Грядет «ЭРА-ГЛОНАСС»

Вчера в Москве прошел международный конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС», организованный Федеральным сетевым оператором «НИС ГЛОНАСС» и посвященный текущему статусу и планам развития одноименной системы экстренного реагирования при авариях. Проект предназначен для сохранения жизни и здоровья пострадавших в ДТП за счет ускорения прибытия служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях. «ЭРА-ГЛОНАСС» будет включать в себя спутниковые навигационно-коммуникационные устройства ГЛОНАСС/GPS, которыми в обязательном порядке начнут оснащать все новые автотранспортные средства с 2013 г., а также соответствующую инфраструктуру во всех субъектах РФ. В то же время на конгрессе большое внимание было уделено развитию европейского аналога – системы eCall и возможностям ее сопряжения с «ЭРА-ГЛОНАСС».

Напомним, что в основе государственной автоматизированной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» лежит принцип автоматического оповещения экстренных служб об авариях и экстренных ситуациях с автомобилями. Проектируется она в соответствии с распоряжением Правительства РФ, а единственным исполнителем проекта создания системы был определен Федеральный сетевой оператор «НИС ГЛОНАСС». При тяжелой аварии обеспечивается автоматическое включение двухсистемного телематического терминала ГЛОНАСС/GPS, выполненного по типу герметичного «черного ящика», а также передача информации о транспортном средстве, включая его точные координаты, на диспетчерский пункт Системы 112. Диспетчер получает возможность разговаривать с водителем и, получив подтверждение, организует выезд служб экстренного реагирования (МЧС, ГИБДД, скорая помощь). Такие автомобильные терминалы по желанию владельцев могут также использоваться для оказания целого комплекса других услуг, связанных с навигацией. А инфраструктура, созданная в рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», станет основой для развития в России навигационно-информационных систем, сервисов и оборудования на базе технологий ГЛОНАСС в интересах всех категорий пользователей. Планируется, что при использовании системы «ЭРА-ГЛОНАСС» время прибытия скорой помощи и спасателей к месту аварии сократится в среднем на 30 %, ее полноценное развертывание позволит сохранить жизни более 4000 человек, а также существенно снизить расходы бюджета на ликвидацию последствий ДТП. Немаловажным обстоятельством здесь будет являться и создание массового рынка для навигационного оборудования отечественного производства.

 

 Генеральный директор «НИС ГЛОНАСС» Александр Гурко

 

В первом международном конгрессе «ЭРА-ГЛОНАСС» приняли участие представители государственных организаций, ответственные за разработку и реализацию политики в области навигации и обеспечения безопасности на транспорте, российские и иностранные разработчики ПО и телекоммуникационного оборудования, автопроизводители, операторы фиксированной и мобильной связи. Собравшимся экспертам был представлен макет автомобиля с прототипом устройства «ЭРА-ГЛОНАСС», на котором была проведена имитация ДТП и демонстрация взаимодействия терминала и инфраструктуры оператора системы, передача и дешифрация сигнала об аварии, обмен информацией о транспортном средстве и его местоположении, организация двусторонней голосовой связи с салоном автомобиля.

«Международный конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС» дал уникальную возможность собрать в одном месте всех представителей иностранных и российских структур, участвующих в создании и внедрении системы: органы власти, разработчиков оборудования и ПО, автопроизводителей. Конгресс стал эффективной площадкой для обмена технической информацией, налаживания новых деловых связей среди производителей оборудования и ПО в сфере спутниковой навигации, дал возможность участникам получить практическое понимание алгоритма действия системы и ее инфраструктуры для разработки новых решений и продуктов», – отметил генеральный директор «НИС ГЛОНАСС» Александр Гурко.

В ходе работы над проектом «НИС ГЛОНАСС» разработал обязательные технические требования к терминалу системы. Одним из основных требований стало применение в нем встроенного in-band модема для автоматической передачи минимального набора данных (MSD – Minimum Set of Data). Стоит отметить, что в рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» планируется выпускать несколько разновидностей терминалов, от исполнения «только ЭРА» до полной версии. В последнем случае предполагается поддержка терминалом дополнительных мультимедийных функций и премиум-услуг, что требует от GSM-модуля дополнительной функциональности. Ее, в частности, может обеспечить модуль Telit  GE864-Quad-Automotive V2, благодаря наличию в нем интерпретатора Python, двух аппаратных последовательных портов, декодера DTMF, цифрового звукового интерфейса, возможности записи и воспроизведения звуковых сигналов, алгоритма определения «глушения» GSM-сигнала и множеству других функций, поддерживаемых только GSM-модулями компании Telit.

Компания Telit Wireless Solutions имеет солидный опыт в реальном внедрении своего решения In-band modem GE864-Quad-Automotive V2 – именно этот модуль уже давно успешно используется в европейском аналоге «ЭРА-ГЛОНАСС» – проекте eCall. Решение in-band modem является утвержденным ЕС стандартом передачи данных в рамках этой программы, и использование этой функции существенно повышает надежность системы, осуществляя параллельную передачу голосового потока и текстовых данных по единому каналу. «Наша первоочередная задача – превратить автомобили в безопасные, высокоинтеллектуальные средства передвижения, подключенные к единой телекоммуникационной сети. За прошедшие годы мы приложили немало усилий, развивая возможности eCall in-band modem, чтобы поддержать общественные инициативы по спасению жизней на дорогах», – отметил исполнительный директор Telit Communications Доминикус Хирл.

 

 Модуль Telit  GE864-Quad-Automotive V2

 

eCall – это интегрированная автомобильная система, предназначенная для оперативного информирования экстренных служб о дорожно-транспортных происшествиях. И суть этого проекта практически идентична отечественной системе, когда специализированные M2M-модули, интегрированные в автомобильные системы, позволяют по сигналу от спутника определять собственные координаты, а при необходимости отправлять эту информацию по каналам сотовой связи в запрограммированном направлении. В случае аварии eCall может быть включен вручную или активироваться автоматически, получив сигнал от внутренних сенсоров автомобиля (сотовое голосовое соединение Е112 устанавливается автоматически). По оценке европейских специалистов, эта система позволит ежегодно спасать до 2500 жизней, а также будет способствовать сокращению расходов, связанных с ликвидацией последствий ДТП. Объединение ESafety Forum, созданное по совместной инициативе Европейской комиссии, промышленных предприятий и других участников рынка, также активно выступает в поддержку внедрения eCall-стандартов и всех соответствующих требований. В 2010 году стартовала программа установки систем экстренного вызова на всех автомобилях, при этом Европейская комиссия ожидает полную реализацию проекта к 2014 году.

Понимая важность системы eCall и развиваясь в рамках единого европейского пространства, в «НИС ГЛОНАСС» ведут работы по гармонизации с ней проекта «ЭРА-ГЛОНАСС». Так, к примеру, в конце января этого года в офисе «ЕРТИКО» – «ИТС Европа» прошла встреча с представителями компаний производителей автомобилей по согласованию технических требований к терминалам eCall и «ЭРА-ГЛОНАСС», в которой приняли участие представители «БМВ», «Вольво кар», «Тойота», «Хонда», «Рено» и др. Тогда же «НИС ГЛОНАСС» провел с «ЕРТИКО» и переговоры по подготовке совместного пилотного проекта eCall и «ЭРА-ГЛОНАСС» на границе Финляндии и Ленинградской области, основной целью которого как раз и станет проверка совместимости двух систем, а также отработка взаимодействия в приграничной области.

Между тем европейская система eCall не является единственным подобным проектом в мире. К примеру, с апреля 2011 года в Бразилии заработает государственная система SIMRAV, по своему функционалу аналогичная «ЭРА-ГЛОНАСС». Интересно, что в ходе первого международного конгресса «НИС ГЛОНАСС» подписала с двумя бразильским компаниями Zatix и Upaya, вовлеченными в реализацию проекта SIMRAV, – соглашения о сотрудничестве и их консультационной поддержке создаваемой отечественной системы.

Опыт практической реализации таких проектов просто бесценен. Так, по словам представителя бразильской компании Kaitech Consultig Антонио Калмона, выступившего перед собравшимися специалистами, основным камнем преткновения в реализации проекта SIMRAV стали правовые вопросы, связанные с необходимостью обеспечить защиту и конфиденциальность персональных данных в процессе ее функционирования. Именно это отняло примерно год дополнительного времени. SIMRAV создавалась как противоугонная система – каждый год в Бразилии угоняли и продавали на запчасти более 1 тыс. машин, и ущерб от этого составлял около $1 млрд. Готовые решения по мониторингу, конечно, существовали и ранее, но в центре их стояли провайдеры услуг, что не устраивало автопроизводителей. В конечном счете они пришли к необходимости создания собственной защищенной системы по борьбе с угонами на базе телематических терминалов. В реализации проекта участвовало 200 специалистов, половина их которых была делегирована 35 производителями автомобилей, все 7 сотовых операторов Бразилии, а также провайдеры услуг. В результате, безопасность хранения персональных данных была реализована следующим образом: никто не может вскрыть телематический терминал, выполненный по типу небольшого герметичного «черного ящика», без письменного разрешения владельца транспортного средства. В то же время любая попытка физического проникновения в системы рассматривается как факт нарушения и включаются стандартные механизмы защиты от угона (блокировка зажигания, включение тормозов – без модуля машина вообще работать не будет). При этом специализированные SIM-карты, выполненные по защищенному стандарту 245, не позволяют сотовым операторам вычислить положение транспортного средства методом триангуляции, правительство также не имеет доступа к данным терминала. Еще одной проблемой при реализации SIMRAV стала необходимость сертификации поставщиков навигационно-телематических модулей. И если, по словам Антонио Калмона, в начале этого процесса доля брака достигала 5-10 %, в настоящее время он практически исчез (5 случаев на 1 млн). Но самым важным вопросом в процессе реализации бразильской системы SIMRAV была необходимость налаживания диалога и взаимопонимания между автопроизводителями, сотовыми операторами и провайдерами услуг.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Маркетинг, Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: