«Яндекс» принимает гостей. Состоялся первый «Я.Субботник» в Петербурге

26 февраля в Петербурге состоялся первый в городе «Я.Субботник». Бесплатный семинар для всех, кто интересуется интернет-технологиями, проходил в открытом формате живого общения. Сотрудники компании подготовили презентации о подробностях разработки некоторых сервисов «Яндекса», а также подробно ответили на вопросы аудитории.

Желающих посетить первый в городе «Я.Субботник» оказалось, по словам организаторов, даже больше, чем планировалось. Возможно, связано это с тем, что подобные мероприятия в Петербурге проводятся довольно редко. Возможность открытой дискуссии с разработчиками одной из крупнейших российских интернет-компаний интересна не только студентам технических специальностей, но и практикующим программистам и просто тем, кто уверенно владеет компьютером. «Аудитория наших субботников самая разнообразная, от школьников до сотрудников НИИ. Мы открыты для диалога на любом уровне», – говорит заместитель руководителя департамента разработки компании «Яндекс», один из организаторов петербургского субботника Григорий Бакунов.

Традиция проводить подобные мероприятия – достаточна давняя. Первый «Я.Субботник» прошел в 2009 году в Москве. Далее эта инициатива распространилась в ближнее зарубежье. Киев, Минск, Алматы – география субботних дискуссий с каждым годом становилась всё обширнее. «Конечно, с Петербургом мы запоздали – давно нужно было проводить такие открытые мероприятия, это очень полезная практика как для компании, так и для аудитории. Однако различные внешние факторы стали причиной того, что в Петербурге субботник прошел только спустя 3 года после московского. Впрочем, мы постараемся наверстать упущенное. Абсолютно точно, что это не последнее такое мероприятие здесь. В планах сделать его регулярным», – отмечает Георгий Бакунов.

 

 Заместитель руководителя департамента разработки компании «Яндекс» Григорий Бакунов

Заместитель руководителя департамента разработки
компании «Яндекс» Григорий Бакунов (с) Алисия GlaSS

 

Что касается тематики докладов, то специалисты «Яндекса» постарались сделать ее максимально широкой. Артем Ерошенко и Станислав Селиверстов из отдела тестирования «Яндекс» рассказали о том, как искать в поиске ошибки. Всё, что касается технической стороны поиска – отображение картинок, отсутствие «битых» и пустых ссылок, тщательно проверяется. Раньше «Яндекс» использовал для этих целей только инструмент Selenium, однако оказалось, что с обработкой большого количества данных он справляется слишком медленно. Эту проблему тестировщики  решили, начав использовать HtmlUnit, сделав его интерфейс таким же, как у Selenium, что позволило, не изменяя кода тестов, увеличить скорость поиска ошибок в 10-15 раз. Впрочем, одна из проблем до сих пор остается нерешенной: на сегодняшний день нет корректного инструмента для автоматического тестирования верстки. Ни одна из существующих программ не способна качественно справиться с этой задачей. На вопрос, почему «Яндекс» не хочет привлечь к тестированию пользователей путем размещения кнопки «Сообщить об ошибке», г-н Ерошенко отвечает просто: «В месяц аудитория «Яндекса» составляет около 25 млн уникальных посетителей. Даже если на эту кнопку нажмет один процент из этого числа, на наш отдел хлынет неподъемный объем информации. Поэтому мы предпочитаем автоматизировать этот процесс».

С еще одной стороной проблемы тестирования поиска ознакомил аудиторию руководитель службы оценки качества поиска Роман Поборчий. «Стоит различать выявление багов в выдаче и оценку релевантности поиска. Если в первом случае программа HTMLUnit может оценить лишь качество выдачи с чисто технический точки зрения, то её соответствие пожеланиям пользователя тестирует наш отдел с помощью асессоров. В этом деле не обойтись одной лишь автоматизацией», – рассказывает г-н Поборчий.

Однако и для оценки релевантности есть свои инструменты. Например, с помощью маркеров можно подобрать конкретные сайты к конкретным запросам.

«Среди пользователей часто можно услышать споры – какая поисковая система лучше. Кто-то приводит доводы в пользу «Яндекса», кто-то предпочитает Google, кто-то другие поисковые системы. И все эти люди правы. Качество выдачи напрямую зависит от запроса. По одним запросам, например на медицинскую или научную тематику, более полные результаты покажет одна система, по другим – другая. Это в том числе зависит от набора маркеров», – рассказывает г-н Поборчий.

 

  Руководитель службы оценки качества поиска «Яндекс» Роман Поборчий

Руководитель службы оценки качества поиска
«Яндекс» Роман Поборчий
(с) Алисия GlaSS

 

Существует также понятие «тематических маркеров». В этом случае составляется гипотека из авторитетных страниц по каждому запросу, который требует конкретных данных. На первом месте в поиске по таким запросам чаще всего стоят словари или Википедия. «Что примечательно, по запросу «поисковая система» в выдаче Google лидирует «Яндекс», и наоборот», – рассказал о курьезе тематических маркеров Роман Поборчий.

Еще один существенный аспект оценки релевантности поиска – с помощью экспертов-асессоров. Они оценивают релевантность выдачи по сложной шкале, что позволяет количественно измерять качество поиска и замечать, насколько улучшается или ухудшается ранжирование.

«Вообще-то, в краткосрочной перспективе компании невыгодно улучшать поиск – ведь чем выше его качество, тем меньше доходы от рекламы. Однако «Яндекс» активно работает над этой задачей, так как мы привыкли исходить из перспектив долгосрочных и интересы пользователя для нас приоритетны», – подытоживает г-н Поборчий.

Говоря о «Я.Субботнике», нельзя не упомянуть и активное участие аудитории в обсуждении докладов, и внесении поправок и предложений. В студии действовал принцип свободного микрофона – любой желающий мог высказать свое мнение и задать докладчикам вопрос.

«Компания «Яндекс» – один из крупнейших игроков на рынке, и для нас повышение образовательного уровня аудитории является выгодным. Именно поэтому мы занимаемся организацией и проведением мероприятий социальной направленности – таких, как «Я.Субботники». К тому же это прекрасный способ наладить обратную связь, выслушать претензии и предложения непосредственно от пользователей, что помогает оптимизировать работу в компании», – прокомментировал Григорий Бакунов.

Напомним, что компания «Яндекс» систематически проводит в Петербурге различные мероприятия. Подробнее о мастер-классе «Яндекс.Новости» см. материал раздела «Яндекс» от 22 марта 2010 г.

Рубрики: Маркетинг, Web

Ключевые слова: Яндекс, поисковые системы, Рунет