергии также перестают работать. Кроме того, оборудование домашних сетей более подвержено вандализму. Впрочем, ADSL, в свою очередь, подвержен таким внешним факторам, как, например, погодные условия, которые не оказывают влияния на предоставление доступа по оптоволоконному кабелю. Также возникают и трудности с тем, что не все городские телефонные линии удовлетворяют необходимым для подключения к ADSL требованиям.

Среди основных минусов ADSL – низкая скорость доступа и слабые возможности по ее варьированию. Например, скорость домашних сетей может быть и 32 кбит/с, и более 10 Мбит/с - в зависимости от пожеланий абонента. В то же время ADSL-доступ органичен как средой передачи данных, так и собственными технологическими особенностями. К примеру, при подключении более 15 человек в доме ADSL-канал начинает делиться между пользователями, что влияет на скорость Интернета для каждого конкретного абонента – в целом, одна городская АТС может эффективно обслуживать по ADSL не более 25 % от общего числа подключенных к ней абонентских линий. Таким образом, при массовом проникновении услуги, к чему стремится «Вэб Плас», у оператора могут возникнуть проблемы технологического характера. Также к недостаткам ADSL можно отнести высокую стоимость «входного билета», которая у «Вэб Пласа» составляет более 3 тыс. рублей (правда, ПТС предлагает стартовые пакеты по вдвое сниженной цене).

Еще один ключевой вопрос здесь – ценовая конкуренция. Домашние сети зачастую подключают бесплатно или же за значительно меньшую, нежели ADSL, сумму. Кроме того, при использовании ADSL платным (порядка 1 тыс. рублей) является и переход с одного тарифа на другой, что связано с необходимостью перенастройки оборудования. Наиболее значимым различием предоставления Интернета по технологии ADSL, где подключение идет непосредственно к порту провайдера, от локальных сетей является возможность доступа к внутренним ресурсам сети. Таким образом, абоненты домашних сетей могут общаться, обмениваться данными, пользоваться внутренними игровыми серверами и т. п., не тратя при этом средств.

Отметим, что, как правило, домашние сети своими конкурентами в техническом отношении компании, предоставляющие ADSL-доступ, не считают. «ADSL - это такая же услуга связи, как и широкополосный доступ, предоставляемый нами, тут, на наш взгляд, стоит говорить о ценовой конкуренции между отдельными компаниями. На наш взгляд, у домашних сетей и у операторов ADSL-доступа несколько разная целевая аудитория. Абонентами ADSL становятся люди, мало использующие компьютер, или люди, общение которых с компьютером сводится к набору простейших операций. В то же время наши абоненты весьма активные пользователи, а для многих компьютер - это еще и средство заработка. Правда, рано или поздно эти аудитории сойдутся», - говорит Константин Агафонов.

В пользу этого мнения говорит и тот факт, что, по наблюдениям операторов домашних сетей, они фиксировали случаи перехода к ним пользователей ADSL, но случаев обратного ухода замечено не было. «Как правило, все потенциальные абоненты соглашаются на пробное подключение, предлагаемое нами в рамках рекламной кампании. Это относится и к пользователям ADSL. В большинстве случаев эти абоненты после такого эксперимента переходят к нам», - рассказывает Дмитрий Анчунов. По мнению Константина Агафонова, основной причиной продолжения использования технологии ADSL является существенность суммы, заплаченной при подключении. «Другими словами, клиентам жалко расставаться с деньгами, уже однажды заплаченными за подключение к ADSL. С другой стороны, стоимость «входного билета» является сдерживающим фактором и для перехода на ADSL от нас», - резюмирует г-н Агафонов. 

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг