Системы персональных рекомендаций от Mob Mentality

Метод, дающий возможность автоматически прогнозировать предпочтения пользователя на основании уже имеющихся обобщенных сведений о предпочтениях множества других пользователей, называется коллаборативной фильтрацией. Именно на нем основаны системы персональных рекомендаций от компании Mob Mentality, в том числе и проект «Ariadn – SaaS персональных рекомендаций», который в декабре прошлого года занял первое место в конкурсе инновационных проектов Web Ready.

Компания Mob Mentality была создана два года назад и изначально специализировалась на играх и приложениях для социальных сетей, а затем расширила свою деятельность до рекламы и спец. заказов интернет-магазинов. Реклама в социальных сетях и сегодня является одним из направлений работы Mob Mentality –  компания предпочитает систему офферов: пользователю вместо финансового взноса предлагается оставить свои данные на каком-либо другом ресурсе, что позволяет привлекать посетителей социальных сетей к использованию других площадок и облегчает им самим процесс оплаты.

Метод коллаборативной фильтрации – над которым прежде всего работает компания –  по мнению исполнительного продюсера Mob Mentality Михаила Федорова, сегодня, несомненно, востребован. На данный момент в Интернете существует огромное количество контента, с каждым годом оно будет увеличиваться. MobMentality предлагает систему, которая способна работать с любыми видами контента: фильмы, музыка, игры, различные приложения. Если конкретнее, то система имеет возможность рекомендовать пользователям какой-либо контент, к примеру, музыку, на основе обобщенных данных о других пользователях со схожими музыкальными вкусами. Подобным образом работает музыкальный  плеер «Кассандра» от Mob Mentality на сайте vkontakte.ru. К тому же приложение является самообучающимся, его «познания» постоянно растут. Все приложения работают на базе платформы «Ariadn – SaaS персональных рекомендаций». 

«Мы изначально тяготели к различным технологическим разработкам, – рассказывает Михаил Федоров, – а потом сконцентрировались на системах коллаборативной фильтрации. Идея системы персональных рекомендаций в том, что люди, которые демонстрировали сходные предпочтения в прошлом, будут демонстрировать сходные предпочтения в настоящем и, возможно, в будущем».

Пионером коллаборативной фильтрации данных является магазин Amazon, впервые использовавший систему персональных рекомендаций. За границей такие социальные сети, как FaceBook и Google, уже давно применяют подобные системы. Но в российских соц. сетях проект Ariadn един в своем роде.

«Вопрос уже состоит не в количестве контента, а в том, как его фильтровать. Человек не в состоянии понимать, что ему действительно нужно во всем безграничном объеме существующей информации. До сих пор этим занимались поисковые машины, но сейчас их работа стала неэффективной, так как на свой запрос человек получает тысячи ссылок. И теперь решением этой проблемы является коллаборативная фильтрация», – поясняет Михаил Федоров.

Технология интересна тем, что она основана не на видах контента, а в основном на поиске похожих людей. Плеер «Кассандра», к примеру, ничего не знает ни о музыке, ни о жанрах. Он ищет людей со схожими предпочтениями, а музыкальные треки для него существуют только как некие номера, т. е. приложение работает с индексами. За счет этого технология позволяет вместо музыки рекомендовать книги или фильмы – приложения  будут работать по тому же принципу.  На данный момент Mob Mentality уже занимается разработкой приложений такого типа пока что для онлайн-магазинов.

Помимо прочего система, разработанная Mob Mentality, способна обрабатывать очень большие объемы данных за короткое время, что чрезвычайно важно для социальных сетей. В основе Ariadn лежит набор рекомендательных алгоритмов, подстраивающихся под индивидуальные предпочтения пользователей. Скорость работы алгоритмов позволяет обрабатывать данные десятков миллионов пользователей.

Интересно, что в дальнейшем планируется внедрить в социальные сети систему персональных рекомендаций для поиска людей с общими интересами. Вероятно, такие приложения заинтересуют в первую очередь сайты знакомств, а в дальнейшем станут популярны на многих ресурсах.

На конкурсе молодых инновационных проектов Web Ready, прошедшем в декабре 2010 года в Петербурге, разработка «Ariadn – SaaS персональных рекомендаций» вышла в финал в номинации «лучший проект на посевной стадии» (подробнее об этом смотрите материал рубрики «Web Ready» от 6 декабря 2010 г.). Член жюри конкурса, генеральный директор Центра разработок компании ЕМС Вячеслав Нестеров, положительно отзывается о решении компании Mob Mentality: «Я хорошо помню этот проект. Будучи членом жюри, я его оценивал, и моя оценка была высокой – перспективы у проекта, безусловно, есть. Но как всегда все зависит от реализации. Идея коллаборативной фильтрации не нова, однако мне видится два возможных преимущества Ariadn: качество алгоритмов построения профиля пользователя и генерации рекомендаций, а также бизнес-модель. Авторы декларируют, что они продают сервис с открытым интерфейсом, который легко встраивается в разные системы. Такой подход кажется перспективным, так как позволяет увеличить круг заказчиков».

Руководитель службы новых продуктов и услуг СЗФО «МегаФон», также член жюри  Web Ready, Михаил Жуков комментирует проект: «Ariadn вошел в число выбранных мной проектов, поскольку показался востребованным и перспективным как инструмент кросс-продаж. На многих сайтах сейчас используются внутренние рекомендательные системы, однако они, на мой взгляд потребителя, работают недостаточно адекватно. Эффективность применения не внутренней, а универсальной рекомендательной системы, которой является Ariadn, должны оценить их клиенты». 

 

 

Автор: Мария Криницына.

Тематики: Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: