Компания QIWI продала часть акций японцам

Компания QIWI Ltd, владелец терминалов моментальной оплаты услуг Qiwi и крупнейший игрок на этом рынке в России, представила своего нового акционера. Им стала японская компания Mitsui, которая получила 14,9 % акций за счет пропорционального сокращения долей действующих акционеров: Mail.ruGroup и менеджмента QIWI Ltd. Благодаря этому партнерству QIWI планирует выход на новые международные рынки.

При этом новый акционер не планирует увеличивать свою долю, а контрольный пакет акций по-прежнему остается у QIWI Ltd. В настоящее время доли акционеров холдинга распределены следующим образом: менеджмент QIWI Ltd. – 63,7 %, Mail.ruGroup – 21,4 %, MitsuiLtd – 14,9 %. До этого момента 75 % акций было у основателей компании, а 25 % у Mail.ruGroup. Сумма сделки в денежном отношении, равно как и число мест в совете директоров холдинга, которое получит японская сторона, не разглашается (кстати, сама компания QIWI довольно открыта в финансовом плане: в октябре 2010 года она первая на российском рынке моментальных платежей опубликовала финансовые показатели своей деятельности, в том числе и чистую прибыль – подробнее в новости раздела «QIWI» от 7 октября 2010 г.).

«Объем инвестиций компании Mitsui в российскую экономику за последние несколько лет составил 3 миллиарда долларов. Среди приоритетов нашего японского партнера – направление B2C и ИТ. На основе этих приоритетов мы встретились в октябре прошлого года и нашли точки соприкосновения, в результате чего в конце декабря и подписали соглашение о продаже акций», – рассказал президент Группы QIWI Андрей Романенко, представляя партнера. «Мы не стали вводить дополнительную эмиссию акций, поскольку наша компания развивается на рынке весьма успешно и нам не нужны дополнительные инвестиции, привлекаемые путем выпуска новых акций», – разъяснил он.

О прошлом и настоящем компании Mitsui рассказал ее генеральный менеджер в России Юйчиро Ханава. Он, в частности, поведал, что история Mitsui началась в далеком 1673 году с продажи кимоно и другого текстиля, в 1876 году была основана торговая компания Mitsui, впоследствии распущенная постановлением американских властей после Второй мировой войны, а уже в 1947 году была основана новая компания Mitsui, с которой началась современная история японского гиганта. «В настоящее время Mitsui работает во многих отраслях бизнеса и имеет 14 бизнес-единиц, которые занимаются металлургией, минеральными ресурсами, инфраструктурными проектами, автотранспортными средствами, морскими и аэрокосмическими судами, базовыми и высокотехнологичными химическими веществами, энергетикой, продуктами питания и розничной торговлей, оказанием потребительских услуг, информационными технологиями, финансовыми услугами, транспортной логистикой», – сообщил он. При этом основной приоритет сегодня Mitsui делает на инвестиционную политику, которая приносит компании более 80 % прибыли. Юйчиро Ханава также озвучил цифру в 3 миллиарда долларов инвестиций в российскую экономику, для сравнения сообщив, что компания Toyota за тот же период времени инвестировала в 10 раз меньшую сумму – 300 миллионов долларов. «В отличие от распространенных в США инвестиционных банков, мы занимаемся не только инвестициями, но и торговлей, которая помогает нам намного лучше узнать рынок», – пояснил он.

Что касается компании QIWI, то она благодаря партнерству с японским концерном планирует широкий выход на международные рынки. Как рассказал Андрей Романенко, на 2011 год запланировано начало работы на рынках США, Бразилии, Словакии, Сербии, Киргизии, Латвии, Вьетнама и других стран. В настоящее время холдинг ведет бизнес на территории Китая, ЮАР, Румынии, Украины, Грузии, Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Панамы, Малайзии, Болгарии, Таджикистана, Аргентины и Колумбии. В новых странах QIWI собирается предлагать самые различные сервисы. Например, в одной из стран СНГ компания продает карты для оплаты электричества, которые пополняются в терминалах и вставляются в электросчетчики. Со своей стороны, компания Mitsui рассматривает QIWI, как новую точку доступа на российский рынок, на котором можно реализовать многие технологии и сервисы, доступные и распространенные в Японии и других развитых странах Азии. Как рассказал Андрей Романенко, в первом квартале 2011 года менеджеры QIWI посетят Японию, где досконально изучат сервисы и технологии, доступные гражданам этой страны. «В Японии люди давно оплачивают продукты и проезд в общественном транспорте с помощью мобильного телефона, и это ни у кого не вызывает удивления», – пояснил он.

Президент QIWI также  подчеркнул, что сегодня бизнес за пределами России приносит компании QIWI 25 % прибыли, однако за два года планируется довести соотношение прибыли от России и других рынков до уровня 50 на 50. По итогам 2009 г. QIWI заработала 6,1 млрд рублей, показатель EBITDA составил 785 млн рублей, чистая прибыль – 467 млн рублей.

Рубрики: Маркетинг, Торговые сети, Финансы